
Вчера, 7 февраля, в подмосковных Химках пятиклассница напала с кухонным ножом на сверстницу в туалете лицея. Девочка не просто ранила одноклассницу, а нанесла ей десятки ударов. Сейчас, по словам знакомых, оба ребенка находятся в больнице: пострадавшая Саша борется за жизнь под аппаратами ИВЛ.
MSK1.RU отправился в подмосковные Химки, чтобы проверить, как охраняют школу, и расспросить соседей о семье девочки, внезапно схватившейся за нож.
Имена детей изменены по всему тексту, чтобы не нарушать законы РФ и тайну следствия.
Кто недосмотрел?
Лицей в Химках, где вчера пятиклассница чуть не зарезала сверстницу, не похож на маргинальную школу: территория здесь ухоженная, дети вежливые и спокойные. Кто-то в березах играет в снежки, кто-то строит шалаш, а кто-то обсуждает мальчишек. Зловещим или неустроенным это место назвать точно нельзя. Но от этого становится еще страшнее: подобная трагедия может случиться в самой обычной школе.
У входа в лицей висит заметная видеокамера, и чтобы все точно поняли, что «ведется видеонаблюдение», — соответствующая табличка. Чтобы зайти в школу, достаточно позвонить в звонок у двери. В предбаннике нас встречает охранник: он объясняет, что до окончания уроков в школу заходить нельзя, а после — только по договоренности с преподавателем.



Учителя у школы с опаской смотрят на незнакомых, а на вопросы зевак отвечают: «Без комментариев». Боятся наткнуться на журналистов. Родители ко вниманию прессы относятся спокойнее, их главная забота сейчас — безопасность детей.
— Вы хоть представляете, как они детей будут через рамку запускать? — спрашивает одна из мам у родителей, которые ждут своих чад возле крыльца. — Вот они идут, и все звенят. У них же куча металлического всего, ключей.
— У меня вот Захар в колледже учится. И там проверяют их каждого.
— Ну там-то они большие! А этот первоклассник идет, ты представь! Он же себя не помнит, у него будет звенеть! Будет полчаса искать, что там у него звенит! А все будут стоять, — парирует женщина.
— А она в это время принесет пластиковый нож. При желании можно даже вообще ничего не носить: карандаша заточенного будет достаточно.


Родители, конечно, ждут ответов на свои вопросы, но линчевать работников школы пока не настроены. Они считают, что охранники не могут проверять контейнеры с едой. А классный руководитель, по их словам, не может по пятам ходить за детьми. Помимо прочего, женщина работает завучем: обязанностей у нее хватает.
— Во-первых, это не произошло на глазах у детей. Дети воспринимают ситуацию, только когда видят ее. Вы можете им рассказывать страшилки сколько угодно, они не будут это осознавать до конца, — доказывает папа одного из школьников. — Думаете, почему их не привлекают к уголовной ответственности за тяжкие преступления? Хотя бы потому, что считается, что они не понимают смысла общественной опасности своих поступков.

Дети на завуча тоже не жалуются, у нее школьники других классов отпрашиваются с занятий. Те, кто не общался с девочками лично, посмеиваются над взрослыми, которые думают, что конфликт случился из-за компьютерной игры. Те, кто знал участников потасовки, переживают за здоровье Саши.
Правда ли, что детям всё равно?
— Она [напавшая девочка] тоже в больнице. Ее тоже лечат. От чего? Она убила Сашу… почти. У нее с головой что-то, думаю. Саша была, ну она и есть, очень добрая девочка, — говорит нам мальчик из параллельного пятого класса.
На вопрос о том, как отреагировали на новости одноклассники, он отвечает коротко: «Плакали».

Дети не стесняются признавать, что для них случившееся останется травмой. Многим будет не по себе ходить в школу после этого случая. В учителях поддержки не ищут, обычно справляются сами.
— Один раз мне чуть-чуть плохо было, я попросил школьного психолога помочь, — поделился с нами мальчик. — А мне сказали каждый день мусор выносить.
Какая семья у напавшей девочки?
Милана живет недалеко от школы в кирпичной многоэтажке. Снаружи дом выглядит обычно, изнутри — удручающе. На входе встречает запах плесени, со стен валится штукатурка, а ярко-зеленые стены исписаны авторскими резолюциями.



На семью соседи не жалуются. По словам старожилов, отец у них очень порядочный, а старшая дочь получает в вузе повышенную стипендию.
— Мать само-то в обмороке небось. У них очень порядочный отец, и мать порядочная, — говорит пенсионерка. — Умница девочка старшая. Стипендию повышенную получает — 2,5 тысячи. Она умница, красавица. И сама-то маленькая девочка такая же, идет с рюкзачком, она всегда: «Здравствуйте». Так что обычная семья. Вы бы лучше написали, что у нас тепла в доме всю осень не было.




Жители подъезда жалуются на журналистов, все последние сутки их в двери звонят незнакомые люди и задают вопросы о пятикласснице и ее родителях.
Напомним, нападавшая Милана нанесла своей сверстнице Саше около 100 ножевых ранений. По словам очевидцев, после случившегося девочка вышла из туалета со словами: «Я убила Сашу» (имена детей изменены. — Прим. ред.).
Почти сутки пострадавшая находилась в тяжелом состоянии в реанимации под аппаратами ИВЛ. Она потеряла большое количество крови. В больницу ее доставляли с помощью санавиации. Сразу после случившегося Следственный комитет возбудил два уголовных дела.
Школьники, которые учатся в этом лицее, говорили, что Милана всегда была закрытой и молчаливой. Она не вступала в конфликты, а всегда отсиживалась в стороне.
Практически сразу же после случившегося в больницу к пострадавшей девочке приехала детский омбудсмен Подмосковья. Она рассказала о том, в каком состоянии сейчас находится ребенок. Вместе с детским психологом разобрали, почему подобные трагедии продолжают происходить в российских школах.
Кроме этого, вместе с юристом объяснили, кто понесет ответственность за произошедшее. Напомним, Следственный комитет возбудил два уголовных дела.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из телеграм-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».