После начала специальной военной операции приграничные к ее зоне регионы попали под обстрелы и диверсии. В Белгородской области участились взрывы и пожары на военных объектах, а в самом городе срабатывает ПВО. Корреспонденты MSK1.RU отправились в Белгород, чтобы поговорить с жителями о жизни в городе под работающей ПВО. И обсудили с бабушками, живущими во дворе многоэтажки, на которую упал снаряд, происходящее.
«Подъехала с работы и просто обалдела»
Алла Васильевна живет в Белгороде всю жизнь и называет себя «коренной белгородкой». Ее отец — украинец, мать — белоруска. Последний обстрел заставил бабушку переживать.
— Конечно, мы в ужасе от всех обстрелов начиная с 24 февраля, но случай со снарядом, который упал на дом, меня очень потряс. Без пятнадцати восемь подъехала с работы и просто обалдела, хотя я в интернете уже прочитала много. У меня дочь уже спустилась с 14-го, когда грохнули, — рассказывает MSK1.RU Алла Васильевна.
«Она мне скинула адрес и сказала: “Мама, это вообще обалдеть”»
— У меня сын работает в Россетях, делал кабель на подстанции, — говорит бабушка. — У нас не было тепла, горячей воды: всё это взаимосвязано. Я вообще не знаю, подлежит ли этот дом восстановлению, но, как я вижу, его уже начали восстанавливать.
Родственники Аллы Васильевны зовут ее к себе в Беларусь. А родная сестра бабушки живет на Украине. С ней она не общается. Из Белгорода Алла Васильевна не планирует уезжать.
— Очень здорово [живется в Белгороде]. Вообще не переезжаю по одной причине: меня держит здесь сын, дочь. А так, собраться мне — раз плюнуть. И уехать отсюда, — делится бабуля.
— Я в ужасе, когда Гладков начал принимать всех хохлов сюда, расселять их в пункты временного пребывания. Даже в наш дом поселились люди, — злится бабушка.
«Почему [это плохо]? Да даже не знаю. Диверсии, происходящие в городе, мне кажется, на фоне этого всего»
«И днем, и ночью стоишь над окном»
Раиса Васильевна приехала в Белгород с мужем 21 год назад. До этого они жили в Магадане. Сейчас бабушка — вдова. А последствия недавнего взрыва она видела лично.
— Я возле окна стояла, и оно как рухнуло! И пыль сразу пошла в ту сторону. Я смотрю — люди и отсюда бегут, и оттуда бегут… Тут стоянка машин за домами, и сразу начали выбегать из домов хозяева, машины угоняли свои. И сразу понаехали и скорые, и пожарные, и Росгвардия. В эту ночь тут мусор убирали до 12 ночи. И ребята дежурили с этой стороны, с той стороны, — вспоминает Раиса Васильевна.
«Люди все повыскакивали. В чем стояли – в том и выскочили. И стояли здесь, пока не приехал Полежаев»
Заместитель губернатора области по ЖКХ Полежаев, по словам бабушки, побеседовал с жителями дома. Тех, кто не смог уехать к родственникам, отправили в гостиницу.
Спать в таких условиях, по словам бабушки, невозможно.
— Как живется? И днем, и ночью стоишь над окном, и то там грохнет, то там. И думаешь: бежать вниз или переждать еще? И хожу всю ночь: где-то стукнет — я иду к окну. То в одну комнату, то в другую. И так переходила.
«Мы не спим. Собственно говоря, я лично не сплю»
Однако из города бабуля не уезжает, несмотря на то, что ее зовут родственники и знакомые.
— Я знаю, что спокойнее. Но пока так, — рассказывает Раиса Васильевна. — Вчера они мне начали звонить — и одна, и другая знакомая с Магадана: «Давай тебя в Москве встретят, и вышлем тебе билеты — и всё». Я говорю: «Пока подожду».
«Внуки тут живут. Где нас кто ждет?»
А еще одной бабушке, Евдокии Ивановне, 86 лет. В ее двор прилетело впервые.
— А так уже не в первый раз. Но работа была слаженная. Так всё быстро организовано было, приехали, всё убрали, — говорит бабушка.
«Все в трансе. Все испугались, но потом отошли. Таблеток напились, отошли, и всё на этом»
У соседки Евдокии Ивановны причины оставаться в Белгороде прозаичные.
— Куда уехать? Дети тут живут, внуки тут живут. Где нас кто ждет? — лаконично говорит она.
У Раисы Васильевны есть две сестры. Одна из них находится в ЛНР, а с другой связи нет. Несмотря на неспокойную обстановку, бабушка сохраняет надежду.
— Мы надеемся на лучшее. И надеемся, что наша будет победа, и всё равно мы победим, и будет всё хорошо, — завершает она.
«Зеленый наш продался Америке»
Возле еще одного дома сидит бабушка. Галина после начала спецоперации приехала из Мариуполя к сыну, в Белгород.
— Да как страшно! Как не страшно-то? — причитает она.
«Сегодня думала про себя: “Сволочи! Опять начали”»
— Я так считаю. Зеленый наш продался Америке. Мы хотели убрать Порошенко, потому что он был зажратый, «бендер», а этого дурачка выбрали, — продолжает она.
13 октября в результате обстрела в Белгороде был поврежден жилой дом. Корреспонденты MSK1.RU побывали у поврежденной многоэтажки в Белгороде и поделились тем, что происходит возле нее. Вечером 14 октября, предположительно, ВСУ атаковали белгородскую ТЭЦ: наши корреспонденты рассказывали, что происходило в городе во время и после этого. А 15 октября обстрелу в Белгороде подверглась нефтебаза.
Как Белгород живет под работой ПВО, читайте здесь. А тут — большой репортаж из города на границе с Украиной.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».