Участок Замоскворецкой линии метро между «Автозаводской» и «Орехово» закрыли на полгода с 12 ноября. В первый день редакция MSK1.RU вела онлайн-трансляцию того, что происходило на юге Москвы. В понедельник редакция провела эксперимент и попробовала добраться в центр разными путями.
Корреспондент MSK1.RU Игорь Мещанев, который сам живет на «зеленой» ветке, активно освещал эту тему и много раз проехал на КМ-х от «Автозаводской» до «Орехово» и обратно, и увидел всё своими глазами. Сейчас в своей колонке он рассказывает, что пошло не так и можно ли это исправить.
Разрыв связей
Перед Дептрансом стояла задача направить потоки из юга Москвы в центр. С этой задачей в целом справились. Жителям Бирюлево сделали бесплатный проезд на электричках (правда, по рабочим дням и только в первый месяц). Из Царицыно и Москворечья можно добраться на D2. Из Орехово можно добраться на «салатовой» ветке. Были и другие изменения.
КМ1 и КМ2 ведут в центр, разделяя потоки из двух станций. КМ1 начинает свой путь из «Царицыно», где есть МЦД D2. А маршрут КМ2 из «Орехово» проходит через МЦД «Москворечье». Это здорово, но далеко не для всех.
Связи между Орехово и Царицыно фактически оказались разорваны. Прямых маршрутов без крюков мало. Есть маршрут автобуса с854, но на моих глазах люди утром ждали его более получаса. Есть хороший маршрут автобуса м82, но до него надо идти пешком метров 300.
Делать это готовы далеко не все. Тем более что дорога в Царицыно важна жителям Орехово из-за больниц и поликлиник. По их словам, в Орехово медицинские учреждения закрылись. В поликлиники ездит много бабушек, и им длинные пересадки в «300 метров здесь и 200 метров там» совсем не к месту.
«Какая бабушка будет идти по 200 метров от одной остановки до другой?»
Не стоит забывать и про тех, кто работает в районе метро «Царицыно» и «Кантемировской». Их интересы в аналитике пассажиропотоков, кажется, не учли.
Можно ли это исправить? Увы, кратчайший прямой маршрут от метро «Орехово» до вестибюля «Царицыно» никто не введет по одной причине: ездить негде.
Маршруты с854 и м82 едут через Новоцарицынское шоссе к МЦД D2 и входу в Музей-заповедник «Царицыно». Проехать к вестибюлю метро «Царицыно» оттуда невозможно: мост под электричками узкий, движение никак не организовать. Тем более там и так пробки.
Дептранс обещал усилить с854, но утром в понедельник этого заметно не было. Ожидание единственного маршрута по полчаса на холоде — это никакое не усиление.
У жителей Орехово-Борисово в теории есть с823, но он проходит между станциями «Орехово» и «Домодедовская». Он нужен для поликлиник на Домодедовской улице, при этом «взрослая» поликлиника закрыта. От вестибюля станции «Орехово» до остановки с823 на Домодедовской улице нужно идти 900 метров. От метро «Домодедовская» — чуть поменьше, но тоже существенно. Именно поэтому такие рассуждения остаются теорией.
«Чтобы вынуждать людей искать такие альтернативы, стоит сперва самому пройти через такие пересадки в пути на работу или прием в поликлинике»
Еще лучше попросить об этом свою бабушку. Всё это хорошо объясняет то, что жители этих станций метро еще до закрытия спрашивали, как же им добираться до «Царицыно» и «Кантемировской».
В редакцию обращались и жители Подмосковья. Маршрут 489 теперь едет до «Южной» через МЦД D2 «Покровское». Идея-то правильная, однако как быть тем, кому нужен не центр, а «зеленая» ветка, — пока непонятно.
Так что я бы оценил меры по распределению потоков для пути в центр. Теперь осталось объяснить людям, как ездить на саму «зеленую» ветку. Со своей стороны MSK1.RU эти жалобы и вопросы в Дептранс передали. Сейчас мы ждем ответ.
Как работают автобусы КМ
Часть регулярных маршрутов продлили в строну центра и ввели КМ. Выше я упомянул, что идея распределить потоки на КМ1 и КМ2 неплохая. А бесплатные экспресс-маршруты е80 и е85 — класс.
Однако в работе КМ были проблемы. Их часто ругают за то, что они ездят «паровозиками». Полагаю, что иначе никак. Когда верениц не было, становилось хуже.
Из Царицыно на моих глазах автобусы ехали именно цепочкой. Люди успевали заходить в них, и, кажется, особой толпы и не было. Однако в Орехово разворот на конечной посложнее. И автобусы выезжали реже, к тому же по одному.
В итоге с первой остановки некоторые машины ехали битком. И хорошо от этого никому не становилось. Пассажирам следующих остановок в особенности.
«Читатели MSK1.RU, живущие возле станции метро "Коломенская", уже присылали жалобы о том, что в автобус втиснуться невозможно»
Вечером на «Автозаводской» тоже были сложности. Когда автобусы подъезжали подряд, люди еще могли зайти в них. Однако задержка в 5–7 минут приводила к толпам, особенно когда потом подъезжали всего два автобуса.
Двери открывал только первый КМ. В итоге толпа, по сути, и не рассасывалась. Наоборот, люди начинали нервничать и срываться. Затем додумались открывать двери — и толпы как не бывало.
Оповещение
Официально о закрытии участка метро объявили 21 октября. MSK1.RU писали об этом и раньше: взяли информацию из пабликов, побывали возле метро «Царицыно», где рабочие устанавливали технику.
Для некоторых москвичей эта новость стала сюрпризом. Я сам видел удивление из-за того, что вчера метро работало, а сегодня — нет.
«Важно не просто сообщить об этом, но и подробно разъяснить, как же теперь ездить на транспорте»
Судя по тому, что люди до сих пор не очень понимают, как им ездить от «Орехово» до «Царицыно», объяснили им не всё. Наша редакция со своей стороны пыталась это сделать, публикуя памятки и включая туда маршруты до «Царицыно», на которых ездили немногие.
В частности, там был м82, который часто ездит до «Царицыно» пустым. Другие маршруты упоминались как крайняя мера, как тот же с823. Что включать в материал, если, по сути, почти ничего нет?
В разъяснении не всегда поможет и «горячая линия». Чат-бот не может ответить на вопрос «Как доезжать от станции А до станции Б?» и отсылает к приложению «Московский транспорт».
«Приложение «Московский транспорт» вряд ли есть у всех, тем более у старшего поколения»
Звонить по телефону на 3210 тоже проблематично. У меня был единичный опыт, когда требовалось подтвердить, будет ли бесплатный проезд на электричках. В ответ мне рассказали, какие станции закрывают. На вопрос о том, пропадет ли маршрут м87, который забыли указать на схемах, ответили, что информация находится на уточнении. Надеюсь, что хоть какую-то информацию людям всё же разъясняют.
Однако были и беспрецедентные меры. Я не могу вспомнить, когда в почтовые ящики раскидывали схемы маршрутов в своем районе.
Также в подъездах расклеивали объявления о том, что проезд на электричках будет бесплатным на месяц. Такое присылали нам жители Бирюлево.
Эти шаги можно приветствовать. Ошибки при введении «Магистрали» на юге, кажется, учли. В прошлом году объявления на остановках появились примерно за полторы недели до изменения всей маршрутной сети. Между прочим, по привычным маршрутам люди ездили десятилетиями.
Неплохо справляются и сотрудники на местах. Они тоже раздают листы со схемами и объясняют, как пройти до КМ и где теперь другие остановки. А в ЦОДД, например, приняли вопрос от читателей MSK1.RU и рассказали, как людям в Царицыно заезжать домой в условиях перекрытий. Эту работу не стоит обесценивать.
Пробки на юге Москвы
Если не ввести выделенные полосы для автобусов, в пробках будут стоять и автобусы, и автомобилисты. Понять логику можно, однако стоит напомнить о проблемах, которые и так были.
Возле станции метро Кантемировская никак не могут достроить одну из развязок. В итоге там образуются пробки. Передвигаться сложно и на автобусах: например, м84 там еле ездит. Каково автомобилистам — не представляю.
В редакцию MSK1.RU позвонил мужчина, который живет в районе «Кантемировской». По его словам, улицы Кошкина и Москворечье и так часто «стоят». А ведь именно они тоже примут на себя все удары вынужденных перекрытий. Со своей стороны мы разъяснили ему, что проспект Андропова и Каширское шоссе никто перекрывать не собирается.
На проспекте Андропова идут строительные работы. Из-за этого движение сильно затруднено. Сейчас приложение с картой открывать немного страшно: как правило, там всё красное и бордовое.
«Кому не стоит завидовать? Сложно сказать. В ближайшие полгода будет несладко всему югу Москвы»
Открытые вопросы и итоги
Несмотря на проделанную работу, идеально сделать всё не получилось. К новым реалиям на полгода жителям юга придется привыкать: считать новое время в пути и приспосабливаться. К этому нужно быть готовым. Однако исправлять ошибки всё же нужно.
Привыкнуть к пути в центр кое-как возможно. Однако советы «пройди здесь, пересядь тут и дойди еще там» не сработают для жителей юга, которым нужна сама «зеленая» ветка. Пассажиры ехали несколько минут на метро, а теперь им придется тратить время на ходьбу от одной остановки до другой или на ожидание «социальных» маршрутов с буквой «С», которые ездят достаточно редко.
Нужны дополнительные изменения в расписаниях и, возможно, дополнительные маршруты. Будут ли приняты меры?
«Объяснят ли жителям, как именно добираться до нужной точки? Или это придется делать журналистам, которым скажут, что они якобы путают людей?»
Огромный запрос появился и на Большую кольцевую линию. Когда она будет открыта? Мэр Москвы рассказал про первый квартал 2023 года. А точнее? И поможет ли БКЛ жителям юга Москвы? Стоит ли надеяться на то, что перекрытия сократят хотя бы до «Каширской», если все станции не откроются вместе?
Как я уже упомянул, сделано немало работы по разъяснению информации. Однако и тут есть простор для работы. Людям сказали, что ремонт нужен из-за плачевной ситуации на перегоне «Царицыно» — «Кантемировская».
«Однако почему нельзя было начать все ремонтные работы раньше? Летом, когда большинство в отпусках, а детей не надо возить в школы»
Если всё по-человечески и полностью рассказать, люди многое были бы готовы понять. Не зря во время работ стали писать о том, что неудобства на время, а метро — навсегда.
Согласны с автором?
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из телеграм-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».