В 2017 году в Москве стартовала программа реновации: горожан из ветхих пятиэтажек хрущевской поры начали переселять в новостройки. С тех пор тысячи жителей столицы переехали в новые дома, но далеко не все остались довольны качеством многоэтажек и их обслуживанием. Мы уже не раз публиковали жалобы читателей, чьи дома попали в программу реновации. На сей раз в редакцию обратилась москвичка Ольга Зайцева, чтобы поделиться проблемой, с которой столкнулась она и ее соседи по дому, расположенному на Кавказском бульваре. Публикуем ее рассказ.
Когда агитировали за сбор подписей для включения домов в программу реновации, нам объясняли, как это должно быть. Выбирается площадка, строится новый дом комфорт-класса, и туда переселяют жителей отдельно взятого близлежащего дома (двух или даже трех домов, если позволяет количество квартир в новостройке), сохраняя за жильцами привычный для них район и соседей, с которыми они дружны. Так потихоньку предполагалось переселять квартал за кварталом. Однако действительность оказалась совсем другой.
«Вместо трех лет — семь дней»
Наши дома расположены в районе Царицыно по адресу Кавказский бульвар, дом 34, корпус 1 и корпус 2 (два здания примыкают друг к другу, проезд к корпусу 2 возможен только через двор корпуса 1). Согласно Приказу Правительства Москвы от 20.08.2020 № 45/182/Пр-335/20, оба дома были утверждены к переселению по программе реновации на 2025–2027 годы. Такие сроки мы, жильцы, и держали в голове. Более того, когда возникали слухи о якобы грядущем переселении, они каждый раз развеивались управой района.
«Нам говорили: "Спите спокойно, до 2025 года еще уйма времени"»
Люди, видя документы на официальных сайтах, ремонтировали жилье, ставили стеклопакеты, чтобы в относительном комфорте прожить еще несколько лет, однако 23 июня 2023 года всем собственникам на «Мос.ру» пришло сообщение: «Ваш дом подлежит расселению по программе реновации» — и буквально уже 28 июня в почтовые ящики положили смотровые ордера на новые квартиры. Без какого-либо предварительного информирования!
Обеспокоенные жильцы стали звонить в управу, в департаменты и другие ведомства, узнавать, что случилось.
«Никто не собирался никуда переезжать сию минуту, у всех были планы, кто-то только что ремонт закончил. Да и сам дом в нормальном состоянии»
Везде был один и тот же ответ: «Мы не в курсе относительно такого скоропостижного расселения». А на дворе тем временем был разгар лета. Кто-то уехал на дачу и пребывает в полном неведении о происходящем, кто-то сдает квартиру и проживает совершенно в другом месте. Внезапное объявление о грядущем переезде было просто как гром среди ясного неба и застало всех, включая старшего по дому, врасплох.
В «письмах счастья», разложенных в почтовые ящики, был обозначен срок — 7 календарных дней с момента получения письма (очевидно, с момента, когда оно было положено в ящик). В течение этой недели надо было лично оформить согласие на переезд либо отказ, и граждане, не успевшие отбыть в отпуск, потянулись в центр информирования.
Я сама являюсь собственником квартиры в этом доме и как раз в этом самом корпусе. Получив первое уведомление, я сначала решила, что это какая-то ошибка. Представьте: живете вы спокойно, строите планы, знаете, что до переезда еще минимум года два, а то и три, и тут — 7 дней на осмотр и принятие решения!
Следующим шагом была попытка понять, а что, собственно, предлагают? В письме — только новый адрес и обозначение площади в метрах. Пришлось заказывать выписку из ЕГРН (хотя почему бы сразу не прикладывать ее к письму или размещать планы квартир прямо на сайте Фонда реновации?).
«Вообще, как я поняла, получение жилплощади по реновации — это лотерея: повезет — не повезет»
Проблемы планировки
Понять планировку можно, только когда дом сдан и квартиры из этого дома кто-то уже выставил на продажу, ну либо за собственные деньги придется заказывать те самые выписки из ЕГРН, чтобы узнать, чего можно ожидать в данной конкретной новостройке. Это раньше был типовой проект строящихся домов, и человек мог прикинуть, какое жилье он в конце концов получит, где будут окна, стены и так далее. А по ныне действующим правилам всё непредсказуемо. Смотрим планировку на этаже: у кого-то есть холл при входе, у кого-то — просто ниша, а у кого-то — узенький проем шириной ровно в дверь и длиной в два шага.
Я лично получила просто шедевральную планировку торцевой трехкомнатной квартиры, в которой комнатки оказались все «сморщенные», почти квадратные и маленькие, площадь самой большой из них составляет всего 15,7 квадратного метра, тогда как в моей хрущевке большая комната имеет 19,3 квадрата! Учитывая, что коридоры ровно в ширину дверного проема, то вносить мебель в квартиру будет затруднительно, а иногда и просто невозможно. Семье из 3–6 человек, чтобы элементарно раздеться, войдя в квартиру, надо протопать весь входной коридор, повернуть направо, и единственное место, где можно повесить вешалку (шкаф туда тоже не войдет), — это ниша в коридоре, ведущем на кухню. В моем понимании — если для того, чтобы снять верхнюю одежду и обувь, надо дойти до середины квартиры, то в такой квартире коридора нет.
В целом общая площадь, за которую я буду платить (за отопление, за капремонт и т. п.), действительно увеличилась — и значительно, а полезная площадь (не путать с «жилой» в понимании застройщика), на которой можно разместиться с имеющейся у меня мебелью, по факту уменьшилась, причем тоже значительно.
«Почему бы не брать уже готовые проекты домов с удобными для жизни планировками и строить их с использованием новых технологий?»
Мне пришлось написать отказ от предложенного варианта, указав все недостатки и попросив предоставить другую квартиру. Прошло полтора месяца, и вот после «тщательного подбора» с учетом моих пожеланий (как мне обещали при написании заявления об отказе) 17 августа мне предложили точно такую же квартиру, только уже на самом последнем, 15-м этаже этого же подъезда.
Еще одна квартира
После обращений в департамент городского имущества и в отдел по переселению мне всё же выдали смотровой ордер на другую квартиру. Но она оказалась не лучше... Сразу три окна (кухня и две комнаты) выходили на крышу сооружения, соединяющего 2-й и 3-й подъезды. Высота от площадки на крыше до окна такова, что с улицы можно запросто заглянуть, постучать и зайти в квартиру. При нашем осмотре квартиры на эту крышу забирались какие-то мужчины и даже дети. Зимой снег будет прямо под подоконник.
«В общем, судя по всему, нас решили досрочно расселить в связи с наличием "остаточного ресурса" квартир в новостройках района Царицыно»
То есть жителям нашего отдельно взятого корпуса предлагается по программе реновации переехать в «отказной фонд» — квартиры, от которых уже неоднократно отказались жители домов, переселяемых в плановом порядке. Это говорили даже сами сотрудники центра по переселению и управления по переселению ЮАО и ТиНАО. Причина проста: «У вас квартир в корпусе мало, вас проще распределить».
Мало того что нам из обустроенных предлагают срочно переехать в некий «неликвид», так еще и грозят выселением по суду в случае отказа переезжать туда, куда нас насильно переселяют.
Что делать?
Корреспондент MSK1.RU связалась с фондом реновации, чтобы узнать, находится ли случай Ольги в области компетенции застройщика. Представитель фонда сказала, что официально они не могут дать комментарий, так как по уставной деятельности не организуют процесс переселения участников программы реновации.
— По практике могу сказать, что нет никаких «отказных» квартир, — добавила представитель фонда реновации. — Как раз таки в интересах москвичей из объема квартир всего дома выделяют еще дополнительный объем для большей вариативности предложений. Раньше было, например, так: 100 новоселов, им передавали 100 равнозначных квартир. Если кто-то отказывался, нужно было ждать еще один отказ. Тогда была возможность чисто технически предложить второй к рассмотрению вариант. На это всё уходило огромное количество времени, что никак не позволяло соблюсти планы по переселению.
Именно поэтому в новостройках квартир под переселение (в собственности департамента городского имущества) находится чуть больше, чем нужно для реального количества новоселов. Плюс есть объем квартир в собственности фонда для заключения сделок на докупку.
— Когда переселение домов-участников в конкретную новостройку заканчивается, департамент городского имущества как собственник имеет право распоряжаться недвижимостью — передать квартиры нуждающимся (тем, кто стоит на жилищном учете), переселить детдомовцев или реализовать жилплощадь на рыночных условиях, — объяснила собеседница MSK1.RU. — Поскольку масштабы программы нарастают, могу предположить, что объем свободных квартир позволил ускорить единичные дома-участники.
MSK1.RU также направил официальный запрос в департамент городского имущества, описав ситуацию, с которой столкнулись Ольга и ее соседи. Когда мы получим комментарий ведомства, добавим его в этот материал.
Ранее мы разбирались, можно ли выйти из московской программы реновации. Читайте, что на этот счет говорят юристы. Кроме того, вам может быть интересно узнать о других проблемах, с которыми столкнулись москвичи, переехавшие по реновации: мы рассказывали о новостройке в Измайлово, которую заливало водой несколько дней, и о том, как одна из хрущевок осталась чуть ли не под окнами нового дома: когда ее сносили, жители нового дома дышали строительной пылью.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».