С объявления президентом России частичной мобилизации прошло уже 6 дней. Многим в эти дни пришлось принимать непростые решения — сотни тысяч россиян уже выехали за границу, десятки тысяч в эту минуту стоят в очередях к пропускным пунктам и на регистрацию в аэропортах.
Мы продолжаем публиковать рассказы тех, кому удалось уехать, несмотря на то что сейчас происходит у границ с соседними странами. Сегодня с MSK1.RU своей историей поделился Максим (имя изменено по просьбе героя).
25 сентября он покинул Иркутск, чтобы через Москву лететь во Владикавказ, а оттуда — ехать на машине до границы с Грузией. На авиабилеты он потратил 40 тысяч рублей. 25 сентября в 18:30 Максим сел во Владикавказе в машину, с водителем которой договорился о трансфере прямо в Тбилиси.
— Водителя я нашел через друзей, так что за весь маршрут заплатил 25 тысяч рублей. Слышал от соседей суммы в 45 и 55 тысяч, так что считаю, что мне еще повезло. Вскоре на выезде из Владикавказа мы встали в большую пробку к блокпосту, организованному, чтобы немного разгрузить дорогу, ведущую к Верхнему Ларсу. Знакомые сказали, что ждать бессмысленно. Я покинул трансфер и пошел к блокпосту пешком.
Приняв такое решение, Максим понимал, что теряет сумму, которую заплатил водителю, но слухи, что границу могут закрыть, давали ему понять, что медлить нельзя.
«У блокпоста я за 25 тысяч приобрел старенький велосипед. На нем я ночью проехал 35 километров в сторону КПП»
— Ехал с тяжелыми сумками. Было неудобно, ноги страшно уставали. Когда я понял, что больше не могу крутить педали, я сел в попутку за 5 тысяч, велосипед взял с собой.
Максим доехал до начала пробки, где машины стояли уже на пограничный контроль. На тот момент пробка была в районе 30 километров.
— Я попрощался с водителем, достал велосипед и поехал вдоль очереди машин.
«Ноги то и дело сводило судорогой, приходилось останавливаться, разминать мышцы»
— Сотрудники ДПС пугали, что вот-вот в полночь закроется граница. Поэтому я старался подолгу не отдыхать и ехать дальше. Ехал мимо множества людей, кто-то шел пешком в темноте все эти километры. Слышал разговоры водителей о ценах за места в очереди и за сопровождение. Местные наловчились блокировать движение ближе к пограничному пункту и пропускать «своих» — водителей, заплативших им за эту услугу.
Такая проблема действительно существует, в телеграм-чате Верхнего Ларса можно всё чаще встретить призывы мешать местным водителям вклиниваться в очередь и проезжать по встречной полосе.
«Звучали цены до полумиллиона за сопровождение машины без очереди. В это, конечно, сложно поверить»
— Спустя три часа, в 01:30 ночи я добрался до российского КПП, — продолжает Максим. — Там столпилось множество велосипедистов. Самокаты, насколько знаю, уже были запрещены как транспортное средство для пересечения границы. Запускали по очереди: машины, потом несколько велосипедистов, снова машины.
Таможенный контроль Максим прошел без проблем. Он считает это большой удачей, ведь некоторых его попутчиков забрали для дополнительного досмотра и опроса.
— Судя по моим наблюдениям, из каждой группы людей кого-то рандомно отбирали для «более серьезного разговора». Их подолгу могли спрашивать о мобилизации, воинском учете и службе. Так было с парнем в соседнем окне. Он не был подозрительным, но его так легко не пропустили. Мне повезло. О судьбе того моего попутчика я ничего не знаю.
Максим вышел из здания КПП, получил велосипед, показал штамп и в полной темноте по горной дороге нейтральной территории отправился в сторону грузинского пограничного пункта.
«Я больше не мог ехать: ноги отказали окончательно. Медленно шел пешком в сторону Грузии»
— По дороге я встречал многих, у кого кончилась вся вода и еда. Целые семьи с маленькими детьми и огромными сумками. Я помогал чем мог.
В районе 3 часов ночи Максим встал в очередь велосипедистов у грузинского КПП. Здесь движение было затруднено из-за толпы тех, кого по какой-то причине отказывались пропускать.
— Кажется, это были представители каких-то кавказских национальностей — чеченцы, дагестанцы. Пока они не покинули терминал, пограничникам приходилось задерживать движение.
Когда вопрос был решен, Максим прошел, наконец, границу с Грузией. Никаких лишних вопросов ему не задавали, просто пролистали паспорт.
— Уже на грузинской стороне я вздохнул спокойно. Оставалось найти трансфер до Тбилиси. Велосипед, который обошелся в 25 тысяч, мне, как и многим, пришлось оставить возле КПП — его бы никто не согласился везти. Вскоре вместе с пятью попутчиками, заплатив по 2 тысячи с каждого, мы уже мчали в сторону грузинской столицы. Глаза закрывались сами собой.
У автовокзала Тбилиси я поменял валюту по курсу 22 рубля за один лари и купил местную сим-карту на 150 минут и 10 Гб за 25 лари. Теперь я на квартире, которую мне помогли снять друзья. Наконец я поел, отдохнул и сходил в душ. О долгой дороге напоминает только боль в ногах.
На вопрос, какие советы Максим мог бы дать уезжающим в Грузию, он посоветовал быть осторожными во Владикавказе.
— По своему опыту скажу: с местными лучше не конфликтовать. Если вы решили попробовать сбить цену или затеять с ними спор, ведите себя сдержанно и лучше уступите, если видите, что к вам не расположены. Сейчас все на взводе, не стоит усложнять себе жизнь заранее, вам еще многое предстоит преодолеть, прежде чем вы окажетесь по ту сторону границы.
Огромные очереди на КПП заставляют многих людей, желающих пересечь границу, проявлять изобретательность в способах ускорить прохождение контроля. На что идут россияне, чтобы уехать, читайте в нашей статье. Мы публиковали актуальную информацию о том, что сейчас происходит на границе с Казахстаном, рассказывали, о чем говорят мужчины перед погранконтролем в Шереметьево. Также читайте комментарий юриста, могут ли силой вернуть уклонистов, которые сбежали за границу и что лучше делать с недвижимостью, если вы уезжаете.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из телеграм-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».