Первый этап продления МЦД в регионы начнется в 2025-м и займет три-четыре года. Об этом в интервью ТАСС заявил мэр Москвы Сергей Собянин. Опрошенные MSK1.RU эксперты одобрили идею развития Центрального транспортного узла, но некоторые из них отметили, что в представленном виде он граничит с «абсурдом».
MSK1.RU рассказывает, что представляет собой проект развития ЦТУ и как оценивают его транспортные эксперты.
Как МЦД продлят в регионы
О планах продлить МЦД с соседние с Московской областью регионы заявил Владимир Путин осенью 2023 года. Позже об этом неоднократно говорил Сергей Собянин. По его словам, частоту движения поездов увеличат втрое: закупят новые составы и частично модернизируют ж/д структуру.
В дептрансе дополнили, что сценарий развития Центрального транспортного узла согласовали с РЖД. Если на первом этапе интервал движения поездов сократят в среднем до часа, то на втором — уже до 20-30 минут.
Центральный транспортный узел включает в себя столичный регион, Рязанскую, Тульскую, Липецкую, Калужскую, Смоленскую, Тверскую, Ярославскую и Владимирскую области. Также в него входит Тамбовская и части Воронежской и Белгородской областей.
На сайте мэра представлена схема развития ЦТУ. Инфраструктуру первого «диаметра» расширят до Смоленска и Калязина Тверской области, второго — до Тулы и Ржева Тверской области, третьего — до Рязани и Твери.
МЦД-4 «продлят» до Владимира и Калуги. Будущее МЦД-5 находится под вопросом, но на Павелецком направлении ЦТУ «пройдет» до Новомосковска Тульской области, а Ярославское — то ли до Ярославля, то ли до Костромы (на схемах власти рисуют по-разному).
Вероятно, выделенные на схеме города могут стать остановками экспресс-маршрутов электричек ЦТУ, но власти это пока не уточняли. Кроме этого, на сайте мэра отдельно выделены конечные МЦД, а также Домодедово и Пушкино. На данный момент неясно, станут ли города конечными для поездов ЦТУ или это дизайнерская изюминка.
Конечные электрички на МЦД — «абсурд»
В целом эксперты одобряют идею развития Центрального транспортного узла. Но они не верят в то, что электрички ЦТУ будут довозить пассажиров до конечных МЦД (Подольска, Одинцово, Раменского и так далее). Председатель Союза пассажиров России Кирилл Янков говорит, что уже сейчас существуют экспресс-электрички из регионов, которые едут в центр Москвы.
— Время на пересадку (на конечных МЦД), плюс более медленное прохождение участка МЦД, потому что МЦД — это сервис со всеми остановками, — уточнил Кирилл Янков. — Это на самом деле значительное удлинение времени в пути по сравнению с существующими экспрессами, которые есть в Калугу, Тулу, Рязань, Владимир и Смоленск.
И в Ярославль ходят электропоезда на локомотивной тяге. Сейчас, в нынешней ситуации, выглядит как какой-то абсурд.
Пассажиры из регионов, если им предложат пересаживаться на МЦД, будут жаловаться своим губернаторам, считает эксперт. Кроме этого, уже на конечных «диаметров» они перегрузят электрички.
— От Одинцова до Москвы — четыре пути, — добавил эксперт. — Сейчас «Ласточка» из Смоленска спокойно доезжает до Москвы без остановок. Попытаться сказать: «А вот теперь мы высаживаем вас в Одинцово и садитесь на МЦД»? Конечно, они МЦД забьют дополнительным пассажиропотоком.
Идея создания ЦТУ хорошая, но поезда от конечных МЦД — это уже абсурд. И более того, я уверен, что в таком виде это реализовано не будет.
Ведущий инженер факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ Максим Климанов также полагает, что электрички ЦТУ все же будут проходить через столицу.
— Больший смысл имеют поезда, которые ходят между крупными городами и Москвой. Но в самой черте московской агломерации стоит делать больше остановок, потому что Москва — это не один пункт. В ней довольно много точек притяжения, — пояснил он.
Это будут экспресс-поезда или со всеми остановками?
Урбанист Аркадий Гершман раскритиковал проект «продления МЦД». Он предположил, что поезда будут останавливаться на всех станциях по пути из областных центров: по его мнению, составы сможет обогнать «любая маршрутка». Но эксперты полагают, что проект ЦТУ все же подразумевает экспресс-поезда.
Сейчас, говорит Кирилл Янков, экспрессы имеют оптимальное количество остановок: до Смоленска — в Можайске, Гагарине, Вязьме и других городах, до Ярославля — в Сергиевом Посаде, Александрове, Ростове Великом и так далее.
— Чем дальше едет поезд, тем меньше нужны остановки на каждой станции по пути, и тем больше эти остановки на каждой станции удлиняют время в пути. Естественно, что экспресс до Калуги должен может иметь 2−3 остановки: скажем, на конечной МЦД в Апрелевке и где-нибудь в Обнинске, — объяснил MSK1.RU председатель Союза пассажиров России.
Естественно, поезд до Смоленска или Ярославля со всеми остановками — это абсурд в квадрате. Я уверен, что такого-то не будет уж точно.
Эксперт по городской мобильности Максим Климанов напоминает, что основная функция поездов — перевозка большого количества пассажиров между «точками генерации пассажиропотока». Поэтому между крупными городами должны быть более высокая интенсивность движения.
— Если целый поезд, в котором едет очень много пассажиров, останавливается в деревне ради того, чтобы загрузить одну пенсионерку, то это не очень рационально. На остановках, на которых мало живет жителей, сообразно делать ниже интенсивность движения, — поясняет эксперт Высшей школы экономики.
Вместе с этим, отмечает Максим Климанов, пригородные подмосковные экспрессы пострадали с началом работы МЦД, так как поезда «диаметров» останавливаются на каждой станции.
— Например, жители Зеленограда, на мой взгляд, от МЦД скорее проиграли. Безусловно, у них повысился комфорт обслуживания: обустройство станции, поезда и так далее. Но при этом количество экспрессных поездов в Москву сократилось, — рассказывает MSK1.RU эксперт по городской мобильности.
Кроме этого, наладить регулярное движение поездов между разными регионами проблематично, считает эксперт. Правда, руководитель дептранса Москвы заявлял, что вопрос согласован с РЖД.
Всегда дневные межрегиональные поезда, в которых преобладают сидячие места, имели проблемы, и они всегда были в дефиците. Их сложно организовать с точки зрения взаимодействия регионов между собой.
Как обустроить инфраструктуру для ЦТУ
Как уже рассказал мэр Москвы, для развития ЦТУ закупят поезда и модернизируют инфраструктуру. Опрошенные MSK1.RU эксперты объяснили, что речь может идти в том числе про обновление платформ и укладку новых путей.
— Какие-то участки, если у них есть дефицит пропускной способности, могут снабжаться дополнительными путями, то есть укладываются дополнительные главные пути, на которых может ездить больше поездов, — рассказал Максим Климанов.
Если говорить про продление в регионы, существуют другие факторы, связанные с ограничением ж/д инфраструктуры. Например, такие технические аспекты, как система центральной блокировки, система подачи электроэнергии, электрификация.
Кирилл Янков поясняет, что пути нужно достроить и в Москве: нет четырех путей от Нижегородской до Курского вокзала и от Люблино до Курского вокзала. Понадобится улучшить путевую инфраструктуру в Одинцово и на более удаленных участках.
— И наверное, где-то дальше за МЦД тоже надо улучшать инфраструктуру. Может быть, надо электрифицировать участки Шаховская — Ржев. Может быть, электрифицировать участок Савелово — Калязин, который не электрифицирован (по Рижскому и Савеловскому направлениям), — уточнил председатель Союза пассажиров России.
Отдельные вопросы вызывает и то, что пути могут быть заняты грузовыми поездами. Например, из-за этого происходят сбои на Казанском направлении. На Киевском, Курском и Белорусском направлениях проблем быть не должно.
— Основные сложности будут по Рязанскому и по Горьковскому. Третий путь Воскресенск — Голутвин может быть очень кстати. Там были проекты в долгосрочных планах. Возможно, по Ярославскому тоже будут проблемы: за Александровом до Ярославля там тоже грузовое движение интенсивное, — объяснил MSK1.RU Кирилл Янков.
Как улучшится жизнь пассажиров?
В мэрии уже пообещали сократить интервалы сначала до часа, затем до получаса. Кирилл Янков считает, что отдельным плюсом было бы тактовое расписание (с фиксированными интервалами): например, поезда прибывает в 6, 7, 8 утра и так далее. Также председатель Союза пассажиров России считает, что экспрессы можно дополнительно ускорить.
Оба эксперта сходятся на том, что можно ввести единую систему билетов и тарифов, как в случае МЦД.
— Вероятнее всего, будет введена новая тарифная система. Москва очень заинтересована в том, чтобы распространять действия «Тройки» и подобных билетов на другие регионы, другие виды транспорта, — говорит Максим Климанов.
Подозреваю, что в некоторых случаях проезд будет выгоднее. Хотя тут мы заходим на тонкий лед взаимоотношений межрегиональных, которые часто сложно устроены.
Кирилл Янков предлагает и другие «бонусы» для пассажиров электричек ЦТУ.
— Например, для купивших билет на экспресс можно сделать бесплатную пересадку на метро или даже бесплатный проезд на городском транспорте Москвы в день прибытия, — поясняет MSK1.RU председатель Союза пассажиров России.
При этом ведущий инженер факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ Максим Климанов говорит, что МЦД — это во многом информационный продукт, который по-новому позиционирует существующие железнодорожные линии.
Нужно ли продлевать МЦД в регионы?
Недавно Москомархитектура приостановила распоряжения о подготовке тоннеля и других станций МЦД-5. Первые два «диаметра» запустили в ноябре 2019 года. В 2023 ввели в работу еще два сервиса МЦД: в августе запустили D3, а в сентябре — МЦД-4.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU, там проходит розыгрыш iPhone 16 и трех «Яндекс Станций» среди подписчиков.