Мы уже не первый год рассказываем о проблемах столичной реновации — программы, которая обещает тысячам москвичей новое комфортное жилье взамен старых панелек, но далеко не всегда оправдывает ожидания. В многоэтажках, возведенных по реновации, люди сталкиваются с неработающими лифтами, постоянными протечками, а обслуживание управляющих компаний оставляет желать лучшего.
В этот раз в редакцию MSK1.RU обратились жильцы реновационной новостройки по адресу улица Академика Скрябина, 3/1 в районе Выхино-Жулебино. Этой весной в одном из подъездов дома вспыхнул пожар, последствия которого не устранили до сих пор и убытки жильцам компенсировать не спешат. Почему случилось ЧП, как оно могло привести к настоящей трагедии и в каких условиях живут обитатели дома сейчас — подробности истории выслушала корреспондент MSK1.RU.
Маргинальные соседи
Особенность новостроек по реновации в том, что квартиры там жильцы не приобретают, а получают от города.
— В соседях может оказаться кто угодно. Нам вот не повезло, — сетует Анастасия, жительница дома. — Наша квартира на 10-м этаже, и над нами живет семья, где постоянно выпивают. Они шумят, не платят за коммунальные услуги, из-за чего в начале этой весны их отключили от канализации. Заглушки они выдернули, так что мою квартиру залило.
Обращения к участковому и в управляющую компанию, по словам Анастасии, результатов не дали, неудобства продолжались. Соседи негодовали, но терпели, пока в конце апреля на 11-м этаже не вспыхнул пожар.
— Экспертизы пока не было, так что точно о причинах возгорания нельзя судить, но жильцы, конечно, думают, что виновата эта маргинальная семья, — делится Анастасия. — У них в коридоре лежали какие-то матрасы, и вот, возможно, искра от сигареты попала или еще что... Этаж начал полыхать.
Пожар и отключенная сигнализация
Огонь вспыхнул ночью. О возгорании соседи сообщали друг другу по телефону, кричали в окна.
— Мы сначала подумали, что ничего серьезного, — вспоминает Анастасия. — Но после звонка соседки я поняла, что пожар сильный. Разбудила ребенка, взяли мокрые тряпочки и стали спускаться по лестнице. Везде были дым и гарь...
В итоге обошлось без жертв. Вовремя подоспевшая пожарная бригада ликвидировала возгорание. Но что удивило жильцов, так это полное отсутствие какого-либо централизованного оповещения о пожаре. Как позже выяснилось, противопожарная сигнализация была отключена в момент, когда на 11-м этаже вспыхнул огонь.
— Всё дело в том, что сигналка у нас срабатывала после сдачи дома постоянно, — объяснили MSK1.RU жильцы. — На нижних этажах было очень слышно, могла внезапно заработать посреди ночи или в разгар рабочего дня. Дети просыпались, плакали, пенсионерам не было покоя. Мы писали в УК, чтобы как-то это всё починить.
Сигнализацию приходили ремонтировать, но вместо этого в итоге просто отключили, рассказывают жильцы. При этом вместе с ней отключились и домофоны, они просто перестали работать, и двери подъездов оставались открытыми.
— Мы платим по квитанциям за обслуживание, за запирающие устройства в том числе, — возмущаются жильцы. — Как тут вообще это всё устроено, если у нас либо по ночам сигналка орет, либо двери не запираются?
Поскольку при включении пожарной сигнализации она снова начинала не вовремя срабатывать, ее так и не подключили окончательно. Из-за этого в ночь пожара о возгорании в доме узнали только благодаря звонкам и крикам соседей.
— А ведь могла трагедия случиться, — отмечают жильцы. — Что это за безопасность такая?
«Никто не спешит с ремонтом»
Кроме халатности в обслуживании дома, многие жалуются на то, что последствия пожара, произошедшего три месяца назад, до сих пор мешают им жить.
— Мою квартиру полностью залило во время пожара. Уже во второй раз за несколько месяцев у нас потоп, — жалуется Анастасия. — И никаких документов, фиксирующих ущерб, я пока так и не получила. Пора бы уже ремонт начинать, а нельзя: сначала нужно оформить специальный акт, чтобы получить компенсацию. Это задача УК, но наша компания не спешит даже ремонтировать общие зоны. На 11-м этаже обгоревшие стены, в общих коридорах в нашем крыле нет света.
Действительно, судя по фотографиям, которые прислали MSK1.RU жильцы 11-го этажа, там всё еще очевидны следы возгорания. При этом, по словам жильцов, в управляющей компании с ними на диалог не идут.
Корреспондент MSK1.RU направила редакционный запрос в ГБУ «Жилищник района Выхино-Жулебино», чтобы узнать, как скоро жильцам полностью восстановят коммуникации и проведут ремонт после пожара, а также о возможности составить акты о нанесенном ущербе имуществу жильцов. Если мы получим ответ, дополним им этот материал.
Ранее мы обсуждали московскую программу реновации с урбанистом Аркадием Гершманом: читайте, как из хрущевок делают комфортное жилье в Германии. Как могли бы выглядеть панельные дома, если бы власти занялись их обновлением, показал на своих эскизах Станислав Моргун. О других проблемах московской программы реновации мы рассказываем в отдельном сюжете. Напомним, что, как признали чиновники, большинство реновационных человейников превышает норму этажности. Также мы разбирались, можно ли выйти из программы реновации. Читайте, что на этот счет говорят юристы.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».