Сегодня Люберецкий городской суд в стенах Мособлсуда в Красногорске заслушал прения сторон по делу бывшего губернатора Хабаровского края Сергея Фургала. Прокурор попросил приговорить политика к 23 годам колонии строгого режима. На прошлой неделе присяжные признали его виновным в организации убийств в 2004–2005 годах.
Требования прокуратуры возмутили сторону защиты: адвокаты настаивали на оправдании чиновника, а сам Фургал пытался донести свои доводы до судьи через эмоциональную речь. Публикуем отрывки выступлений Сергея Фургала.
«Я хотел немного улучшить систему»
— Я посчитал, сторона обвинения запросила мне в сумме 40 лет. Что тут можно сказать? Мне приятно, что я являюсь для вас опасностью. Но я не являюсь опасностью для общества. Я хотел немного улучшить систему, и всё. А всё остальное, ОПГ и так далее... Когда вы приходили на процесс, правосудие уже было мертво. <...> Умерло, и не надо издеваться над трупом. Я заканчиваю свои прения. Потому что любые прения — это издевательства над трупом. Не по-христиански, подло, гадко, мерзко. Та система, которая заказала это дело, говорит: «Мы боимся». Но имя вы всё равно не смогли убить — и не сможете никогда.
«Мое имя вам не опорочить, не убить и уже не стереть»
«Их сломали»: о присяжных
— Все присяжные были полностью зависимы: кто-то через работу, службу или деньги и т. д... Конечно, стояла задача, чтобы кто-то из присяжных вышел. <...> Вы же видели, как шесть присяжных опустили головы и остальные мотали головой. Одни пошли домой с разочарованием, другие — с ненавистью, понимая, что их сломали и заставили делать то, что они не хотели.
«Вот этих-то за что?»: о других фигурантах
— Ну что, сидим. Но хочется задать вопрос: лучше кому стало? Кому стало лучше? Обществу, которому мы угрожаем и несем опасность? Кому стало лучше, что человек, который болен неизлечимой болезнью, незаслуженно сидит в тюрьме? Кому стало лучше, что второй невиновный, который живет своей семьей, воспитывает детей, работает на благо государства, сидит?
«Я понимаю, я еще. Но вот этих-то за что?»
«Мешал структурам»: о выборах и власти
— Дело заказное, но даже здесь мы должны понимать, что кроме заказа тут отрабатывался механизм, как можно сегодня перераспределять материальные ресурсы для посадки людей.
— Будучи несогласованным губернатором, я мешал структурам пользоваться ресурсами. Задача стояла уйти, но остаться в памяти. Я не держался за власть. Люди попросили [остаться], воспитание не позволило отказать. Хотя меня предупредили за два дня до выборов: либо пойти на сделку, либо тюрьма.
Остальные фигуранты в прениях были менее многословны. Андрей Палей отказался от выступления, Андрей Карепов коротко сказал, что невиновен. Марат Кадыров заявил, что не признаёт вину и у него есть «масса алиби». По его словам, представители обвинения принесли в суде только домыслы, «ни одного конкретного доказательства».
Оглашение приговора состоится 10 февраля в 12 часов дня.
К слову, преступления, которые вменяют экс-губернатору, были совершены почти 20 лет назад: так что срок давности по его делу уже истек. Могут ли политика освободить от наказания за истечением срока давности и что ему грозит, ответили юристы.
По версии следствия, Фургал в 2004 году оплатил покушение на бизнесмена Александра Смольского, который был его конкурентом по металлосборочному бизнесу. В 2005 году они вместе с партнером экс-губернатора Николаем Мистрюковым заказали убийство бизнесмена Евгения Зори, с которым у них был коммерческий конфликт, а позже организовали устранение Олега Булатова, их же сотрудника, из-за подозрений в сотрудничестве с органами, рассказал фигурант.
В 2020 году после ареста и смещения экс-губернатора с должности в Хабаровском крае прошли массовые протесты. За него даже вступался Владимир Жириновский. Мы собрали всё, что известно об этом деле, в понятных карточках. А подробную хронику событий можно почитать здесь. Мы также рассказывали, как в России отбираются присяжные и в каких делах они могут участвовать.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из телеграм-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».