— Бывают у пассажиров даже конфликты из-за очередей, — рассказал редакции MSK1.RU житель Зеленограда Денис. — Приезжает автобус и тут же забивается весь под завязку. И нельзя ни сесть, ни дождаться другого, потому что уже опаздываешь на работу. А вечером ждешь: что делать, домой-то всем хочется побыстрее. А МЦД мне пользоваться неудобно, он дорогой. Почему из жителей Зеленограда второсортных москвичей сделали?
Автобус № е41 едет от автовокзала «Северные ворота» у метро «Ховрино» без остановок по платной трассе М-11, а потом останавливается в разных районах Зеленограда.
Корреспондент MSK1.RU в рамках проекта «Контрольная поездка» прокатится на автобусе № е41, начав с самой первой остановки в Ховрино. Она расскажет о своих впечатлениях, а также узнает о том, что власти планируют сделать с этим маршрутом в будущем, и поставит свою личную оценку: насколько пользование маршрутом похоже на ощущение, будто вы с другими пассажирами — селедки, запертые в банке?
«Будем как огурцы в бочке барахтаться»
Начинается час пик. В 17:56 прямо на моих глазах автобус отъезжает: в него не смогли поместиться все люди, которые хотели. Они остаются стоять в очереди.
К счастью, долго ждать им не приходится: следующий приезжает почти сразу же, через 2–3 минуты. В него моментально забиваются люди, которые стоят у каждой двери.
Вернее, не совсем у каждой: особенность очередей к автобусу № е41 такова, что на вход к первой двери стоит аккуратная вереница желающих войти, а на вход во вторую и третью, последнюю, — общей кучей. Объять эту кучу можно только в режиме панорамы.
— Мне кажется, они специально это делают, — тихо говорит мне одна из стоящих в очереди. Я уточняю, кто — «они» и что же они такое делают. — Очереди такие создают. Чтобы люди пользовались МЦД.
Женщина представляется Надеждой. Я спрашиваю, мол, а вы пользуетесь МЦД? Теперь же можно доехать так, не стоять здесь.
— Нет, мне неудобно, я в другой части Зеленограда живу, — отвечает мне Надежда.
Но тут очереди всегда. Причем и в выходные тоже: всем хочется их в Москве провести. И в 12 часов ночи бывает даже стоят. Вот куда можно обратиться?
В разговор включается пожилая женщина — Марина:
— Сейчас будем как огурцы в бочке барахтаться! — охает бабушка с сумками. — Я боюсь, что стоять буду целый час.
Оказывается, едет Марина на № е41 первый раз, но ей «дочка рассказывала, что она часто не влезает».
— Бывает, конечно, — рассказывает мне ждущий автобус другой пассажир Михаил, — не влезаем, ждем следующий.
Но с чем особо проблем у автобуса нет, так это с интервалами движения. Ездят они довольно часто. Люди говорят, что максимум ждут по 9 минут. Неприятно, но совсем некритично.
Очередь будто не заканчивается никогда: как только автобус «поглощает» одну часть людей, они тут же вырастают снова, словно грибы. Будто пассажиры способны размножаться почкованием или превращаться в растущее от дрожжей тесто.
— Совсем недавно жена звонила, жаловалась: вечером автобусов было очень мало, народу скапливалось много. Около девяти вечера это было, — добавляет Михаил. — К сожалению, такая очередь, как сейчас, — это нормально, меньше здесь вряд ли будет в час пик. Конечно, всем бы хотелось, чтобы больше было автобусов, но вряд ли так будет. Не на этом — так на следующем уедешь, бывало и похуже.
— А я вот звонила пару недель назад: здесь вообще все забито было. Мне сказали: «Автобусы все на маршрутах». Такое ощущение, будто их куда-то перенаправили, — вмешивается в разговор Татьяна. — Не знаю, с чем это связано, но мы там друг у друга на головах стояли! А сегодня еще ничего.
«Я тоже не успел»: изнанка автобуса
Влезли, конечно, не все. И не сразу.
У меня влезть с первого раза не получилось, и меня «утешил» житель Зеленограда Василий:
— Я тоже не успел, — говорит.
Оказалось, сегодня ему не везет второй раз: утром он возле автобуса решил уступить стоячее возле дверей место бабушке и поехать на следующем. Но его пришлось долго ждать, хотя в целом «по утрам он ходит быстро».
— Раньше я с работы выходил в семь, сейчас в шесть, — добавляет Василий, пока мы ждем следующий. — Когда в семь выходил, было, конечно, свободнее, но больше десяти минут я не ждал еще.
Через несколько минут ожидания Василий говорит:
— Накаркал, кажется.
Автобуса еще нет, а я стою в самом начале очереди, которая с каждой минутой становится злее. Кто-то рявкает, мол, чего снимаешь тут? Себя поснимай! А я и снимаю.
Наконец, автобус приезжает, и нам удается попасть с Василием в одну дверь. Он помогает оплатить мне проезд: сама я до валидатора в толпе не дотягиваюсь.
— Конечно, хочется, чтобы было больше автобусов. А еще лучше — чтобы у меня был хайвей от офиса до дома, — смеется Василий. — Короче, мечты разные бывают, но не все они осуществимые. Да, конечно, загруженный маршрут, но раньше было хуже. Когда ездили высокие такие автобусы «пригородного вида». Посадка больше времени занимала, дорога. Сейчас, я бы сказал, получше, но нет предела совершенству.
Автобус около 25–30 минут ехал по М-11 — естественно, быстро и без пробок. Первая остановка после «Ховрино» уже была в Зеленограде — такой вот трансфер между «основной» частью Москвы и ЗелАО.
Люди равномерно выходили на каждой остановке, но основная часть вышла на «Северной» — последней остановке на пути.
Будут ли вводить новые автобусы на маршрут?
Как объяснили корреспонденту MSK1.RU в ГКУ «Организатор перевозок», измерения загруженности салонов транспортных средств на маршруте № е41 проводились в течение первого летнего месяца — в июне этого года.
— По результатам проведенных обследований установлено, что среднее наполнение салона одного транспортного большого класса вместимости в часы пик составило — 49 пассажиров (нагрузка 61%). При этом зафиксированы отдельные рейсы, на которых наполнение салона составило — 77 пассажиров (нагрузка 96%), — уточнили в ГКУ «Организатор перевозок».
На данный момент, как сообщили в ведомстве, на маршруте курсирует 38 автобусов «большого класса вместимости» с «запланированным интервалом» в 3–4 минуты в часы пик.
— Неравномерные интервалы движения на маршруте могут возникать в том числе из-за сложной дорожной ситуации по маршруту следования, — добавили представители ГКУ «Организатор перевозок».
В целях стабилизации работы маршрута ГКУ «Организатор перевозок» направил обращение перевозчику о выпуске на маршрут технически исправного подвижного состава большого класса вместимости.
Запуск дополнительных автобусов на этом маршруте в настоящее время не запланирован.
Вердикт
Мнение корреспондента MSK1.RU: загруженность маршрута № е41 — 8 селедок в банке из 10. Из плюсов — маленькие интервалы движения и путь по платной трассе без пробок.
Селедки в банке — условная единица измерения загруженности маршрута, где 0 селедок в банке — это полностью свободный и комфортный маршрут, а 10 селедок в банке — максимально забитый автобус, в который даже не получается влезть. Единица измерения придумана MSK1.RU для метафорической, наглядной демонстрации забитости автобуса, времени ожидания и прочих факторов, влияющих на комфорт использования автобуса.
Напомним, материал подготовлен в рамках проекта «Контрольная поездка». В нем мы пробуем на себе самые невыносимые маршруты по мнению наших читателей и узнаем, что с этими маршрутами планируют делать надзорные органы.
Вы недовольны каким-нибудь автобусом в своем районе? Тогда мы приедем к вам.
Читайте также
«Контрольная поездка»: выпуск нулевой, пилотный, второй, третий, четвертый и пятый. Маршруты на любой вкус: центральные и областные, с поеданием чужих волос и пробками на шоссе;
почему водители такси перестали включать кондиционер в жару и можно ли от них это требовать?
MSK1.RU проехался в столичном транспорте с термометром: показываем результат.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».