Между Москвой и Вологдой могут запустить поезд «Финист» — полностью импортозамещенный аналог «Ласточки». Такую возможность обсудил врио губернатора Вологодской области Георгий Филимонов на встрече с министром транспорта России Романом Старовойтом.
Раньше «Финист» использовался в основном в Свердловской области, где его производят. В январе этого года, вскоре после запуска, поезд сломался по пути из Екатеринбурга в Нижний Тагил, и пассажирам пришлось выходить на мороз либо ждать резервную электричку. Рассказываем, что известно о новом поезде и о том, где он поедет.
Как создавали «Финист»
«Ласточки» производили «Уральские локомотивы» — совместное предприятие немецкой фирмы Siemens и российской группы компаний «Синара». В ноябре 2022 года зарубежный производитель почти целиком ушел из России: поставка новых «Ласточек» прекратилась.
Тогда «Синара» столкнулась с необходимостью сделать поезд, который бы целиком разрабатывали в России. Раньше в нем мог быть, к примеру, отечественный кузов, но важнейшая механика не обходилась без иностранных компонентов, рассказал MSK1.RU транспортный эксперт Владислав Булгаков.
В декабре 2023 года РЖД запустил «полностью импортозамещенный» аналог «Ласточки» под названием «Финист». Как писали РИА Новости, одной из особенностей нового поезда стал один дополнительный туалет по сравнению с предшественником. Других отличий обозначено не было.
Наши коллеги из E1.RU показывали, как собирают новые вагоны. На сборку одного поезда уходит около шести месяцев. В год предприятие способно производить до 200 вагонов.
Поначалу «Финист» запустили в Свердловской области, рядом с заводом-производителем. Не прошло и месяца, как поезд дал первый сбой — он остановился посреди путей маршрута Екатеринбург — Нижний Тагил. Спустя время пассажиров попросили одеться и выйти на мороз ждать резервный поезд.
По данным «Яндекс.Карт», расстояние в пути по этому маршруту — приблизительно 150 километров. Это примерно в три раза меньше, чем маршрут Москва — Вологда. Эксперты объясняли поломку новизной состава — производители не всё успели привести в порядок.
— Уверен, что «Финист» доведут до приемлемого состояния, — рассказывал тогда MSK1.RU глава Союза пассажиров России Кирилл Янков.
Тем не менее в начале августа этого года поезд неудачно запустили в Башкирии — он совершил аварийную остановку в первый же день эксплуатации. Судя по кадрам роликов очевидцев, двери вагонов приходилось открывать вручную из-за отключения электричества.
— Пересадили всех в другой поезд. Сейчас все выходят из вагонов. Сказали, подгонят другую электричку. Вот такая она, первая поездка, — прокомментировал происходящее автор ролика.
Нехватка поездов
На днях, в августе этого года, на пригородных направлениях столицы заметили «Ласточки» из Свердловской области и Пермского края. Такие поезда курсируют на Ленинградском направлении.
Новые составы «Финиста» же, по словам замгендиректора компании-производителя Антона Зубихина, популярностью не пользуются.
— На данный момент могу сказать, что по электропоездам «Финист», к сожалению, у нас на четвертый квартал нет параметров заказа. И на следующий год у нас пока параметров, к сожалению, тоже нет, — сообщил «Интерфаксу» представитель компании «Синара».
«Финист» на столичных направлениях
16 августа «Синара» в своем телеграм-канале сообщила, что поезд отправился на полигон НИИ железнодорожного транспорта в Москве. Тестирование пообещали закончить в октябре. Кроме того, для новой модификации (ЭС104) разработали новый тип прицепного вагона, в котором разместят часть оборудования. Так можно будет регулировать количество вагонов в составе — от 3 до 12.
В новом «Финисте» 652 посадочных места и 6 туалетов. Он может развивать скорость до 160 километров в час.
Спустя несколько дней после этого временный глава Вологодской области Георгий Филимонов обсуждал перспективы развития региона с министром транспорта России Романом Старовойтом. Судя по пресс-релизу на сайте правительства области, они обсудили расширение дороги до Ярославля, проект малого кольца вокруг Вологды и так далее.
В последнем абзаце было кратко упомянуто, что сейчас «рассматривается возможность запуска скоростных поездов "Финист" из Вологды в Москву и обратно».
Расстояние в пути между городами составляет около 450 километров. По словам Владислава Булгакова, запускать на такое расстояние пригородные поезда вроде «Финиста» — нерационально. Они в лучшем случае приспособлены к маршрутам до 300 километров.
— Допустим, что расстояние между Вологдой и Москвой не так критично, — добавил в разговоре с MSK1.RU Булгаков.
В таком случае у меня возникает вопрос: неужели у них не осталось «Ласточек», переделанных под междугородние перевозки?
Несмотря на схожесть «Ласточки» и «Финиста», последний отличается слабым электрическим оборудованием и проблемами с приводом, который приводит поезд в движение. По словам эксперта, поэтому и произошел сбой на пути Нижний Тагил — Екатеринбург.
Так что делать в случае, если старых «Ласточек» не хватает, а их преемник, судя по всему, пока не справляется?
— Поезда ездят под 30 лет, — сказал Булгаков. — Если говорить о комплектующих, то где-то могут завезти параллельным импортом, где-то все-таки создать аналог. В крайнем случае — небольшой каннибализм. Комплектующих, разумеется.
Редакция MSK1.RU запросила комментарий у компании «Синара». Дополним текст или опубликуем ответ отдельно, как только он придет.
Тем временем в самой столице осенью этого года начнутся тестовые поездки беспилотных трамваев с пассажирами. Водитель всё еще будет в кабине, но управлять поездкой будет компьютер. Транспортный эксперт рассказал, как работают такие трамваи в Петербурге и что изменится в столице с их появлением в столице.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU, там стартовал розыгрыш 10 Яндекс Станций Мини среди подписчиков.