Уже совсем скоро день рождения Москвы, и мы решили взглянуть на наш город новыми глазами: рассказать о народных названиях известных мест, поделиться психологическим портретом столицы.
В этом материале посмотрим на Москву через полотна художников, запечатлевших городские пейзажи. Вам будет интересно узнать, как столица выглядела во времена классических живописцев и как ее видят наши современники.
Историческая Москва Васнецова и Сурикова
Аполлинарий Васнецов — один из самых знаменитых мастеров исторической живописи. Свои полотна он создавал по документам, дошедшим до наших дней, из которых можно узнать, как выглядела Москва в разные эпохи.
Больше всего интерес художника вызывал исторический центр города — Московский кремль. Васнецов изображал его и в период, пока крепостные стены были еще деревянными, и когда их уже отстроили из белого камня.
Немного иначе к своим сюжетам подходил Василий Суриков. Если Васнецова больше интересовал исторический облик города, то Суриков изображал драматические события, через которые проходила Москва в разные периоды.
Это и «Утро стрелецкой казни», где на фоне собора Василия Блаженного разворачивается драматичная сцена последних минут перед казнью бунтовщиков, и «Боярыня Морозова». Москва становится для Сурикова неотделимой от собственной истории.
Передвижники и проблемы простых людей
В картинах художников второй половины XIX века можно наблюдать разделение: они в реалистической манере изображали как залитые солнцем пейзажи тихих столичных улиц, так и тяжелые и серьезные сюжеты о жизни нищих и обездоленных.
Говоря о первом направлении, в первую очередь вспоминается картина Поленова «Московский дворик», от которой прямо-таки веет летним полуденным спокойствием.
Примером же художника, неравнодушного к проблемам общества, безусловно, является Василий Перов. Действия его знаменитой картины «Тройка», изображающей детей, в изнеможении тянущих за собой тяжелый груз, происходит на склоне Рождественского бульвара. Фоном стали стены Богородице-Рождественского женского монастыря.
На полотне Перова «Утопленница» столица также предстает лишь мрачным фоном для не менее мрачного сюжета: полицейский задумчиво смотрит на тело женщины, которое достали из Москвы-реки.
XX век и советская Москва
С приходом нового столетия в искусстве стали происходить разительные перемены: распространение получили более абстрактные направления живописи. Особенно популярны они были у нас в стране после революции: тогда свои самые известные картины создавали Малевич, Кандинский, Лентулов и другие авангардисты.
Москва стала центром этого передового культурного движения и, конечно, появлялась на многих полотнах. Среди них, например, известная картина Аристарха Лентулова «Василий Блаженный», на которой знаменитый кремлевский собор изображен в стиле кубизма и напоминает мозаику или витраж.
Также XX век символизирует в отечественном искусстве направление соцреализма. Художники изображали жизнь советских граждан в светлом, идеализированном ключе, и в их картинах Москва часто представала настоящим городом будущего, городом мечты.
Современный взгляд
Разнообразие направлений искусства в наши дни не позволяет вывести какой-то единый образ Москвы в творчестве современных художников. И все-таки можно заметить, какие городские элементы и явления привлекают их взгляд.
Так, еще с конца 90-х в живописи прочно укоренилась эстетика панелек — мрачных, но по-своему уютных пятиэтажных домов, в которых многие москвичи провели свое детство. Картины с атмосферой постсоветских спальных районов можно часто встретить у современных художников.
Часто популярные городские места в творчестве наших современников обыгрываются иронически.
Читайте наш онлайн-репортаж с прошлогоднего празднования Дня города. Тогда в Москве выступила воссоединившаяся группировка «Ленинград». В этом году, кстати, в праздник аттракционы в столице будут бесплатными. Москвичей ждет и насыщенная концертная программа.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из телеграм-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».