Образование проблема «Риски массовых суицидов могут возрасти». Психолог — о том, до чего доводит ЕГЭ

«Риски массовых суицидов могут возрасти». Психолог — о том, до чего доводит ЕГЭ

Рассказываем, что делать, если у ребенка плохие баллы за экзамены

Психолог объяснила, до чего доводит ЕГЭ и как справиться со стрессом

По всей стране прошел единый государственный экзамен. Некоторым школьникам осталось досдать еще несколько предметов, чтобы полностью освободиться от школьных забот. Многим выпускникам уже пришли результаты, но не все остались ими довольны.

Стресс в школе и дома, оскорбления со стороны родителей и учителей, которые на протяжении года нередко говорят: «Из тебя ничего не получится! Ты ничего не делаешь», и страх не оправдать ожидания, не набрать нужное количество баллов для поступления — приводит к непоправимым последствиям.

Недавно Сеть облетела история выпускника из Брянска, который не набрал нижний порог за тест, а через время выпал из окна. Из-за трудностей с экзаменами трагически оборвались жизни еще нескольких старшеклассников — в Чите и Москве.

Тело одного из них нашли под козырьком собственного дома. Мальчик учился в 11-м классе школы в Кузьминках и готовился к предстоящему ЕГЭ. Занятия давались ему нелегко, отсюда возникали и ссоры с родителями.

«Это отчаяние и отсутствие вариантов»

Корреспондент MSK1.RU поговорила с Ксенией Бекеновой — экзистенциальным психологом, экспертом кризисных отношений о том, почему в конце учебного года случаются трагедии, как обезопасить своего ребенка и что говорить ему, когда он получил низкий результат.

— Подросток, безусловно, осознает свой поступок. Здесь очень много понимания и осознания состояния безысходности. Человек как будто бы чувствует себя загнанным в угол. У него нет никаких других вариантов и возможностей. Попытка суицида или суицид сам по себе — это отчаяние, отсутствие вариантов, это непонимание, как я еще могу что-то такое предпринять, что я еще могу сделать? Ощущение, будто больше сделать ничего нельзя, — объяснила психолог.

По словам эксперта, мысли о том, что больше не хочется жить, возникают практически у каждого из нас. И это абсолютно нормально с точки зрения психологии. Однако есть существенная разница между мыслями и действиями.

— Повод для них не является пустяковым, причина может быть любой, оценивать ее не нужно — она важная. Это причина, которая оказывает чрезмерное давление. Например, несдача ЕГЭ приводит к ужасу, к панике, к пониманию, что «я не справился, я не смог, меня будут ругать, у меня нет будущего», — рассказала Ксения Бекенова.

«У ребенка складывается впечатление, что сделать с этим ничего нельзя, что это фатальная ошибка, неисправимая и у него нет сил на исправление»

В подобных ситуациях могут не спасти даже понимающие родители. Ребенок может быть настолько испуган, ведь для него это было важное событие, что провал тяжело пережить. Иногда буквально в прямом смысле.

— Очень много всё-таки виртуального общения, виртуальных друзей, виртуальных событий, поэтому встреча с реальностью нередко болезненна. Дети бывают не готовы к тому давлению, которое может оказать любое событие. Например, провал при сдаче экзаменов. Страх может быть таким сильным, а до этого не было подобных ситуаций, при которых дети могли этот страх проживать и принимать, что это нормально, что бывает очень страшно. Появляется ощущение, что ничего не получается, — сказала психолог.

— Это повсеместная история, почти все сейчас дети взрослеют именно в таком ключе, когда виртуального общения больше, чем реального, или общение не очень хорошего качества, когда нет возможности понимать, что со мной происходит. Надо рассказывать кому-то, кто важный, кто понимает, кто может поддержать, — объяснила Ксения Бекенова.

Как помочь ребенку до и после экзаменов?

Некоторые родители воспринимают ЕГЭ как типичные школьные контрольные, которые можно сдать без особого труда. Но для многих выпускников именно этот экзамен становится решающим: поступления в вуз мечты, переезд в любимый город, новые возможности — всё это зависит от баллов.

— После экзамена важно дать возможность почувствовать себя в безопасности. Поддержать, что ты всё сделал что мог, мы теперь ждем результаты. Всем интересно, конечно же, мы все волнуемся, и ты тоже. Необходимо переключить ребенка на какое-то приятное занятие. Чтобы этот момент не был похож на такое растягивание струны. Вот мы готовимся, потом сдаем, потом ждем, и никто не ест, не спит, не дышит, — сказала психолог.

«После экзаменов важно дать возможность расслабиться, почувствовать себя молодцом хотя бы от того, что подготовка завершена и все сдано»

Однако даже отличники и золотые медалисты могут допустить ошибки, получить совершенно не то, что ожидали. Нередко и родители перекладывают свои мечты на собственных детей.

— Если ребенок получает низкие результаты, то нужно смотреть на его реакцию. Спросите у него: «Что ты чувствуешь, что ты думаешь, как ты к этому относишься?» Дайте возможность почувствовать себя расстроенным, так, как он себя чувствует на данный момент. Потому что, даже просто рассказывая о своих чувствах, и взрослые, и дети — все чувства проживают во время разговора, поэтому интенсивность переживаний сразу снижается. И выделить самые яркие моменты, на чем больше всего есть внутренняя зацикленность. Туда и направить внимание, — считает Ксения Бекенова.

Ошибка — это не конец света

По словам Ксении Бекенов, негативный опыт — это не всегда плохо. Именно он помогает нам научиться и понять свои ошибки, сделать паузу. В этот сложный период важно правильно научиться говорить слова поддержки.

— Нужно поддержать и сказать, что мы делали это, потому что любим тебя и потому что мы хотим, чтобы у тебя всё получалось. Ошибки бывают у каждого в жизни. Можно поделиться каким-нибудь своим опытом, рассказать, когда вы ошибались. Важно научиться проживать поражение, находить в себе силы и осмысливать происходящее. Да, вот у меня не получилось, я этим недоволен, и я расстроен, но это нормально. Моя задача сделать так, чтобы получалось. А как я узнаю, если я не буду ошибаться? — объясняет психолог.

«Нужно не давить и не говорить: "Ладно, сейчас всё быстренько переделаем". Нужно давать чувствам некоторое время. Это буквально как вдох и выдох»

Как говорит психолог, многие родители не до конца понимают, как изменилась система образования. Стала другой не только программа, но и количество задач, сложность заданий.

— Если мы учились в школе и делали уроки самостоятельно, то сейчас дети уже совсем не могут так учиться, это невозможно. Им всегда требуется поддержка учителя или родителя — это стало нормой, но не все это понимают. Поэтому этот микс безразличия и непонимания с плохой оценкой актуального состояния образовательного процесса — родители чувствуют себя обманутыми, они думают, что их дети ленивые и неблагодарные. То есть нет достаточного включения в вопрос, — сказала Ксения Бекенова.

Нередко, по словам Ксении Бекеновой, взрослые не умеют говорить о своей любви и эмоциях. Вместо «я тебя люблю, всё будет хорошо» они говорят: «Я за тебя так сильно волнуюсь, и я так расстроилась, ужасно злюсь».

— Родители начинают оскорблять, унижать и, таким образом, выражать свои чувства ребенку. А он слышит буквально то, что сказано. Если я слышу оскорбления, то я чувствую себя униженным, я не понимаю, что в этот момент, например, моя мама очень злится. Я вижу только, что она унижает. То есть получается еще диалог глухого с немым или зрячего со слепым, — объяснила психолог.

«Ты будешь дворником»

При подобном подходе не получается диалога — только монолог. Один обвиняет другого и не слышит его вовсе. Если такое продолжится, то риски массовых суицидов могут возрасти. Однако проблема есть не только в родителях, но и в системе образования. В погоне за результатом и рейтингом учителя забывают о том, что школьники — еще дети.

— Слишком много давления могут оказывать именно родители, пугая тем, что «у тебя не будет будущего», «ты будешь дворником», «ты станешь наркоманом. Разве ты этого хочешь?» У детей, в отличие от взрослых, нет такого понимания и четкой перспективы, как построить свою жизнь во времени на 5 лет вперед, на 7 лет вперед. Им сложно ориентироваться на такое будущее.

«Сейчас у детей в 17 лет миллионные состояния. Это хорошо освещено в TikTok. Можно сравнить себя другим и понять, что ты крайне неуспешен на его фоне»

— Важен не результат, а должно быть интересно справиться, интересно получить наилучший результат из возможного, для меня конкретно испытать свои силы, чтобы фокус был не на «надо обязательно сдать», а на «проверить себя, как у меня получается, — добавила психолог.

Напомним, родители и школьники рассказали о заниженных баллах за ЕГЭ из-за массового сбоя. С проблемой столкнулись несколько тысяч старшеклассников. Рассказывали, сколько стоит учеба в московских вузах и что получают студенты за эти деньги.

Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из телеграм-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем