Мы часто пишем о проблемах московской программы реновации. Многие жильцы панельных домов с радостью остались бы в прежних квартирах, ведь в многоэтажных новостройках они сталкиваются с множеством бытовых сложностей и некачественным обслуживанием управляющих компаний.
На этот раз в редакцию MSK1.RU обратились жильцы дома № 9 к. 2 на Осташковской улице. С момента переезда по реновации в 2023 году они страдают из-за некачественной работы управляющей компании и множества бытовых проблем: от уборки подъездов до вопросов безопасности. Прямые обращения в «Жилищник» редко дают результат, а иногда людям приходится доходить до высоких инстанций, чтобы добиться элементарных вещей. Жалобы москвичей, переехавших по реновации, выслушала корреспондент MSK1.RU.
Реновации в Москве уже больше пяти лет. Власти анонсировали масштабную программу сноса пятиэтажек в феврале 2017 года. В общей сложности реновация затронет больше 5000 домов (в основном это панельки серий I-510, I-511 и I-515). В домах, подлежащих сносу, сейчас живут около миллиона человек, и больше всего пятиэтажек — на востоке и юго-востоке Москвы в районах Кузьминки, Перово, Северное Измайлово. Бюджет реновации оценивается примерно в 3,5 триллиона рублей. Сама программа разделена на волны: первый этап рассчитан до конца 2024 года, второй — с 2025-го по 2028-й, третий — с 2029-го по 2032 год.
«Балконы текут, парковки заливает, а реакции нет»
— Вечно текущие балконы и сугробы на пожарной лестнице стали уже чем-то обыденным, — сетуют в общем чате жильцы. — Балконы на лестницах, особенно зимой, превращаются в каток. А входные двери из-за наледи нормально не закрываются — это просто небезопасно.
Вода, по словам жителей многоэтажки, просачивается в паркинг, на полу образуются лужи и лед. Отчасти это может быть связано с неправильным проектированием, но «Жилищник», по словам жителей, игнорирует их обращения по поводу этой проблемы.
— Некоторые ситуации доходят до абсурда, — делится житель дома. — Одному из моих соседей пришлось написать жалобу в Администрацию Президента, чтобы добиться устранения засора в канализации. До этого УК игнорировала все просьбы, несмотря на регулярные обращения.
Также в доме прошлой зимой прорывало трубы во время сильных морозов. Вся подземная парковка и тротуар у подъездов были залиты кипятком.
«Умный дом, которым никто не умеет пользоваться»
Еще одна больная тема для жильцов — противопожарная безопасность. Сигнализация, которая должна предупреждать о возгорании, работает с перебоями, а в некоторых подъездах вовсе отключена.
— На нашем этаже сигнализации нет до сих пор, — жалуется Лилия.
При этом система пожарной вентиляции нередко включается без сигнализации и шумит в шахтах лифтов, мешая жильцам. По обращению в УК ее отключают, но системно проблему так и не берутся решить.
— УК ссылается на «умный дом», который, по словам представителей компании, «никто не умеет обслуживать». Так прямо и говорят, что у них нет специалистов, которые могли бы наладить систему. Зато деньги за обслуживание мы платим исправно, — возмущается Марина.
Борьба за чистоту
Уборка дворовой территории и подъездов — еще один повод для жалоб. Зимой прошлого года, жалуются жители, детская площадка превратилась в сугроб, а тротуары были настолько скользкими, что выходить из дома было опасно.
— Уборкой снега занимались сами жильцы. Их было немного, но это те люди, которым хочется сказать спасибо, — делится Лилия.
Внутри дома ситуация тоже оставляет желать лучшего:
— Мытье полов в подъезде — это пародия на уборку, — сетует Марина. — Используются тухлые тряпки и грязная вода. После этого стоит ужасный запах, а полы выглядят грязнее, чем до уборки.
Многие элементы дома, такие как двери входных групп или пожарные лестницы, по словам жильцов, никогда не мылись силами УК, их моют сами люди.
«Лифты стоят — мы пешком ходим»
Лифты в доме ломаются настолько часто, что жильцы перестали доверять их исправности — некоторые, не проверяя, работает ли лифт, сразу направляются к лестнице.
— Ехать на грузовом — как участвовать в аттракционе, — рассказывают жильцы. — Он ударяется обо что-то между этажами, и непонятно, едешь ты или летишь. Это страшно. Даже на дверцах лифта от такой эксплуатации повреждения теперь.
В условиях, когда лифты часто выходят из строя, а наладка проводится формально, жильцы вынуждены подниматься пешком, даже если живут на верхних этажах.
Плата за отопление
Несмотря на то, что на общем собрании собственников жильцы приняли решение перейти на расчет отопления по счетчикам, управляющая компания с переводом медлит.
— Прошло уже много времени, а ничего так и не сделано. Почему мы должны переплачивать? — недоумевают жильцы.
Проблема расчета платы за отопление — распространенная в домах по реновации. Мы уже разбирали подобную ситуацию: жильцы проголосовали за то, чтобы платить по индивидуальным счетчикам, но их желание проигнорировали, и квитанции всё еще приходят с расчетом по нормативу. Читайте также советы юристов о том, что делать в подробных ситуациях.
Корреспондент MSK1.RU направила редакционный запрос в УК «Жилищник района Бабушкинский», чтобы узнать причины проблем с обслуживанием дома. Мы также связались с представителем Фонда реновации с вопросом о качестве установленных в доме лифтов и водопроводной системы. Мы дополним материал, когда получим комментарии.
Ранее мы обсуждали московскую программу реновации с урбанистом Аркадием Гершманом: читайте, как из хрущевок делают комфортное жилье в Германии. Как могли бы выглядеть панельные дома, если бы власти занялись их обновлением, показал на своих эскизах Станислав Моргун. О других проблемах московской программы реновации мы рассказываем в отдельном сюжете. Напомним, что, как признали чиновники, большинство реновационных человейников превышает норму этажности. Также мы разбирались, можно ли выйти из программы реновации. Читайте, что на этот счет говорят юристы.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».