Недавно мы рассказывали на MSK1.RU о проблеме, с которой столкнулись жители московской новостройки, построенной по реновации на улице Архитектора Власова. В их доме установлены индивидуальные счетчики расхода тепла, но показания приборов жильцы уже третий год не могут подать на государственный портал: управляющая компания просто не дает доступ к этой функции.
За время, прошедшее с публикации статьи, к нам в редакцию обратились еще несколько человек с той же проблемой, которая, как оказалось, свойственна многим домам по реновации. В новостройках установлены счетчики тепла, но шкафы с ними заперты, а квитанции жильцам приходят с расчетом по нормативу, как если бы индивидуальных приборов не было. Жильцы уверены, что платят гораздо больше, чем если бы у них была возможность подавать показания счетчиков. Действительно ли это так и что сделать москвичам, чтобы в «Жилищнике» их услышали? Эти вопросы корреспондент MSK1.RU задала юристам.
Десятки домов по всему городу
Среди читателей, обратившихся в редакцию, чтобы рассказать о такой же проблеме в своем доме, — Наталья, жительница новостройки по адресу ул. 2-я Синичкина, дом 5.
— Живем в этом доме третий год, платим за отопление по тарифу, и летом тоже, — жалуется Наталья. — Притом что дом оборудован счетчиком тепловой энергии.
По словам москвички, собственники даже снимают показания своих счетчиков и отправляют на Mos.ru, но расчет всё равно формируется по нормативу.
— Вразумительного ответа, почему так, от управляющей компании получить не можем. Будем обращаться в контролирующих органы, — говорит Наталья.
Рассказал о такой же ситуации и читатель MSK1.RU Валерий. Реновационную новостройку по адресу ул. Новочеремушкинская, дом 35, в которой живет Валерий, заселили не так давно — в январе 2024 года. Тем не менее уже начался второй отопительный сезон на новом месте, а квитанции всё еще приходят без учета показаний индивидуальных счетчиков тепла.
— В управе района ответили, что в течение года после установки индивидуальных счетчиков их могут не вводить в эксплуатацию. Вот уже скоро зима, пока никаких изменений, — сетует Валерий. — Мы уже до прокуратуры дошли. Сколько можно переплачивать?
По словам читателей MSK1.RU, судя по соседским чатам москвичей, домов, где установлены, но не работают индивидуальные приборы учета тепла, десятки по всему городу, и в основном это новостройки по реновации.
Что делать? Советы юристов
Чтобы выяснить, на чьей стороне закон, и разобраться, действительно ли нашим читателям выгоднее было бы платить за тепло согласно показаниям счетчиков, корреспондент MSK1.RU обратилась к юристам Денису Хмелевскому и Анне Дмитриевой, экспертам консультационно-представительского центра «Верус».
В первую очередь юристы поделились советами, что делать жильцам, чтобы их с большей вероятностью услышали в управляющей компании.
— Подавать индивидуальные запросы и жалобы не так много смысла, жильцы должны провести общее собрание собственников, — отмечает Анна Дмитриева. — Если жильцы определились, что хотят платить по счетчикам, это нужно зафиксировать в протоколе собрания и отправить в управляющую компанию. УК обязана исполнить пожелание жильцов в таком случае. Если нет — следует направить жалобу в жилищную инспекцию.
Денис Хмелевской также отметил, что проблема взаимодействия жильцов с управляющей компанией — очень распространенная.
— Чтобы упростить коммуникацию с «Жилищником», обязательно нужно выбрать совет по дому и председателя этого совета, — советует эксперт. — Он от имени жителей согласовывал бы всё, что касается коммунальных платежей и других вопросов с представителями УК. Если жители хотят эту ситуацию взять под контроль, они могут как раз на собрании по поводу счетчиков в повестку дня включить выбор совета дома и назначить председателем этого совета кого-то, кому доверяют. Только так можно разрешить подобную ситуацию.
Однако Анна Дмитриева предупреждает жильцов: платить по индивидуальным счетчикам может оказаться далеко не так выгодно, как они считают.
— Отопление в целом очень дорогая услуга, и у использования индивидуальных приборов учета есть свои нюансы, — отмечает юрист. — Например, по тарифу оплата за отопление рассчитывается согласно формуле, исходя из того, сколько многоквартирный дом фактически использовал тепла за определенный срок. Сумма в квитанции не зависит от сезона, оплата равномерно делится по месяцам. В то же время первая особенность использования счетчиков — зимой, а особенно в период самых сильных морозов, суммы к оплате будут значительные.
Во-вторых, многие думают, что платить придется только за то, сколько насчитают приборы учета. На деле же между жильцами делится плата за отопление всех мест общего пользования в доме — разница между суммой, которую показали индивидуальные счетчики, и показаниями общедомового. Также суммируются любые потери, нестыковки: кто-то задолжал, кто-то забыл прислать показания своих счетчиков, где-то приборы учета вышли из строя. Вся эта нагрузка в моменте ложится на добросовестных плательщиков, до ближайшего перерасчета. Управляющая компания здесь точно никаких потерь не понесет.
Поэтому, по словам экспертов, чаще выходит, что жильцы домов с функционирующими счетчиками тепла тратят на отопление больше, чем жильцы домов, где суммы в квитанциях рассчитываются по тарифу.
Ранее мы обсуждали московскую программу реновации с урбанистом Аркадием Гершманом: читайте, как из хрущевок делают комфортное жилье в Германии. Как могли бы выглядеть панельные дома, если бы власти занялись их обновлением, показал на своих эскизах Станислав Моргун. О других проблемах московской программы реновации мы рассказываем в отдельном сюжете. Напомним, что, как признали чиновники, большинство реновационных человейников превышает норму этажности. Также мы разбирались, можно ли выйти из программы реновации. Читайте, что на этот счет говорят юристы.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».