С 18 июня на автобусах в Подмосковье стало нельзя оплачивать проезд наличными. Из-за этого у многих пассажиров возникли проблемы: валидатор не работает, а водитель требует оплатить проезд переводом на его карту. Видео с конфликтами между пассажирами и водителями появляются в интернете регулярно.
Корреспондент MSK1.RU Игорь Мещанев попробовал разобрать проблемы простых пассажиров и выяснил, что делать, если с оплатой проезда возникли сложности.
Впервые оплатила наличкой и попала в руки контролеров
Не так давно MSK1.RU рассказывал о том, что в Видном водитель выгнал женщину с ребенком из маршрутки № 1020. Наталья Перова тоже живет в Видном, но у нее проблема возникла с автобусом 489-го маршрута. Она ехала от метро «Южная» домой, и карта «Тройка», как и банковская карта, не сработали.
— Мне сказали, что то ли валидатор не работал, то ли карта не проходила. Водитель заявил: «Ваша карта точно не пройдет. Вы не сможете оплатить. Не работает». И предложил оплатить наличкой. Я оплатила, как и добрая половина. Переводить он не просил, — рассказала женщина.
«Мы въехали в Видное, когда зашли контролеры и начали штрафовать. Не оштрафованы были только пенсионеры, у которых социальные карты, и студенты»
По словам Натальи, остальным штрафы выписали «поголовно». Пассажиры попытались объяснить контролерам, что возникла проблема с оплатой.
«Были те, кто подходил к водителю и говорил: "Мы же вам оплатили, тем более предлагали оплатить картой". Он сказал: "Я никаких денег не брал"»
Наталья говорит, что предлагала водителю и «Тройку», и банковскую карту. Контролеров это не переубедило. А дело чуть не дошло до полиции.
— Хотели вообще на меня даже наряд вызвать. У меня тогда не было с собой бумажного паспорта. Поездка была из разряда «туда-сюда обернуться». Мне сказали зайти на «Госуслуги». Я лично при контролере заходила, показывала, что правда не заходит, — уточнила жительница Видного.
Паспортные данные нашлись в приложении банка, поэтому вызывать полицию не пришлось. Наталья говорит, что у нее даже есть подозрения, что контролеры знают о проблеме и просто собирают деньги с пассажиров, так как в последний раз на своем маршруте транспортных ревизоров она не видела уже года два.
«У меня, как у многих, кто из автобуса тогда звонил близким, сложилось впечатление, что это какая-то подстава. Выглядит так»
Ситуацию накаляет и то, что маршрут № 489 перенаправили с «Кантемировской» на «Южную». Это произошло из-за закрытия участка зеленой ветки метро.
— Понятное дело, что это возмутительно. Никакой информации не было, что он до «Южной» будет ездить. Ты едешь непонятно как, тебя просят то так, то сяк оплачивать. И тут вдруг, когда ты не виноват ни в чем, заходят контролеры. Причем тебя начинают убеждать, что карта на самом деле работает, — поделилась Наталья Перова.
Наталью оштрафовали на 1 тысячу рублей. Сначала она хотела обжаловать это, но затем передумала.
— Ситуация ненормальная. Но нет. Действительно, оплата только бесконтактная. В случае чего это я отдала деньги, а водитель сказал «нет». Там нет никаких камер, доказательств у меня — ноль, — добавила жительница Видного.
Какие еще проблемы есть
Слова Натальи никак не повлияли на контролеров. Водитель объяснил, что по «Тройке» проехать невозможно. Позиция контролеров была другой.
— Контролеры убеждены, что я могла оплатить проезд «Тройкой». Но нет! На следующий день я зашла в автобус, попыталась это сделать — не сработало. Банковской картой при этом можно оплачивать без проблем, — уточнила Наталья Перова.
«Сейчас я оплачиваю банковской картой, но меня периодически просят перевести деньги. Я не перевожу»
Помимо проблем с просьбой перевести деньги на счет водителя, есть и другая проблема.
— На 489-м нормально принимают банковскую карту, но у меня сейчас возникают вопросы: почему я езжу до одной и той же остановки, но сумма всегда разная? Всегда. Она разная от 44 рублей до 62, — удивилась женщина.
«Сегодня утром я заплатила 52 рубля, по-моему. Сколько я вечером заплачу — я не знаю»
Пользователи интернета сейчас распространяют жалобы в районных и городских пабликах. Надежда Долгова из Королёва сделала так же.
— В который раз одна и та же нервотрепка на 565-м маршруте. Захожу в маршрутку, даю водителю банковскую карту, а он говорит, что не принимает. Я отвечаю: «Не принимает — везите бесплатно, у меня нечем больше платить, а онлайн я не хочу переводить принципиально», — написала женщина в группе во «ВКонтакте» «ВКоролёве╿Королёв»
«В ответ полилось: "Звоните, куда хотите. Мы за свои деньги соляру покупаем, колеса меняем. Никуда не поедем, либо выходите"»
Женщина также пожаловалась, что другие пассажиры ее не поддержали. В итоге она нашла карту «Стрелка», и автобус поехал.
— Меня возмущает, что все, как терпилы, идут на поводу этих водителей, а если бы все возмущались, то и не было бы такого беспредела, — возмущается Надежда в городской группе.
Мнение юриста
Юрист Константин Ерохин в беседе с MSK1.RU объяснил, почему переводы на карту водителю незаконны.
— Любые переводы физлицу означают, что эти деньги не поступят, скорее всего, на расчетный счет и не будут учтены при расчете налогов. Сейчас есть много возможностей оплачивать онлайн. Например, по QR-коду на расчетный счет организации, — уточнил он.
Эксперт считает, что проблема бесконтактной оплаты лежит целиком на перевозчиках. При этом сложности есть по всей Московской области.
— Во-первых, это расстраивает людей. Во-вторых, водители во многих случаях ведут себя просто отвратительно, неуважительно к людям. И у многих людей нет другой возможности добраться до метро, кроме вот этих получастных линий, — добавил Ерохин.
«Я думаю, компании обо всем знают. Если не знают, повесьте камеру у водителей, чтобы следить за ними. Тогда будет понятно, левачат они или нет»
У водителей при этом может быть и свой интерес, считает юрист.
— Почему водители часто стремятся к этому? Идет расчет непосредственно с ними. Они идут в обход своего перевозчика и так далее. И они этими деньгами сразу могут пользоваться, — объясняет эксперт.
Константин Ерохин советует обращаться в ФАС, Роспотребнадзор, местные органы власти и горячие линии. Жителям нужно привлекать внимание к этой проблеме, настаивает юрист.
— У всех есть смартфоны. Написать обращение главе района или области занимает пять минут. Ты с телефона, пока едешь в этой же маршрутке, написал обращение. Если таких обращений будет в день 10–20, поверьте, через неделю снесут эту компанию, лишат лицензии, и политик публично отчитается. При таком объеме жалоб на каждую нужно давать ответ, — посоветовал эксперт.
«Самая большая проблема не в том, что люди переводят деньги водителю, а в том, что люди с этим каждый день сталкиваются и ничего не делают»
Константин Ерохин выдвигает и более смелые предложения, которые, по его мнению, могут решить проблему.
— Всё рассчитано, как говорится, на дурака, — говорит юрист. — Пятерым откажут, шестой надавит, и ему выдадут, ругаясь, этот терминал. На этом всё и держится.
«Если каждый день кто-то будет вызывать полицию и блокировать это движение, им скажут: "Ребят, разберитесь"»
Также юрист напоминает, что правильно оплаченная поездка застрахована. В случае непредвиденных ситуаций билет может стать важным доказательством.
— В конфликтных ситуациях не докажешь, что это тебя водитель пропустил или ты без очереди пролез. Ты не подтвердишь, что на законных основаниях являешься пассажиром автобуса, — рассказывает юрист Константин Ерохин.
«Иначе перевозчик может сказать, что не знает, кому вы переводили деньги, и не выплатить компенсацию»
Что говорят власти
Один из крупных перевозчиков, компания «Домтрансавто», у пассажиров которых масса претензий по поводу оплаты проезда, на запрос MSK1.RU отвечать не стал. Однако в своей группе во «ВКонтакте» организация принимает жалобы.
Минтранс Подмосковья разъяснил MSK1.RU, как автобусы и маршрутки должны готовить к работе.
— При выходе в рейс все транспортные средства должны проходить технический осмотр, в том числе проверку работоспособности терминалов для приема оплаты, — сообщили MSK1.RU в ведомстве.
Власти напоминают, что неработающий валидатор — это бесплатная поездка для пассажира.
— Если при выполнении рейса возникает техническая неисправность валидатора или терминала оплаты проезда, перевозчик оказывает услугу без взимания платы за проезд с пассажира, — добавили в Минтрансе Подмосковья.
«Автобус с неработающим терминалом после окончания рейса направляется в парк»
По данным Минтранса Подмосковья, бесплатный проезд в автобусах с неработающими валидаторами положен согласно п. 11.5 постановления Правительства Московской области от 10.09.2014 № 727/36 «Об утверждении Порядка функционирования системы обеспечения безналичной оплаты проезда пассажиров и перевозки багажа на общественном транспорте Московской области, учета проданных билетов и совершенных поездок».
С 18 июня 2022 года проезд можно оплачивать только банковской, транспортной или социальной картой. Оплата наличными или переводом водителю считается безбилетным проездом. За это предусмотрен штраф в 1000 рублей. Однако это не все последствия.
— Безбилетный проезд не обеспечивает пассажиру страховку от последствий в ДТП. При оплате проезда у пассажира остается электронный билет, подтверждающий факт поездки, который при страховом случае позволяет получить компенсацию, — объяснили в пресс-службе Минтранса Подмосковья.
Водителей за переводы на карту должны штрафовать на 5000 рублей, а при многократных нарушениях — увольнять.
Минтранс Подмосковья советует обращаться на горячую линию, если водитель настаивает на переводе на карту или по телефону: звонить нужно по номеру 8 (495) 228–19–19.
В ведомстве подчеркивают, что отказ водителя продолжать движение — нарушение прав пассажиров. Если такое происходит, тем более если водитель ведет себя агрессивно, Минтранс советует звонить в полицию по номеру 112.
Также Минтранс Подмосковья в ответе MSK1.RU заявил, что ведомство следит за техническим состоянием автобусов и каждый день проверяет сами автобусы во время их работы. Перевозчики, по данным Минтранса, проводят беседы с водителями о правилах безопасности, дисциплине и культурном общении с пассажирами.
Ранее MSK1.RU рассказывал о том, что водитель выгнал женщину с ребенком из маршрутки из-за оплаты наличными. А в Подольске контролер избил пассажира, и это попало на видео. Кстати, тоже из-за оплаты наличными. В октябре на Киевском шоссе перевернулась пригородная маршрутка: погибла женщина, несколько других пассажиров пострадали. Как пассажиры оплачивали проезд — неизвестно.
А из-за закрытия участка зеленой ветки жители Подмосковья пожаловались на новые маршруты пригородных автобусов. Затем MSK1.RU побывал у станции Зябликово, куда перенаправили многие автобусы: читайте, как всё обустроено и почему пассажиры всё же недовольны.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из телеграм-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».