
Самолет с заместителем министра образования Петром Кучеренко, умершим на борту лайнера специального летного отряда «Россия», был гораздо ближе к Волгограду, чем к Минеральным Водам. Однако борт с высокопоставленным чиновником развернули для посадки в аэропорту Мин. Вод. Возможно, именно эта задержка стоила жизни чиновнику федерального уровня.
Что случилось с Петром Кучеренко?
20 мая 46-летний замглавы Минобрнауки и супруг певицы Дианы Гурцкая Петр Кучеренко возвращался из рабочей командировки на Кубу. В самолете ему стало плохо. Спасти мужчину не удалось. В качестве возможной причины смерти называлось сердечно-сосудистое заболевание. Наши коллеги из волгоградской редакции попытались разобраться, можно ли было спасти чиновника.

По данным сервиса Flightradar, самолет специального летного отряда «Россия» 17 мая вылетел из Москвы в марокканскую Касабланку, оттуда перелетел в Гавану, а 20 мая вылетел из аэропорта на Кубе в Москву с промежуточной посадкой в Касабланке. Самолет пролетел над Черным морем, оттуда взял курс на Минеральные Воды, затем — на Волгоград. В какой именно момент чиновнику стало плохо — неизвестно.
Но на графике полета видно, что лайнер развернулся буквально на границе Волгоградской области и Калмыкии, начав маневр в районе села Коробки — в ста километрах по прямой от аэропорта Волгограда. Развернувшись, самолет по спрямленному маршруту направился в Минеральные Воды, которые расположены почти в 400 километрах от места разворота.

— Врачи поднялись на борт сразу после приземления и начали проводить реанимационные мероприятия. Медики сделали всё возможное, чтобы спасти пациента, но, к сожалению, он скончался, — сообщили в пресс-службе Минздрава Ставропольского края.
Один из друзей Кучеренко на своей странице в социальных сетях написал, что супруг Дианы Гурцкая последнее время чувствовал себя плохо.
— Я пью антидепрессанты и транквилизаторы одновременно. Горстями, — рассказывал Петр Кучеренко своему знакомому. — И это не очень помогает. Почти не сплю. Чувствую себя ужасно.

Знакомая Петра Кучеренко, Светлана, предположила, что причиной смерти стал тромб. Кто-то из журналистов сказал, что, по слухам, у Кучеренко в самолете начались признаки эпилепсии.
— Я не знаю об этом, нет. Просто тромб — это всем известно. Такое дело, что ничем не поможешь, — сказала Светлана.
Волгоград просто отказал?
Один из главных вопросов, который задавали и задают, в том числе любители авиации: почему самолет не посадили в Волгограде? В качестве одного из предположений на авиафорумах выдвигается версия о том, что аэропорт Гумрак не способен принимать самолеты такого типа или их посадка затруднена недостаточно длинной для этого взлетно-посадочной полосой.
Аэропорт Минеральных Вод имени Лермонтова относится к классу «А» (при длине взлетно-посадочной полосы в 3900 и ширине в 60 метров), волгорадский аэропорт Гумрак относится к классу «В» (при длине полосы в 2800 метров и ширине в 45).
При этом Владимир Путин в феврале 2023 года прилетел на торжества в честь 70-летия победы в Сталинградской битве на Ил-96, что опровергает факт невозможности принять этот самолет в Волгограде.

В аэропорту Волгограда также подтвердили, что способны принять такой тип самолета:
— Решение о посадке принимает командир воздушного судна по согласованию с авиадиспетчерами, — прокомментировали в аэропорту. — Что же касается технических возможностей ПАО «Международный аэропорт Волгограда», то параметры полосы, а также наличие аэродромной техники позволяют принимать воздушные суда, в том числе и типа Ил-96-300.
В специальный летный отряд «Россия», выполнявший рейс, и госкорпорацию по организации воздушного движения направлены запросы с просьбой объяснить выбор аэропорта для экстренной посадки. На момент публикации ответов получено не было.
«Здесь счет идет на минуты»
Медики же утверждают, что в подобных случаях посадка должна совершаться в ближайшем аэропорту. Только в этом случае у человека есть шанс выжить.
— Трудно сказать, какая была ситуация с Петром Кучеренко, по открытым источникам. Но, как правило, при возникновении, к примеру, острого коронарного синдрома главное — как можно быстрее оказать медицинскую помощь, — уверен заведующий кафедрой внутренних болезней Волгоградского государственного медицинского университета Михаил Стаценко. — Если подобное всё же случается, то бортпроводники, как правило, несколько раз спрашивают, есть ли в салоне человек с медицинским образованием.
«Плюс к этому сам экипаж прошел специальную подготовку и может при необходимости оказать первую помощь на уровне парамедика»
— Для этих целей на борту самолета есть аптечка с лекарственными препаратами. У каждой авиакомпании разный набор оказания первой помощи, но бортпроводники умеют им пользоваться, и в ряде случаев это позволяет «снять» остроту вопроса и «дотянуть» пассажира до посадки и передачи его профессионалам, встречающим пациента в аэропорту. И для этого самолет сажают на ближайшем аэродроме, заранее уведомляют службы, и машина скорой помощи подъезжает непосредственно к борту самолета. Главное — как можно быстрее человека доставить в больницу. Здесь, как и на поле боя, счет идет на минуты.
Петра Кучеренко похоронили на Троекуровском кладбище. Мы вели онлайн-трансляцию с церемонии и публиковали фотографии его могилы.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из телеграм-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».