В 1970-е годы в СССР разработали концепцию трасс для пассажирских трубопроводных поездов, а в 2010-х свой вариант развития такого вида транспорта — высокоскоростных вакуумных трасс Hyperloop — предложил американский ученый и миллиардер Илон Маск. Он заявил, что его вагоны-капсулы разгоняются до 1200 км/ч и готовы дать фору даже самолетам. Идея пришлась по душе и властям Москвы. Разбираемся, запустят ли такой транспорт в российской столице и других городах страны.
Планировали запуск в Зеленограде и ветку до Внуково
О создании пассажирского трубопроводного транспорта задумывались еще с давних пор. В начале XIX века английский инженер Джордж Мэдхерст предложил создать пневматическую железную дорогу — то есть трассу, где поезда двигались бы с помощью энергии сжатого воздуха.
В СССР потребность в разработке новых скоростных видов транспорта появилась в годы хрущевской оттепели — в 1950–1960-е годы. Применять их планировалось в густонаселенных районах — там, где строились пятиэтажки. Одним из таких проектов в Москве была сеть монорельсовых трасс, которая пролегла бы по всему городу. Маршруты охватывали как центр, так и «спальные» районы. Но при создании столь сложной системы оказалось слишком много неизвестных, в то время как город нуждался в быстрых и эффективных решениях.
Еще одним подающим надежды проектом стал трубопроводный пассажирский транспорт. В 1973 году группа инженеров из Института Генплана, «Мосинжпроекта» и «Транснефтьавтоматики» разработали первое в Советском Союзе технико-экономическое обоснование (ТЭО) для такого вида перевозок.
В Институте Генплана подбирали экспериментальные трассы, подходящие для запуска такого вида транспорта. Одной из площадок, которую ученые института посчитали уместной, стал Зеленоград.
— Этот город и сам был, по сути, экспериментальным, — рассказал MSK1.RU исследователь архитектуры и кандидат исторических наук Александр Змеул. — И создавался он по интересной идее взаимосвязи городской застройки и природного ландшафта. Там строились необычные дома, например, дом-флейта и ансамбль института МИЭТ. Зеленоград — это центр микроэлектроники, район, где применялись перспективные градостроительные решения и работали лучшие архитекторы.
Зеленоград построили в отдалении от Москвы, и со столицей его связывала Октябрьская железная дорога. Неплохой альтернативой автобусам, работающим внутри района, мог бы стать трубопроводный транспорт. В городе, где сосредоточилась отечественная электронная промышленность, новый вид перевозок, казалось, отвечал его технологичному духу.
По предложенному ТЭО, весь Зеленоград пересекала бы 5,9-километровая линия пневматических поездов, соединяющая станцию Малино и Северную промзону. На ней было бы четыре станции: три под землей и одна надземная. Сама трасса прошла бы в основном под землей: 5,68 из 5,9 километра общей длины — на глубине от 4 до 10 метров.
По трубам двигались бы герметичные цельнометаллические вагоны, способные вместить до 125 человек. На посадку и высадку пассажиров на всех станциях, включая конечные, таким составам понадобилось бы не менее 40 секунд, а минимальный интервал движения составил 2 минуты.
Но не только Зеленоград специалисты Института Генплана выбрали в качестве экспериментальной трассы. Еще одну линию они предложили проложить между станцией метро «Юго-Западная» и аэропортом Внуково.
— Ранее это был главный аэропорт Москвы, — уточнил Александр Змеул. — В 60-х рассматривали разные варианты его связи с городом. Сначала хотели построить монорельс, но быстро поняли, что с пассажиропотоком может справиться и троллейбусная линия, которая тоже не была реализована. В 1970-е годы пришли к идее трубопроводного транспорта.
До воздушной гавани пассажиров доставляли бы не пневмопоезда, а составы, передвигающиеся на электричестве. Остановок на этом маршруте не планировалось: зайдя на станцию, люди приезжали бы сразу в аэропорт. По ТЭО, трассу длиной 16,7 километра «рассекали» бы вагоны, вмещающие не более 18 человек, а скорость их движения набирала бы 125 километров в час.
— К сожалению, дальше ТЭО ничего не продвинулось, — добавил Змеул. — Новые виды транспорта появляются не так часто, ведь их создание — это дело времени и ресурсов. К тому же в то время были и более насущные проблемы. Если посмотреть статистику, в Москве 1970-х очень снизились темпы строительства метро по сравнению с предыдущим десятилетием. Выбирая между строительством новых станций, которое знакомо и отработано, и производством абстрактного футуристического вида транспорта, естественно, приоритет отдали первому.
Ну теперь-то запустим вагон по трубе?
Новый виток интереса к трубопроводному пассажирскому транспорту начался в 2013 году, когда американский предприниматель и инженер Илон Маск предложил идею создания поездов, с огромной скоростью передвигающихся по вакуумным тоннелям. Проект назвали Hyperloop, или «гиперпетля» в переводе на русский язык.
По задумке, это должен быть надземный трубопровод с одиночными капсулами, разгоняющимися до 1200 километров в час. Hyperloop по своим характеристикам должна конкурировать с коммерческими самолетами, будучи в два раза быстрее и работая на возобновляемых источниках энергии. По расчетам Маска, путь от Нью-Йорка до Вашингтона длиной около 360 километров займет не более получаса.
— Вообще он [Hyperloop] представляет собой самую большую в мире вакуумную камеру после Большого адронного коллайдера (я имею в виду по объему), — рассказал Илон Маск. — Мы с осторожным оптимизмом надеемся, что он будет быстрее самого скоростного поезда в мире.
Идея Илона Маска вызвала интерес и в России. В 2016–2017 годах появилась рабочая группа при Министерстве транспорта России, и выбрали пилотную трассу, на которой мог бы проехать Hyperloop. Это был 65-километровый маршрут Хуньчунь (Китай) — порт Зарубино на юге Приморского края.
В свою очередь председатель совета директоров ООО «Группа "Сумма"» Зиявудин Магомедов был также готов инвестировать в другие перспективные трассы: Москва — Сочи и Москва — Санкт-Петербург.
— Пассажирские проекты по времени будут немножко отсрочены. Это не будут 2021–2023 годы, скорее 2024–2026-е, — пояснил Магомедов.
В 2016 году на Петербургском экономическом форуме мэр Москвы Сергей Собянин, Зиявудин Магомедов и председатель правления Hyperloop Inc. Шервин Пишевар подписали трехсторонний дипломатический договор о сотрудничестве. Документ предполагал создание ТЭО транспортного маршрута, работающего на основе технологии гиперпетли. Ее могли применить в перевозках между аэропортами столицы, в развитии транспортного сообщения в Новой Москве и в других проектах.
Но в 2018 году совладельцев «Суммы» Зиявудина Магомедова и его брата Магомеда арестовали по обвинению в хищении многомиллиардных бюджетных средств и создании организованного преступного сообщества. Суд приговорил Зиявудина к 19 годам колонии строгого режима.
Развитие проекта Hyperloop в России пришлось приостановить. Кроме того, сама идея его создания вызвала скепсис у экспертов. Как посчитали в Институте проблем естественных монополий (ИПЕМ), строительство трассы между Москвой и Петербургом обойдется не менее чем в 1,18 триллиона рублей. А за билет на вакуумный поезд придется заплатить почти 16 тысяч рублей — при условии, что развитие Hyperloop поддержат власти.
— Стоимость проезда для пассажира окажется сопоставимой по цене с авиаперелетом в бизнес-классе, и даже в случае наличия государственной поддержки проект будет ориентирован преимущественно на деловое сообщество, — сообщили в ИПЕМ.
Иными словами, в России этот проект просто не окупится. К тому же доводы Илона Маска о том, что гиперпетля окажется выгоднее самолетов, кажутся экспертам весьма сомнительными.
— Честно говоря, не очень понятно, какие преимущества Hyperloop будет иметь перед самолетом. В отличие от Hyperloop, они могут полететь практически куда угодно. Они не привязаны ни к каким определенным точкам, кроме взлетно-посадочной полосы аэропорта. А вот для Hyperloop нужно создавать инфраструктуру, вокзалы, — рассказал MSK1.RU ведущий эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Константин Трофименко.
По его словам, гиперпетля также вызывает немало вопросов и как перспективная транспортная система. В условиях мегаполиса важна не столько скорость транспорта, сколько возможность охватывать как можно больше районов — не только центральных, но и расположенных на окраине. А Hyperloop, заявленный как самый скоростной — и, похоже, самый дорогостоящий — вид транспорта, вряд ли удастся запустить по всей Москве.
Наконец, выбирая между развитием привычных видов транспорта и строительством новых, приоритет, как правило, отдают тому, что уже знакомо. К примеру, в июне этого года столичный дептранс впервые за 17 лет вернул регулярное движение речного транспорта. Только теперь по Москве-реке рассекают электрические судна вместо дизельных.
— С одной стороны, я за прогресс, — подытожил Змеул. — С другой стороны, город сегодня пытается трансформировать привычные виды транспорта в нечто новое. Например, начался переход на электричество, в Москве появились электробусы — в принципе, это новый вид транспорта, но он не выглядит так футуристично. Или, например, МЦД — по сути, та же железная дорога, построенная еще в XIX веке, модернизированная под стандарты московского метрополитена. На ней обновляются станции и подвижной состав, организуются удобные пересадки, выравниваются тарифы.
Также стало известно, что в следующем году чиновники планируют начать закупать для Москвы электробусы-гармошки. Поговаривают, что речь идет о 100 штуках.
Кроме того, появятся электрогазели. Одну из них уже сейчас выпустили на линию. Ранее мы уже рассказывали подробнее об этом. А о том, почему водоробусы так и не выехали на маршруты и произойдет ли это в ближайшем будущем, — в другом материале MSK1.RU.
Ранее MSK1.RU также сообщал, что в Подмосковье по железной дороге пустили поезда «Иволга 3.0». А скоро жителей столицы ждет открытие еще двух новых Московских центральных диаметров. Сначала запустят МЦД-3, а позже и МЦД-4. Последний диаметр объединит сразу 7 вокзалов: Белорусский, Курский, Савеловский, Рижский, а также Ленинградский, Казанский и Ярославский. Мы уже показывали, что сейчас происходит на этом отрезке.
Изменения будут и в подземке. Речь идет о строительстве Бирюлевской, Троицкой и Рублево-Архангельской веток метро. Троицкую (изумрудную) планируют запустить уже в 2024 году. Мы показывали, как будет выглядеть станция московского метро «Тютчевская». До этого утвердили планировку участка Троицкой линии метро от «Коммунарки» до «Кедровой».
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из телеграм-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».