В московском метро появляются двухсторонние турникеты. Их «головы» устанавливают и на выходе. Из-за этого пассажиры подземки начали опасаться, что билеты придется прикладывать и в конце поездки, а в метрополитене введут оплату по тарифным зонам. Корреспондент MSK1.RU разобрался, что происходит.
Новые турникеты
Обновлять турникеты в метро начали в сентябре прошлого года. Официально их модернизируют для того, чтобы пассажиры могли комфортнее оплачивать проезд банковскими картами.
Обновить систему планировали к концу ноября 2022-го. В октябре дептранс отчитался о том, что план выполнен на 50%.
Почти полностью турникеты тогда обновили на пяти линиях: Замоскворецкой (зеленая ветка), Таганско-Краснопресненской (фиолетовая ветка), Серпуховско-Тимирязевской (серая ветка), Калужско-Рижской (оранжевая ветка) и Сокольнической (красная ветка).
И москвичи заметили — часть турникетов развернута не только на вход в метро, но и на выход.
— Зачем? Теперь при выходе будем еще платить? — задался вопросом пользователь «ВКонтакте» Борис Резник.
— А потом и зональная оплата не за горами, — отозвался в комментариях Кирилл Клепиков.
Некоторые считают, что турникеты могут использовать, чтобы регулировать пассажиропоток в часы пик.
— Я понимаю, зачем это пытаются сделать — чтобы интенсифицировать работу турникетов и тем самым уменьшить пробки у них, — предположил москвич Алексей Васецкий. — Редко бывает, когда потоки на вход и выход одинаковы.
Судя по всему, некоторые подумали, что в метро в таком случае оперативно разворачивали бы турникеты в часы пик. Справедливости ради, на многих станциях турникеты на выход установлены далеко не везде.
Где платят по зонам
Оплата по зонам давно есть на пригородных электричках. В самой Москве зоны есть на МЦД (те же электрички). Поэтому прикладывать карту или билет при выходе обязательно.
В Москве большая часть станций МЦД находится в зоне «Центральная». В зоне «Пригород» находятся станции D1 дальше «Сетуни» в сторону Одинцово, и дальше «Марка» — в сторону Лобни.
А на D2 в зоне «Пригород» располагаются станции дальше «Остафьево» в сторону Подольска и «Волоколамской» — в сторону Нахабино.
Ранее в Москве оплата по зонам была и на наземном транспорте. Она появилась после расширения столицы. Тогда внутри МКАД и Новомосковского округа проезд стоил 42 рубля. Столько же он стоил и в Троицком округе. А вот за дальние поездки между зонами приходилось платить уже 60 рублей.
С сентября 2021 года эту систему отменили. Формально система зон на автобусах осталась для поездок между Москвой и Зеленоградом, но стоимость поездок совпадает.
Будут ли зоны в метро
В 2019 году РБК написал о том, что метрополитен заказал разработку новой системы оплаты, которая может предполагать введение тарифных зон. Цена контракта на разработку, по данным сайта, составила 670 миллионов рублей, а срок исполнения — 910 календарных дней.
Тогда власти объясняли происходящее обновлением билетной системы. Она должна была объединить городской транспорт между собой, а заодно — городские и пригородные направления.
При этом в 2009 году Дмитрий Гаев, возглавлявший московское метро, назвал тарифные зоны будущим метрополитена. Но тогда он объяснял, что это будет возможно, когда у пассажиров появится выбор.
13 лет назад он связал это с постройкой Третьего пересадочного контура, который сейчас известен как Большая кольцевая линия метро. Она откроется уже в этом году. Саму систему в последнее время стали активнее обсуждать из-за расширения метро за МКАД.
Что говорят сейчас
Мнения экспертов по поводу оплаты по зонам в метро расходятся: одни выступают за, другие против. Но они сходятся во мнении, что в ближайшее время этого не произойдет.
— Московская мэрия на протяжении 10 лет пытается стимулировать граждан использовать общественный транспорт. И поэтому вводить зоны в метро никто не захочет, — поделился мнением транспортный аналитик Владислав Булгаков. — Если что-то и нужно делать Москве, то минимизировать короткие поездки на метро. Так что надо создавать альтернативу метро в виде наземного транспорта, тарифные зоны это не решат.
Пресс-служба Московского метрополитена сообщила MSK1.RU, что сейчас вопрос ввода зональных тарифов в метро не рассматривается.
— «Головы» на турникетах на выход на некоторых станциях будем использовать для оперативной замены, если выйдет из строя оборудование, — уточнили в Мосметро. — Это быстрее, чем везти его со склада. Еще планируем пользоваться запасным оборудованием на будущих станциях БКЛ и закрытых на ремонт станциях Замоскворецкой линии.
Кроме этого, в метрополитене заявили MSK1.RU, что в подземке обновлены все реверсивные турникеты. Если людей на станции будет много, будут включать дополнительные на вход для быстрого прохода.
Ранее MSK1.RU рассказывал о том, что изменится (и уже изменилось) в транспорте Москвы в 2023 году. На Юге Москвы всё еще закрыт участок зеленой ветки метро: показываем, как проходят работы по реконструкции аварийного тоннеля.
Со 2 января проезд на общественном транспорте в Москве подорожал: читайте, сколько теперь придется платить. Кроме этого, проезд по Московскому скоростному диаметру на автомобиле стал платным, но тратить деньги придется только в ряде случаев. А на станции метро «Домодедовская» появится новый, 15-й по счету выход. Рассказываем, где его планируют построить. Еще MSK1.RU нашел контракт на реконструкцию центрального участка красной и голубой веток: читайте подробнее, когда и почему это должно произойти.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из телеграм-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».