Станислав живет и работает в Москве всю свою жизнь. Здесь ему нравится, он рад, что родился в столице. Но с поиском работы у него возникают некоторые трудности. Дело в том, что мужчина глухой с рождения. Однако Станислав нашел себя в... работе с людьми. Так он сам называет работу таксистом. Свою историю водитель «Яндекс Такси» рассказал MSK1.RU.
Нравится работать с людьми
Несмотря на то, что Станислав живет и работает в столице, устроиться ему было непросто: с такой особенностью не всегда готовы мириться. До работы в такси он трудился токарем и работал на заводе с металлическими частями, из которых делают вентиляторы — занимался сборкой. Он работал там несколько месяцев, но в итоге ушел — платили очень мало. В процессе поиска ему много отказывали: не хотели брать с такой особенностью.
Тут на помощь пришла работа в такси: Станислав учился водить в молодости и уже был таксистом около двадцати лет назад, это была одна из первых его работ. Но с тех пор, конечно, многое изменилось.
Даже работу в такси было найти не очень легко. В таксопарке, куда устроился Станислав, был испытательный срок, он его прошел и сейчас полноценно трудится водителем в течение уже почти двух лет. Работа его устраивает: не на сто процентов, минусы есть, но в целом нравится.
— В такси работать хорошо, но в зависимости от того, какой тариф: Комфорт, Комфорт+, Бизнес и так далее, — передает Станислав через переводчицу с русского жестового языка.
Мужчина рад, что живет в столице: здесь с нарушениями слуха ему не так тяжело, как было бы, например, в другом регионе страны. Ему даже попадаются пассажиры, с которыми можно от души поговорить: бывает, к Станиславу садятся слабослышащие или глухие люди. По данным Всероссийского общества глухих, русским жестовым языком (РЖЯ) пользуются 300 тысяч россиян. Для людей с нарушениями слуха РЖЯ является основным способом коммуникации. Как рассказал Станислав, в Москве много людей знают жестовый язык — даже среди тех, кто не имеет нарушений слуха, нет-нет да найдется кто-нибудь со слабослышащими родственниками. Так, например, Станислав общается с дочкой: у нее всё в порядке со слухом, но она с детства знает жестовый язык, потому что выросла в семье с глухими родителями.
С людьми, понимающими Станислава самым удобным ему способом, удается по-настоящему пообщаться только во время остановок на светофорах или после поездки — специфика жестового языка такова, что требует внимания и участия рук и глаз, а их, конечно, не менее ревностно требует дорога.
Для этого разговора корреспондент MSK1.RU подготовилась и выучила пару слов на РЖЯ: «добрый день» и «спасибо». Но этого, конечно, для полноценного разговора не хватило бы, поэтому правильно записать историю Станислава с его слов помогала переводчица.
Но не только со слабослышащими людьми Станиславу удается находить общий язык: ему просто в целом везет с пассажирами.
Общение происходит так: если надо что-то сделать, например, завернуть во двор или подключить зарядку к телефону, люди привлекают внимание Станислава похлопыванием по плечу и жестами показывают, что им нужно. Обычно общий язык находится легко, интуитивно понятно, что человеку требуется, и коммуникация достигает цели: Станислав протягивает провод для зарядки, поворачивает направо или заезжает в магазин. Частенько его благодарят на языке жестов в конце поездки: «спасибо» — самое распространенное слово в РЖЯ, его знают даже многие люди без нарушений слуха. Возможно, некоторые люди ищут, как правильно сказать слабослышащему человеку «спасибо», прямо во время поездки.
«В приложении есть специальная пометка, что водитель не слышит, то есть пассажиры обычно в курсе. Люди реагируют спокойно»
— Я всегда хвалю людей без нарушения слуха, когда они говорят «спасибо» на языке жестов. Вот так будет «молодец», — рассказывает Станислав, выполняя простое движение — он правой рукой гладит левый кулак, будто бы это голова. Жестовый язык во многом построен на ассоциациях — тем интереснее его изучить «для себя», для тех трех сотен тысяч россиян, которые остаются «за бортом» коммуникации, хотя владеют тем же русским языком, что и мы.
Общение с ГИБДД и конфликтные ситуации
В общении с сотрудниками дорожной инспекции у Станислава тоже нет специфических проблем: всё, говорит, как у остальных. Останавливают, просят права. Станислав может говорить, хоть и с некоторыми нарушениями — с ним для этого занимались с детства со специальными слуховыми аппаратами, наушниками и микрофонами. Обычно он говорит сотруднику: «Извините, я не слышу». Его понимают и отвечают: «Ты понимаешь по губам?». Станислав говорит «да», его просят открыть багажник, проверяют содержимое, смотрят на клиента на заднем сиденье и отпускают.
Конфликтов с клиентами у Станислава никогда не было, однако он припомнил один неприятный случай «дискоммуникации».
— Бабушка села... с внуком, вроде бы. Мы ехали по навигатору, были в районе ВДНХ, я им показываю место, а она отвечает: «Нет!» и что-то говорит. Я не слышу, что она говорит. Я показываю ей: вот точка, вы в приложении ее поставили, вы ее выбрали. Она начала кричать, говорить с кем-то по телефону. Я ей пытаюсь объяснить, что ей нужно в телефоне поменять маршрут, ввести правильный адрес. Она разозлилась и вышла из машины. Потом я увидел, что она испачкала сиденье, — поделился Станислав. — Она поставила мне заниженную оценку. Вот, единственный случай, когда мы с пассажиром друг друга не поняли, было неприятно столкнуться с таким поведением от взрослого человека.
Как вести себя, общаясь с глухим человеком
Не кричать
Такое простое правило понятно не всем — многие люди по незнанию думают, что, если повторить громче, то слабослышащий человек тебя поймет. В действительности это не так. Существует множество способов коммуникации помимо крика. Можно, например, написать свою просьбу в приложении или в заметках на телефоне — и все друг друга поймут.
Не оскорблять
— Я, например, не пойму, если человек мне нагрубит, потому что я не слышу. Но это не значит, что людей нужно оскорблять, я пойму его настроение и без «звука». Некоторые мои коллеги сталкивались с таким поведением пассажиров, у кого-то есть видеорегистратор, — рассказал Станислав. Сам он с оскорблениями, как уточняет, не сталкивался: в основном его пассажиры культурно себя ведут.
Не говорить слово «глухонемой»
Многие слабослышащие уточняют — слова «глухонемой» не существует! Более того, этот термин является для многих оскорбительным. Станислав тоже считает, что так говорить не стоит: он себя называет «глухой», кто-то говорит «слабослышащий», кто-то — «с нарушениями слуха». Все эти термины понятны и правильны, а вот «глухонемой» — это пережиток прошлого. Глухой человек тоже может овладеть речью, и Станислав — тому пример.
— Слабослышащие — это те, у кого есть остаточный слух, глухие — это те, кто вообще ничего не слышит. А «глухонемой» говорить не стоит, я вот не немой. Так сложилось, что меня научили говорить с помощью голоса, потому что со мной занимались. В некоторых школах нет такого, школы разные, мне повезло, — объяснил Станислав.
Москва до технологий
Станислав успел поработать в такси и до цифровизации — еще в нулевые, будучи юным, он развозил людей по Москве. Это была совсем другая эпоха — без телефонов, встроенных в них навигаторов, без удобств. С приходом «Яндекса» и других приложений работа в такси кардинально поменялась.
— Когда мне было лет двадцать, я решил попробовать работать в такси на своей машине. Это был примерно двухтысячный год, у меня была отечественная машина, «Жигули». Люди на остановке стояли, ловили такси путем вытягивания руки на дорогу. Когда я видел таких людей, я останавливался, приглашал сесть, говорил: «Извините, я не слышу, покажите мне дорогу, я вас отвезу». Обычно они говорили: «Хорошо, я вам покажу», — поделился Станислав. — Бывало, что люди не ориентировались в городе, писали адрес на листочке, а я либо знал дорогу, либо смотрел по бумажным картам. Тяжело было — город-то большой, столица! Улиц очень много, пока найдешь нужную на карте... Но как-то в итоге добирались, мобильных телефонов не было, никто не мог помочь. Время такое было, так и работал. Года до 2006-го где-то. Сейчас, конечно, мобильные телефоны используются как навигаторы, работа совсем другая, всё быстро.
«Некоторые, бывало, боялись того, что я глухой, выходили. Сейчас такого уже нет»
— По моим ощущениям, раньше было лучше, было проще, несмотря на отсутствие технологий. Сейчас здесь стало теснее. Раньше было меньше машин и пробок. Бывает даже такое, когда клиент садится, мы встаем в пробку, и пассажир спрашивает, может ли выйти раньше, потому что спешит. Я всегда понимаю, потому что пробки порой невыносимые! В итоге человек бежит на метро, чтобы успеть в свой пункт назначения, — сказал Станислав.
Как правильно общаться с глухими водителями
Для простоты понимания правил этичного общения со слабослышащими водителями мы записали видео — на записи Станислав объясняет, как лучше коммуницировать, когда хочешь что-то сказать водителю такси, у которого есть нарушения слуха.
Список правил прост:
можно использовать чат в приложении;
или написать просьбу в заметках в телефоне;
во время остановки можно также аккуратно привлечь внимание водителя (например, путем легкого постукивания по плечу) и сказать ему что-то с активной артикуляцией — многие слабослышащие хорошо читают по губам.
Водителям с нарушениями слуха, которые только планируют начать сотрудничество с «Яндекс Go», можно еще до подключения к сервису ознакомиться со всеми нюансами работы и требованиями, которые к ним предъявляются — как раз недавно этот раздел перевели на РЖЯ. Сервис также добавил информацию о специальных возможностях для слабослышащих водителей, например, специальных подголовниках, карточках для общения с пассажирами и опции отключения звонка.
Доводилось ли вам ездить со слабослышащими водителями?
Читайте также:
как таксисты в Москве спасали жизни пассажиров: подборка историй;
истории таксистов, которые приняли роды у пассажирок прямо в салоне авто.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».