Садовое кольцо, Тверская улица, Новый Арбат... Десять лет троллейбусная система Москвы считалась крупнейшей в мире — более 600 километров линий и более 90 маршрутов. Минск и Киев, занимавшие второе и третье места в этом топе, шли с сильным отрывом от российской столицы.
Сейчас в Москве остался один маршрут троллейбуса, трасса которого проходит по кольцу вокруг площади трех вокзалов. Также до сих пор по территории Москвы ходят троллейбусы из Химок до станции метро «Планерная», но они не относятся к структурам столичного Дептранса.
Корреспондент MSK1.RU прокатился на последнем троллейбусе в Москве и выяснил, куда подевались остальные маршруты.
За целый час — ни одного пассажира
Музейный маршрут «Т» запустили 4 сентября 2020 года — ровно через десять дней после полного прекращения движения троллейбусов в столице. Как тогда отмечали транспортные власти Москвы, маршрут был запущен в дань уважения этому виду транспорта.
Сейчас этот маршрут не пользуется популярностью. Подходим к остановке. Стоящие здесь женщины и слыхом ничего не слыхивали про этот троллейбус. Это и неудивительно: на линии работает всего одна машина, отсюда средний интервал — 20 минут.
Внутри самого троллейбуса — ни единой души. Мы специально проехали три круга вокруг площади трех вокзалов и мимо станции метро «Бауманская», но так и не встретили ни одного пассажира. Впрочем, возможно свой пассажиропоток у маршрута «Т» есть: он создает уникальную связку между Нижней Красносельской и Новорязанскими улицами. Но нам так и не повезло застать других людей в салоне.
Кстати, несмотря на то, что маршрут музейный, стоимость проезда в нем такая же, как и в автобусах и электробусах: 57 рублей по карте «Тройка». Кстати, изначально планировалось, что историческим и культурным наполнением маршрута «Т» будет заниматься «Музей транспорта Москвы», находящийся на части территории бывшего 2-го троллейбусного парка, мимо которого и ходит маршрут «Т». А вместо современных троллейбусов СВАРЗ-МАЗ 6275 по музейной трассе хотели пустить ретротроллейбусы.
Но спустя четыре года реконструкция «Музея транспорта Москвы» так и не завершилась: корреспондент MSK1.RU связался с PR-службой этой организации, чтобы уточнить сроки окончания работ и поинтересоваться дальнейшими планами по обслуживанию маршрута «Т». Однако на момент публикации мы так и не получили ответ.
Из окна музейного троллейбуса можно увидеть фуд-комплекс «Три вокзала. Депо» (занимает другую часть бывшего 2-го троллейбусного парка), Богоявленский собор в Елохове и живописный железнодорожный ландшафт путей Казанского направления Московской железной дороги.
— Я получил эстетическое наслаждение от щелкающих звуков реле и завывания электродвигателя, знакомых мне с раннего детства, — поделился впечатлениями от поездки корреспондент MSK1.RU. — Однако немного разочаровал тот факт, что несмотря на заявленную «музейность» маршрута, внутри не было совершенно никакой справочной информации об истории московского троллейбуса.
Собянин пришел — троллейбус ушел?
Троллейбусное движение в Москве открылось 15 ноября 1933 года. Тогда «рогатые» пошли по маршруту от Белорусского вокзала до района будущей станции метро «Сокол», где был открыт первый троллейбусный парк. У столичных властей 30-х годов были амбициозные планы — заменить трамваи в центре Москвы троллейбусами. Так в итоге и вышло — в 70-е годы внутри Садового кольца трамвайная линия осталась только на Чистых прудах и Новокузнецкой.
Первые троллейбусы для Москвы выпускали на Сокольническом вагоноремонтном заводе (СВАРЗ). Ровно 90 лет спустя СВАРЗ стал единственной площадкой в Москве для обслуживания и ночного отстоя машин по маршруту «Т». Таким образом, история московского троллейбуса началась и закончилась здесь.
В послевоенное время троллейбус стал одним из неотъемлемых атрибутов столицы: «рогатые» нашли свое отражение как и в бардовских песнях (вспомнить тот же «Полночный троллейбус» от Булата Окуджавы), так и в большой политике — именно троллейбусы использовали в качестве баррикад во время путча в августе 1991 года.
К началу 2010-х годов троллейбусная система Москвы достигла своего максимального развития. Однако уже тогда над этим видом транспорта сгущались тучи: в 2010 году новоизбранный мэр Москвы Сергей Собянин представил свои предложения: в перечень вошла и ликвидация троллейбусов с центральных улиц Москвы.
А в январе 2014 года директор Мосгортранса Евгений Михайлов рассказал о планах по постепенной замене троллейбусов на автобусы.
— Приобретение меньшего количества троллейбусов связано с разработкой плана реформирования троллейбусного движения до 2020 года, предусматривающего вывод из эксплуатации троллейбусов и замену подвижного состава на автобусы, — делился планами властей Михайлов в интервью телеканалу «Москва 24».
Как показало время, Михайлову удалось частично сдержать свое обещание: троллейбусы действительно прекратили ходить по регулярным маршрутам в Москве в августе 2020 года, но их заменили не только автобусы.
«Чистое небо» и электробусный рай
В 2015 году мэрия Москвы представила программу «Чистое небо», направленную на улучшение визуального облика столицы путем освобождения центральной части города и ключевых магистралей от воздушных линий. Именно в этот период пропали троллейбусы с Нового Арбата, Тверской улицы и Садового кольца. А вскоре процесс ликвидации распространился и на окраины столицы: по странному стечению обстоятельств, часто закрытию очередного маршрута предшествовал анонс благоустройства по еще одной знаменитой собянинской программе — «Моя улица».
Кто мог заработать на ликвидации московского троллейбуса
Основными подрядчиками мэрии Москвы при проведении работ по благоустройству в центре города были компании АРПТ и «Техноконцепт». Именно они занимались демонтажем троллейбусной сети на части Садового кольца в рамках программы «Моя улица». Ряд источников связывает указанные компании с известным столичным бизнесменом Мурадом Бениаминовым: номера телефона АРПТ совпадают с номерами телефонов компании «Прайм Телеком», принадлежащей Бениаминову и членам его семьи.
Есть и другие факторы, указывающие на связь между Бениаминовым и выгодой от ликвидации троллейбусов: в 2016 году компания «Академия», принадлежавшая Бениаминову, приобрела у Мосгортранса ремонтную базу контактной сети у станции метро «Динамо». А в 2017 году другая компания Бениаминова — «Сигма», арендовала у Мосгортранса комплекс 4-го троллейбусного парка на Лесной улице неподалеку от метро «Белорусская», где вскоре открылся фуд-комплекс «Депо». Аналогичный комплекс потом открыли и на территории 2-го троллейбусного парка на Новорязанской улице
Общественники и экологи тогда возмутились тем, как чиновники внедряют программу «Чистое небо», и даже организовывали митинги в поддержку московского троллейбуса.
Мэр Москвы Собянин в ответ заявил о планах по замене троллейбусов на экологически чистые электробусы.
— Говорят, что мы электротранспорт убиваем, а это экологическая составляющая. Я говорю: коллеги, мы вообще наметили себе цель уйти от наземного транспорта на жидком топливе и перейти на электрическую тягу. Не слышат, генерируют свое: а вот там несколько троллейбусных линий закрыли, — рассказывал в 2018 году в интервью изданию «Эксперт» Собянин.
В итоге, количество маршрутов московского электробуса обошло количество маршрутов московского троллейбуса в 2024 году: 137 vs 91. Тем не менее, урбанист Аркадий Гершман до сих пор скептически относится к событиям тех лет.
— Электробус теряет очень много времени на зарядку, его запас хода слишком ограничен, и это всё выливается в большие затраты на инфраструктуру и на персонал.
Если бы в Москве пошли по пути Петербурга, где троллейбусы с увеличенным автономным ходом и динамической подзарядкой, этих болячек бы не было.
Решение о ликвидации троллейбусов и о закупке электробусов было продиктовано не заботой об экологии и гражданах, а скорее политическими амбициями и лоббизмом производителей этой техники. Электробусы намного дороже троллейбусов и автобусов и, соответственно, для производителей нашли в какой-то мере искусственно большой рынок для сбыта, — рассказал корреспонденту MSK1.RU Аркадий Гершман.
В интервью нашим коллегам из «Фонтанки» руководитель столичного Дептранса Максим Ликсутов, наоборот, высоко оценил «электробусную реформу».
— Электробусы в Москве надежно работают уже почти 5 лет, отлично себя зарекомендовали и в мороз, и в жару, нравятся пассажирам. Заказ города вывел на новый уровень отечественное машиностроение, а также показал перспективы и будущее развития электрического транспорта. Видим только плюсы этого решения. Я много раз спрашивал наших водителей электробусов, которые раньше управляли троллейбусом. Общее мнение — электробус намного лучше, удобнее, быстрее. Им хочется работать на электробусе, — рассказывал чиновник в 2023 году.
Какой вид электротранспорта больше подходит для Москвы?
Ранее MSK1.RU рассказывал о планах властей Москвы по полной замене всех столичных автобусов на электробусы. Москвичи приняли эту задумку «в штыки». Также недавно новый директор Мосгортранса Николай Асаул анонсировал появление в Москве электробусов-гармошек.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из телеграм-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».