На носу муниципальные выборы в Москве. Отсюда в столице появились кучки агитаторов, уговаривающие народ проголосовать за выдвиженца, который платит им деньги. Эти агитаторы обычно крутятся у станций метро, торговых центров и магазинов. Одеты в футболки с фамилиями кандидатов. В руках у них — кипа бумаг с портретами будущих избранников, в которых перечислены их заслуги и предвыборные обещания.
Корреспондент MSK1.RU пошел агитировать за кандидата в муниципальные депутаты и посмотрел, как это происходит изнутри и что за люди идут прославлять политиканов.
Обнародовать фамилию кандидата мы не будем, назовем его Ивановым. Но для представления: он ездит на Porsche 911, а коллеги его называют не иначе как Спойлером. В своей политической риторике он обожает пользоваться оборотами «Я ваш сосед», «Голосуйте за своего соседа» и т. п., создавая образ обычного парня со двора, которому не плевать на свой район. В общем, стандартный набор.
Как стать агитатором
Найти вакансию агитатора нетрудно. Объявления можно найти в разных группах во «ВКонтакте», есть предложения на «Авито». В объявлениях всегда встречаются обороты вроде «Это крутая возможность окунуться в настоящую политику», «Вы будете влиять на жизнь районов Москвы», «Многие политики начинали с этой должности»… Требования для работы обычно следующие: коммуникабельность и порой гражданство РФ. За один выход обещают от 1000 до полутора тысяч рублей.
Выбрал самое заманчивое предложение, в котором даже написали фамилию политика. А такая практика почему-то совсем не распространена среди работодателей из этой сферы. Позвонил какой-то девчонке по номеру, указанному в объявлении. Сразу же был зачислен в группу агитаторов. В тот же день нас позвали в банкетный зал роскошного ресторана в центре Москвы, где будет организована встреча с самим кандидатом.
Будущими агитаторами пришли четыре студента, пенсионного возраста женщина, которая занимается «новым бизнесом, связанным с детьми», и я. Чуть погодя возник и сам Иванов со своей верной командой. Зашли в зал, расселись.
Кандидат занял место по центру небольшого стола. По правую руку посадил некоего Артема — прилизанного мальчишку с айпадом, который занимается организаторскими работами. Выдвиженца называет не иначе как по имени-отчеству. Даже когда того нет рядом. Пользуется исключительно казенными оборотами: «Мы зафиксировали данный инцидент», «Я вас услышал» и так далее. Сразу видно — будущий чиновник. Слева — две взбалмошные женщины, которые без конца болтают. Они занимаются более интеллектуальной работой, чем мы, — ходят по квартирам избирателей и клеят листовки на дверях. Это тоже приближенные выдвиженца.
Сам Иванов доверия не вызывает. У него ровный, явно не дачный загар. На груди за легкой голубой рубашкой белеет цепь, которую носят герои фильмов про криминальные разборки. Одну руку постоянно держит на стопке газет с его портретами, как будто он клянется на Библии. Второй рукой почесывает ухоженную бороду.
Иванов постоянно повторяет тезисы «Мы команда», «Мы хотим, чтобы жителям нашего района было лучше жить», «Власть мешает нашим великим целям». Каким — не говорит, зато предлагает прочитать газетку, в которой всё написано. Порой речи доходят до «Один за всех — и все за одного», имея в виду нашу агитаторскую работу. В общем, на совещании мы занимались каким-то извращенным экспресс-тимбилдингом. Студентам до этих речей не было никакого дела, они листали соцсети в телефонах.
Собеседования, кстати, не проводилось. Иванов просто набрал людей с улицы и доверил им представлять себя народу. В такой политической тактике можно усомниться.
Что происходит «в полях»
Собрание кончилось. Нам раздали газеты, отправили в людные места. Подошел к одному коллеге-студенту.
— Ты за идею работаешь? — спрашиваю.
— Ха! Я про этого мужика только сегодня узнал, — говорит. — Да и вообще не из этого района. Просто деньги легкие.
Отправился на точку возле супермаркета. Понял, что эта работа вообще не отличается от обычной раздачи листовок. Единственное отличие — люди делают более страдальческий вид, когда подходишь к ним. Оно и понятно. Иванов говорил, как важно убедить человека пойти на выборы. То есть не просто всучить ему газету, которую он выкинет в первое мусорное ведро, а провести настоящую политработу. Пересказать все достижения кандидата за его карьеру, привести всевозможные аргументы, преследовать прохожего (!). Видимо, чтобы человек понял: агитаторов нужно обходить за километр. Или сразу бить по наглой физиономии.
Впрочем, подобным заниматься не пришлось ни мне, ни моим коллегам. В том округе Иванова и так все знают. Зачастую в формате «А, видел эту рожу, в жизни голосовать за него не пойду». Но эти люди всё равно газету брали — рыбу на ней почистить, завернуть в нее что-нибудь.
Редкие персонажи высказывались о нём с почтением, обещали мне обязательно за него проголосовать. У таких нужно было взять номер телефона, чтобы им потом зачем-то названивали.
Один товарищ с голым торсом даже пытался со мной сторговаться. Условия такие: я ему покупаю банку пива, а он отдает свой голос за Иванова. Я не идейный, поэтому от сделки отказался.
Большинство людей эти выборы собирается игнорировать. На вопрос: «Почему же не пойдете голосовать?» отвечали: «А зачем?» Кто-то оригинальный цитировал Шнура, его «Выборы-выборы…». Трое пытались завести со мной философские беседы. «Коммунизм неизбежен…», «Апокалипсис неизбежен…», «Второе пришествие неизбежно…», а поэтому голосовать смысла нет. Кто-то подшучивал надо мной: лучше б за девушками бегал с букетом роз, а не с идиотскими агитками.
За два часа с трудом раздал все экземпляры. Написал об этом в общий чат. Сразу же перевели на карту деньги — 500 рублей. Хотя в объявлении обещали тысячу за один выход… Ругаться не стал, но в «реальной политике» разочаровался. Больше на смены не выходил.
Имеет ли это смысл
Что мы имеем? Равнодушных к выборам жителей и студентов-агитаторов, которым что политика продвигать, что еду людям доставлять — точно такая же безучастная отдача. Насколько вообще продуктивна такая работа с населением? Российский политолог, президент фонда «Центр развития региональной политики» Илья Гращенков уверен, что на этих выборах такой подход не очень эффективен.
— Подобный метод распространения называется пикетной агитацией, — объясняет политолог. — Тут, безусловно, важно, кого берут в агитаторы. У молодых привлекательных девушек листовки разбирают быстро. Неопрятные пятидесятилетние мужчины привлекают людей меньше. Те, кто стоит как столб и молча раздает листовки, — еще меньше. Но обычно у кандидатов есть сетки людей, которые занимаются этим профессионально, с энтузиазмом. Обычно с улицы не набирают. Но тут еще многое зависит от контента, который раздают эти агитаторы, и насколько люди мотивированы идти на выборы. Поэтому особо надеяться на работу агитаторов сейчас не стоит. На этих выборах лучше заниматься точечной агитацией — через соцсети, создавать таргетированную рекламу, которая в этом случае более эффективна, чем уличная раздача, — уверен Гращенков.
Депутат Госдумы от фракции ЛДПР Ярослав Нилов считает, что пикетные агитации — отличный метод, чтобы народ узнал о кандидате.
— Во-первых, это классическая схема распространения. Главное здесь то, что человек получает в руку агитационный материал, читает биографию, программу. Тут важно, насколько качественно, грамотно сделан агитационный материал. Знакомить людей с кандидатом нужно, и это один из эффективных способов. Самое главное, чтобы не было дискредитации.
— Как найти идеального агитатора?
— Это должны быть вежливые, культурные, опрятные люди, для того чтобы своим внешним видом не отпугивать. Часто работать зовут девушек. Они своим образом сразу располагают потенциального избирателя, и при передаче листовки часто им даже неудобно отказать. Особенно лицам мужского пола. Или, например, вежливый молодой человек, который начинает с пожилыми женщинами вступать в дискуссию и не просто передавать им листовки, а еще дарить им некие положительные эмоции. Когда разговаривает с ними, добавляя какие-то нотки артистизма. Но самое главное — это содержание агитационного материала, — говорит Нилов.
Итог можно сделать такой: к этим выборам народ относится как к шутке. Многим агитаторам, если они не работают системно, на голосование и даже на своих кандидатов откровенно плевать. Единственные, кому на выборы не всё равно, — это выдвиженцы и их команды. А еще алкаши, которые готовы продать свой независимый голос за банку пива.
Пойдете на выборы?
Недавно кандидата в муниципальные депутаты по Северному Измайлово жестоко избили якобы за политическую деятельность. За него никто не вступился.
В Москве не допустили до выборов кандидата в муниципальные депутаты по району Кунцево. Часть подписей в его поддержку признали недействительными.
В телеграм-каналах районных чатов москвичей появились фотографии с наклейками «Осторожно! Кандидат от "Единой России"» на агитационных плакатах кандидатов от мэрии Москвы на муниципальные выборы. Так они отреагировали на агитацию кандидатов от «Моего района». До этого московских мундепов начали задерживать, чтобы, как считают эксперты, не допустить на выборы.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из телеграм-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».