Политика «Условия пыточные». Как в Москве двое суток удерживали девять человек, вышедших в поддержку Навального

«Условия пыточные». Как в Москве двое суток удерживали девять человек, вышедших в поддержку Навального

На них составили как под копирку одинаковые протоколы

Среди задержанных 4 июня на Пушкинской площади был и несовершеннолетний

В Москве 4 июня, в день рождения Алексея Навального, прошла акция в поддержку заключенного политика. С утра у Пушкинской площади выставили КАМАЗы, автозаки и машины Росгвардии. Отряды силовиков проверяли документы и сумки у прохожих. К полудню люди стали выходить с одиночными пикетами.

Правозащитники рассказали, что всего на акции в Москве задержали 60 человек. Десятерых (в том числе несовершеннолетнего, которого в тот же день забрали родители. — Прим. ред.) увезли в автозаке в ОВД «Измайлово» — почти за 20 километров от места задержания.

Не выпускали их двое суток: возили по маршруту: ОВД — Измайловский суд — ОВД — Измайловский суд. Из здания Измайловского суда задержанных днем на акции 4 июня отпустили только 6 июня в 19:30. Всем назначили штрафы размером в 4 тысячи рублей и признали виновными по статье о неповиновении полиции. Вот их истории о том, что творилось за глухими стенами ОВД и суда.

Ледяная камера, а в туалет — под надзором с открытыми дверями: история Екатерины

Екатерину задержали, когда она переходила дорогу по пешеходному переходу. К сумке у нее был прикреплен воздушный шар.

— Я спросила, в чем причина, мне сказали «пройдемте», — всё. Я сопротивление не оказывала, прошла в транспорт, там у меня проверили все вещи, всё посмотрели. Кроме шарика воздушного, у меня ничего не было, что имело бы смысловую нагрузку. У меня не было ни плакатов, ни журналов, ни книжек — ничего, — вспоминает девушка.

Составление протокола

По ее словам, автозак набивался постепенно, не один час. Она была второй задержанной. В итоге их оказалось десять, и всех повезли в ОВД «Измайлово». Их отвели в помещение с гигантской лужей посередине, от которой шел неприятный запах. Там они ждали составления протоколов.

— Писали всем под копирку, хотя все были разные. Кто-то на лавочке сидел, кто-то, как я, по переходу шел с шариком, кто-то с пикетом стоял. Но написали всё одно и то же под копирку, как будто мы все действовали одинаково. Мы подписывали, что мы с протоколом не согласны, — говорит Екатерина.

На все вопросы задержанные не получали никаких ответов. По словам девушки, полицейские либо молчали, либо отвечали абстрактными фразами вроде: «Вам там расскажут», «Это не нам решать», «Вот увидите». На ночь ее и еще четверых человек оставили в ОВД «Измайлово». Перед заходом в камеру у всех отобрали все личные вещи, вплоть до украшений и шнурков. У Екатерины полицейский срезал с кофты завязки.

Первая ночь в холодной камере

— В первую ночь условия были пыточные. Камера была очень грязная, до нас там, извините, бомжи спали, — вспоминает девушка.

«Была абсолютно ледяная жесткая лавочка, на которую нам не дали постелить ничего, ледяная стена. Невозможно ни сесть, ни облокотиться»

— Ну вы так или иначе садитесь. Представьте себе: на кафеле ночевать в закрытом помещении. Это не кафель был, но по ощущениям холодный, как кафель, — рассказывает Екатерина.

Не давали воду, еду, а в туалет — по расписанию

Попить или поесть полицейские задержанным не давали. В первую ночь им удалось получить еду только от правозащитников «ОВД-Инфо»*. Во вторую — продукты не пропустили, но выдали матрасы.

— Мы были невероятно замерзшие, очень просили дать нам что угодно, чтобы мы могли хоть как-то согреться, потому что мы чувствовали, что сейчас просто околеем. Просили кипяток либо какое-то одеяло, любой плед завернуться. Нам ничего этого не дали, отвечали, что мы слишком многого хотим, — говорит девушка.

На просьбы девушек выйти в туалет сотрудники полиции просто не реагировали.

— Мы звали, никто не приходил: только по расписанию, то есть хотите — ходите под себя. Было такое один раз, когда мы очень долго долбились, и где-то спустя полчаса выпустили. Но в остальном по расписанию. «Нет, не положено, в 6 утра выйдете в туалет», — вспоминает девушка.

«Выпускали по одному под конвоем полицейского, дверь закрывать нельзя. Полицейский как бы не смотрит, так, стоит, но это очень сложно психологически»

MSK1.RU обратился за комментарием в дежурную часть ОВД района Измайлово. На вопрос, были ли туда доставлены 4 июня десять человек с Пушкинской площади, нам ответили, что «не могут пояснить». На вопрос о том, почему задержанным не предоставили необходимые условия, нам ответили: «Навряд ли, всегда всем давали сходить в туалет и давали питье».

В ОВД «Измайлово» Екатерине не дали взять в камеру влажные салфетки или антисептик, из разрешенного был только рулон туалетной бумаги.

— Я попросила себе влажные салфетки, потому что и в туалете этом тюремном, мягко говоря, невероятно грязно. Там становится дурно, когда вы туда заходите, там очень плохо в этой кабинке, — рассказывает девушка.

В туалете в ОВД «Измайлово» девушкам запрещали закрывать двери

Составили новый протокол

В камере Екатерина и еще трое задержанных находились с ночи 4 июня до дня 5 июня. Затем всех снова по одному вызвали для составления протокола. Но правозащитников в этот момент не пускали.

— Я зашла, мне сказали: «Вы подпишете протокол?». Я сказала, что без правозащитника и после бессонной ночи не готова ничего подписывать, на что мне сказали, что не покажут протокол. Так же поступили с другой задержанной, — вспоминает девушка.

«Сказали: "Если вы протокол не собираетесь подписывать, мы вам его даже не покажем". И, какие у нас протоколы, мы узнали в суде»

«Всем, всем пишите сопротивление [полиции]»: история Якова

Как рассказывает Яков, полицейские не требовали разойтись собравшихся на Пушкинской в тот день. Они не называли происходящее массовыми несогласованными мероприятиями. Яков вышел к памятнику Пушкину с плакатом в поддержку оппозиционера. На нем красным цветом было написано одно слово: «Навальный».

— Ну и через шесть секунд ко мне подбежали сотрудники гвардии, и без какого-либо обращения ко мне они вырвали плакат из рук и завернули руки и повели в автозак. Я сопротивления никакого не оказывал, ко мне требований никаких не предъявлялось, — рассказывает мужчина.

По его словам, у силовиков изначально был план, по которому они должны были составлять протоколы задержанным.

— В моем присутствии один росгвардеец обратился к другому и сказал: «Пиши сопротивление [сотруднику правоохранительных органов]» — и уточнил, показав на меня, — говорит Яков.

«Росгвардеец сказал: "Всем, всем пишите сопротивление". То есть запланировано так — указание сверху»

Обвинение и ночь в ОВД «Метрогородок»

Его с другими задержанными повезли в ОВД «Измайлово». Всем вменили часть 2 статьи 19.3 (неповиновение сотрудникам госорганов). Яков, как и другие, писал, что не согласен с этим обвинением.

В отделе они провели порядка 4–5 часов, пока всех по одному допрашивали. По его словам, людям приходилось сидеть на полу, так как места всем не хватало. По этой же причине его и еще нескольких человек ночью отвезли в ОВД «Метрогородок».

«Там личные вещи все изъяли и посадили в клетку. Телефоны, шнурки доставали из штанов и с ветровки»

По словам Якова, камера там была холодной, как и в «Измайлово», воду и еду не давали. Но с большой задержкой им удалось получить передачки от родственников и правозащитников.

Возвращение в ОВД «Измайлово»

Днем 5 июня их перед судом вернули в ОВД «Измайлово», откуда и началась история каждого. Там оставалась Екатерина и еще трое задержанных.

— Нас завели в ту же комнату ожидания. Дверь была открыта, и прямо по коридору были видны камеры. Я слышал, как девочки стучали и просили выпустить их в туалет. И, пока мы ждали там минут 40, их не выпускали. Просто вторую дверь закрыли и никак не отреагировали, — вспоминает Яков.

Первое заседание в суде

Всех доставили в Измайловский суд. На заседании судья сказал, что протокол об административном правонарушении и материалы дела нужно вернуть на доработку. Там были перепутаны даты и не было описания административного правонарушения.

— На основании этого определения мы поняли с защитой, что мы более не задержаны. Потому что суд направил на исправление протокол, но нас не выпускали и насильно сопроводили в автозак, — рассказывает Яков.

«Со мной была моя беременная жена, мама инвалид третьей группы. Их не выпускали из здания суда, не объясняя причин»

Маршрут из суда вновь лежал в ОВД, и Якову предъявили новый протокол. Подписывать его мужчина отказался. На следующий день, 6 июня, суд назначил еще одно заседание. Задержанные подали ходатайство с просьбой провести его без них, но в присутствии адвоката. Из здания суда их всё равно не выпускали до самого вечера.

Забирали сережки и резинки для волос, чтобы не покончили с собой: история Артемия

Среди задержанных были и те, кто пришел на Пушкинскую без плакатов, воздушных шаров и прочих вещей. Артемий рассказывает, что к нему дважды подходили омоновцы, проверяли сумку и документы. Он спокойно выполнял их требования.

— Они спрашивали: «Зачем вы здесь?» Мы говорили: «Мы гуляем». И, когда нас уже повели в автозак, сказали просто: «Прогулялись». Больше никаких объяснений не было. Руки нам не заламывали, спокойно провели, — вспоминает Артемий.

Его обвинили в сопротивлении силовикам.

— «Не давали своих документов, отказывались разойтись и размахивали руками», — так гласит легенда. На деле ничего из этого не было. Было бы странно, если бы мы все сделали исключительно одно и то же, — рассказывает Артемий.

Первую ночь Артемий провел в ОВД «Северное Измайлово», вторую — в ОВД «Соколиная гора». По его словам, в первом месте условия были сравнительно неплохими: в камере было не так холодно. Ему и другим задержанным выдали матрасы и подушки, но спать приходилось при включенном свете.

«Мы доставали все шнурки, все ремни, все стекла, серьги, меня заставили снять резинку для волос. Наверно, чтобы не смог совершить суицид»

Первое заседание в суде

В суде Артемий также обнаружил ошибки в протоколе. По его словам, они подписывали распечатанный текст, а потом обнаружили, что на листке кто-то ручкой нарисовал звездочку и написал дополнение.

— Они изначально указали, что мы сопротивлялись. И, кажется, в этом была ошибка, что они не пояснили как. И вот они поставили звездочку типа «а именно махал руками, не показывал документы» и прочее, — рассказывает Артемий.

Самым главным событием за эти два дня он называет момент, когда их отпустил суд и выдал паспорта, но по итогу всё равно выйти из здания им не дали люди в форме.

— У нас был героический правозащитник Кирилл Андреев. Он всё крайне грамотно раскладывал, что тут задерживать просто незаконно. На что они просто говорили, что у них такая указка, — вспоминает Артемий. — У нас было два адвоката и два правозащитника на всех. Кажется, ни у кого из них не было схожей ситуации.

Задержанных не выпускали из здания суда

Задержан за сидение: история Дмитрия

Дмитрий тоже оказался на Пушкинской площади 4 июня. С собой у него не было ни плакатов, ни воздушных шаров. Он просто сидел на бордюре в нескольких метрах от памятника.

— Ко мне подошли двое, и началось. Гребли там всех, — вспоминает Дмитрий. — Спрашиваю: «Что я нарушил? Вот я сижу на бордюре, я не хулиган, я не пьяный. Вот сижу, и всё».

По словам мужчины, он показал полицейским сумку, но рядом с ним лежал чей-то пакет. Дмитрия попросили показать содержимое и этого мешка. На что тот ответил, что сотрудники могут его посмотреть сами, но он открывать его не будет.

— А потом нам всем стали шить статью за оказание сопротивления сотрудникам полиции. Хотя никто из нас там у нас даже ее пальцем не тронул и так далее. Короче, нас мурыжили двое суток.

По словам Дмитрия, ему и еще одному парню составили одинаковые протоколы. В рапортах говорилось, что они оба отказывались показывать документы и вещи, отказывались пройти вместе с сотрудниками, размахивали руками.

«Полицейские сами говорили: "Мы какой-то хренью занимаемся"»

Дмитрий дважды был оставлен на ночь в ОВД «Соколиная гора». По его словам, там к ним было хорошее отношение. На ночь в камере отключали лампу, им также удалось получить книги от защитников из «ОВД-Инфо»*.

Были ли нарушения: мнение юриста

Юрист Ксения Евстафьева рассказала, что статья 19.3 КоАП РФ действительно предусматривает в качестве наказания административный арест. И срок задержания может быть в пределах 48 часов. Также суд может возвращать материалы на стадии подготовки к рассмотрению, если материалы неполные или протокол составлен неверно или неполно.

— Имеет также значение стадия процесса, на которой возврат произошел. На стадии рассмотрения по существу судья не мог уже возвращать, а ему надлежало прекратить производство. Из представленных данных не очень ясно, когда уже был возврат осуществлен. Поскольку решение суда по существу не было вынесено, в пределах 48 часов лица еще могли быть задержаны, — говорит Ксения Евстафьева.

При этом, по словам юриста, в условиях содержания, которые описали задержанные, есть нарушения. Их должны были обеспечивать питанием, выводить по их просьбе в туалет и обеспечить им место для сна. Это регулируется Положением об условиях содержания лиц, задержанных за административное правонарушение, нормах питания и порядке медицинского обслуживания таких лиц, установленным Постановлением Правительства № 627.

Напомним, Навальный, будучи условно осужденным, проходил лечение в Германии. В России его объявили в розыск за нарушение условий отбывания наказания. По возвращении в Москву 17 января 2021 года оппозиционер был задержан, 2 февраля 2021 года суд заменил условный срок на реальный. В марте прошедшего года Алексея Навального приговорили еще к одному сроку.

В отличие от двух предыдущих дел — о клевете на ветерана и иска «Ив Роше», — политик участвовал в заседаниях из колонии в городе Покрове. Вслед за ним во Владимирской области оказались судья, все участники процесса, пресса и слушатели.

За вышеописанные деяния Лефортовский суд на выездном заседании в ИК-2 в Покрове приговорил Навального к 9 годам колонии строгого режима и штрафу 1,2 миллиона рублей. После апелляции политика перевели в ИК-6 Мелехово (тоже Владимирская область).

Недавно стало известно, что против политика выдвинули обвинения еще по шести статьям: в создании экстремистского сообщества, финансировании экстремистской деятельности и реабилитации нацизма. Кроме того, Навального обвиняют в создании НКО, которая побуждает людей к экстремистской деятельности, вовлекает несовершеннолетних и представляет для них опасность.

* Минюст включил «ОВД-Инфо» в «реестр незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции иностранного агента».

Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из телеграм-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
12
ТОП 5
Мнение
«Это был провал»: критическая колонка москвича о том, как в один день изменили сотни маршрутов автобусов
Игорь Мещанев
Корреспондент MSK1.RU
Мнение
Многострадальное «Преступление и наказание» и приквел «Дюны»: какие премьеры посмотреть в ноябре
Кирилл Титов
Кинокритик
Мнение
Красавицы из Гонконга жаждут любви. Как журналист MSK1.RU перехитрил аферистку из Китая — разбираем мошенническую схему
Никита Путятин
Корреспондент MSK1.RU
Мнение
Кремль, мороженое из огурца, бани по московским ценам. Почему нужно ехать в Суздаль и что посмотреть в городе Золотого кольца
Анонимное мнение
Мнение
Заурядная мелодрама или свежий взгляд на вечную тему? Стоит ли смотреть «Время жить» с Эндрю Гарфилдом и Флоренс Пью — рецензия
Анонимное мнение
Рекомендуем