MSK1

Подробнее
USD 92,37
EUR 99,53
Страна и мир Истории покинувших Россию мнение «Я думала только о том, чтобы не умереть в нейтральной зоне» — семья москвичей, бросив всё, уехала в Грузию

Им пришлось оставить машину с вещами в пригороде Владикавказа и идти к границе пешком

На российско-грузинской границе очередь машин уже превышает 30 километров

С каждым днем обстановка на границах России становятся всё более неутешительной. Очереди в десятки километров, целые семьи, страдающие от голода и жажды, запредельные цены на услуги местных водителей. Москвичка Виктория К. рассказала MSK1.RU о том, как далось преодоление границы с Грузией ей и мужу:

— Мы с мужем живем в Москве. Или жили, теперь уже не ясно. В последние годы мы — самозанятая семья. Супруг работает с компьютерной графикой, я же некоторое время назад отошла от дел, борясь с депрессией.

Уезжали мы дважды. Первый раз — почти сразу после начала спецоперации. Тогда основной причиной отъезда была работа мужа с иностранными компаниями. Но и мне смена обстановки была необходима — хорошая динамика выздоровления от депрессии сменилась рецидивом, от новостей моя тревога с каждым днем усиливалась. И хотя я стараюсь всегда перепроверять всю информацию, меня мучили тяжелые мысли. Начались разногласия с друзьями и близкими.

Почему вернулись в первый раз? Поняли, что для переезда нужно подготовить большее количество документов, чем у нас было на руках. А приехав, вошли в ритм московской жизни, встречи с семьями и друзьями. Подготовка документов чуть затянулась.

Второй раз мы уехали два дня назад. Мы уехали вдвоем, детей у нас нет. Правда, есть старенькая кошка, но ее было решено оставить у родителей, она их знает и любит.

«Причина — проста, как и у многих. Мне очень сложно представить свою жизнь без мужа, если ему придется уйти служить»

В общем-то особой подготовки к поездке у нас не было, собраться быстро помог опыт прошлого отъезда. Мы просто сложили теплую одежду, ноутбуки, готовую папку с документами и деньгами. Повидались с теми родственниками, с которыми успели. Сели в машину и поехали в направлении к российско-грузинской границе.

В Грузию мы уезжали и в прошлый раз. Страна подходит нам по всем параметрам: беспроблемное долгое пребывание для россиян, возможность открытия счета и аналога нашего ИП, относительно низкие налоги, приятные люди, красивая природа. Так бы мы рассуждали в любое другое время. Но в эту поездку всё ощущалось по-другому. Вынужденно.

Всю дорогу мы читали чаты, посвященные переезду через границу. В таком потоке информации было сложно понять, где правда, где слухи, а где просто паника. Мы ехали почти без сна, так как понимали, что у границы сейчас большая очередь и лучше встать в нее раньше, чем позже. Но уже подъезжая к Кавказу, мы начали понимать масштабы бедствия. Люди сообщали о том, что ждут своей очереди к пограничному пункту более 20 часов. На дорогах стоят посты ГИБДД, перекрывая подъезды к Владикавказу, чтобы пробка у границы не разрасталась.

«Бросив машину на стоянке в ближайшем городе, мы выдвинули во Владикавказ на поезде»

Выходя на перрон, мы поняли, что почти все пассажиры идут с велосипедами в руках. Тогда мы пожалели, что не купили велосипеды раньше (к тому моменту самокаты уже не считались подходящим транспортом для пересечения границы). Стараясь взять себя в руки, мы сели в пиццерии и начали судорожно листать объявления в «Авито». За старые велосипеды, которые разваливались на глазах, местные просили каких-то баснословных денег.

В итоге мы решили идти пешком и искать, к кому можно будет подсесть в машину уже в очереди на границу. На такси мы доехали до хвоста пробки, длина которой на тот момент составляла уже более 20 километров. Наверное, снова повезло, но нам попался таксист, который отвез нас с нарушениями не в конец пробки, а дальше, хотя мы его и не просили. Но таким образом он сократил нам время ходьбы часа на 3–4.

Нас остановили на первом же блокпосту. Полицейские начали угрюмо обсуждать паспорт мужа с московской пропиской и страницей о военной обязанности: «Скоро у вас все люди в Москве кончатся». Нас пропустили.

Мы шли вдоль дороги, в остановках на отдых умудряясь перекинуться с незнакомыми людьми парой шуток о незапланированном отпуске и тревожными слухами, передаваемыми людьми от начала пробки.

«В этой ситуации чувствуется странное, отчаянное единение — мы все в одной лодке»

Мы обменивались номерами с теми, кто на машинах, чтобы рассказывать им, что их ждет впереди. Дорога проходила в красивых горах, но любоваться на природу ни у кого не было сил. Помню только, что на обочине росли кусты облепихи. Ее люди обрывали — то ли от скуки, то ли от голода.

Вообще у многих к тому моменту кончились запасы пищи, воды и бензина. И если бензин еще можно было купить втридорога у «бизнесменов» с канистрами, то с едой было труднее. Кажется, на всём пути было всего два кафе и магазина. Но в основном они были закрыты, так как всё распродали.

Мы шли дальше. На плечах — рюкзаки, с собой еще одна сумка на колесиках. Большую часть нашего багажа занимала техника для работы, остальную — еда и вода. Почти всю одежду мы оставили в машине, понимая, что проще купить ее на месте.

Мимо в сторону границы стайками проезжали велосипедисты.

«Грустно и смешно наблюдать солидных мужчин на подростковых и детских велосипедах»

Наконец мы добрались до начала пробки. Здесь местные водители организовали интересную схему: они вклинивались в очередь и подсаживали к себе пассажиров за 15–25 тысяч рублей. Сразу после пересечения границы они выгружали всех на нейтральной зоне, уезжали и подбирали следующих. А «обычные» машины стояли сзади и гадали, почему очередь не двигается.

Вариантов у нас не было. Пришлось воспользоваться услугами одного из этих водителей. К нам в авто подсадили еще двух попутчиков. К несчастью, у этих молодых людей на паспортном контроле возникли проблемы. Мы прождали почти час, после чего были вынуждены оставить одного из парней, его развернули.

На выезде из КПП водитель высадил нас, и мы снова отправились в путь, уже по нейтральной территории. Хотя в этот раз расстояние было вдвое меньше, нам уже не хватало сил. Идти нужно было в полной темноте по ухабистой дороге, ведущей в гору, через загазованные автомобильные туннели.

«Честно, я думала только о том, чтобы не умереть на нейтральной зоне, так как в Грузии у меня хотя бы была медицинская страховка»

Рядом шли люди с колясками и с собаками на поводке. Когда мы добрались до грузинской стороны, нас ждала пешая очередь примерно в километр. Последние несколько десятков метров все уже проходили на одной силе воли. Нам еще повезло, гораздо труднее оказалось крымчанам и жителям кавказских регионов, их отправляли в отдельный кабинет и долго там опрашивали.

Наконец смертельно уставшие, но счастливые мы вышли на территорию Грузии. Здесь предприимчивые люди скупали за бесценок велосипеды, приобретенные русскими за десятки тысяч рублей у границы, и переправляли обратно, чтобы продать. Наших сил хватило только на то, чтобы сесть в первое попавшееся такси до ближайшего крупного поселка Стипанцминда.

Сейчас мы живем здесь в отеле, и у нас всё хорошо. Решили немного отдохнуть от этого адского приключения. Нас встретил Казбек во всей своей красе. В начале года мы уже были тут, но вершину горы закрывали тучи. Тогда я загадала, что еще вернусь сюда, чтобы увидеть этого красавца, но не думала, что это случится так скоро и при таких обстоятельствах.

Дальше мы думаем вернутся в Батуми — это наш любимый город Грузии. Он маленький, но в нем есть всё, что нужно. А то, чего не хватает, легко купить в соседней Турции, проехав 30 минут на машине. Через месяц мы уже перестанем быть налоговыми резидентами РФ, в этом году мы провели больше дней в Грузии, чем на своей родине. Муж продолжит работать удаленно на своих иностранных заказчиков, а я чувствую значительное облегчение, когда нахожусь тут, и думаю снова начать рисовать иллюстрации на заказ.

Если честно, я бы хотела вернуться снова в Россию, но в ближайшее время не вижу такой возможности. Там у нас обоих остались родители. Они полностью поддержали нашу инициативу и активно помогали. Также на родине остался и мой младший брат. Он сам пошел когда-то в армию, хотя не очень подходил по здоровью. Сейчас ему уже пришла повестка.

На фоне новостей о частичной мобилизации некоторые люди решили покинуть страну — прочитайте, что они рассказали перед погранконтролем, и посмотрите, как сейчас выглядят главные столичные аэропорты. Также читайте комментарий юриста, могут ли силой вернуть уклонистов, которые сбежали за границу, и что лучше делать с недвижимостью, если вы уезжаете.

Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из телеграм-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».
ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции