Дороги и транспорт подробности Соединит ВДНХ и Тимирязевский парк? Во что может превратиться московский монорельс после модернизации

Соединит ВДНХ и Тимирязевский парк? Во что может превратиться московский монорельс после модернизации

Пытаемся узнать из проектов и разговоров с экспертами

Рассказываем, как может измениться транспорт, которым сейчас почти никто не пользуется

Московский монорельс на ВДНХ — транспорт с, наверное, самой сложной судьбой в столице. Из-за его убыточности линию сначала перевели в туристический режим с большими интервалами, а потом хотели закрыть. Но в октябре прошлого года вдруг появились новости о том, что правительство Москвы всё-таки займется монорельсом: власти планируют заключить контракт о модернизации с дочерней компанией Роскосмоса, которая и строила транспортную линию.

О том, во что может превратиться монорельс, читайте в материале MSK1.RU.

Обслуживание и пассажиры

На сайте госзакупок появился тендер на техническое обслуживание монорельса в 2024 и 2025 годах. Предлагается следить за контактной сетью, оборудованием и устройством ходовой балки. На работы выделили около 30 миллионов рублей. Предполагается ежемесячный, полугодовой и годовой осмотр запчастей монорельса.

Для сравнения: запуск монорельса в 2004 году, как мы ранее писали, обошелся столичным властям в 6,3 миллиарда рублей за участок длиной почти 5 километров. Впрочем, и пользовались им тогда чаще — за неделю работы в экскурсионном режиме транспорт обслуживал около 12 тысяч человек, и количество пассажиров росло.

По официальным данным, опубликованным на сайте московской мэрии, за последний квартал 2023 года монорельс посетили чуть более 213 тысяч человек. Если разделить это число на количество дней в трех месяцах (92), получится, что монорельсом сейчас в среднем пользуются 2 тысячи 300 человек в месяц.

Приблизительное количество поездок рассчитывалось по следующему принципу: мы брали данные с сайта открытых данных правительства Москвы, складывали цифры, указанные на выход и вход по пассажиропотоку на конкретных станциях или линиях. А после делили сумму на два. Данные по нескольким станциям были указаны в значении 0, поэтому корректно посчитать пассажиропоток не представилось возможным.

Почему монорельсом больше не пользуются

Как объяснили MSK1.RU в пресс-службе дептранса, пассажиропоток снизился из-за продления Люблинско-Дмитровской линии и запуска МЦК.

— Именно поэтому монорельсовая транспортная система сейчас работает в экскурсионном режиме, — резюмировали в пресс-службе. — В настоящее время прорабатываются различные варианты дальнейшего использования монорельсовой транспортной системы. Окончательного решения еще не принято.

То есть власти до сих пор не решили, что делать с монорельсом. Впрочем, они пообещали держать в курсе — по их словам, всё будет в телеграм-канале «Дептранс Москвы». Впрочем, как сообщает ТАСС, в начале 2024 года планируется заключить контракт о модернизации монорельса с МИТ на три года. Совершенствовать монорельс планируют в два этапа. Первый продлится в течение года — у монорельса восстановят транспортный парк и увеличат количество поездов до пяти-шести. На втором этапе инженеры сосредоточатся на создании беспилотных поездов.

Слитый проект

Летом прошлого года сообщество «Будущее Монорельса» во «ВКонтакте» опубликовало проект новых составов линии. Концептом поделился студент Национального исследовательского Московского государственного строительного университета Артем Бутенко.

Сперва он раскрыл потенциальные характеристики и внешний вид поездов, которые разрабатывал МИТ. Состав может состоять из пяти вагонов, общая длина — чуть больше 32 метров. В планах 16 сидячих мест, а общее число пассажиров в составе — 250 человек. Предусматривается, что поезд будет двигаться со скоростью 30–60 километров в час, а максимальная предусмотренная скорость — 80 километров в час.

— Грубо говоря, это будет частично левитирующий над ходовой балкой состав! — объяснил Бутенко.

Позднее в паблике появился и концепт станции монорельса. Как написал Артем Бутенко в сообществе, проект создавался в рамках международного архитектурного конкурса вместе с ГБУ «МосТрансПроект», Московским институтом теплотехники и управлением ММТС.

Это такая многоэтажная башня в китайском стиле. На фасаде предлагается установить витражи, которые обеспечат шумоизоляцию, — дело в том, что здание должно стать деловым центром. Кроме того, оно может стать ТПУ, которое объединит ж/д станцию «Гражданская» Савёловского направления и конечную станцию монорельса.

— Новый маршрут способен объединить две крупные туристические зоны города Москвы и способствовать развитию инфраструктуры Тимирязевского района, который на данный момент имеет низкий уровень транспортной доступности, — написано в концепте. — Сооружения пересадочного узла в дипломе архитектурно объединены с 20-этажным комплексом офисно-делового центра и механизированным многоуровневым гаражом башенного типа.

«Всё равно остается туристической историей»

Проблема продления монорельса заключается в том, что он не может, например, быть разветвленным — пути могут идти только по единой линии. Даже выпустить состав с рельсов на время ремонтных работ хоть и реально, но сложно. Об этом MSK1.RU рассказал транспортный эксперт, старший редактор интернет-издания «Транспорт в России» Павел Яблоков.

— Окончательных планов нет. Действительно, имеет смысл обновить подвижной состав, потому что старый уже поизносился. Но глубокой интеграции с другим транспортом быть не может. То есть на монорельс в любом случае надо откуда-то переходить, — объяснил эксперт.

По словам Яблокова, до постройки монорельса была идея соединить две трамвайные линии города (одна из которых шла бы примерно так же, как сейчас монорельс), и это было бы удобнее.

— Монорельс всё равно остается туристической историей, потому что для регулярных поездок режим работы с восьми утра до десяти утра и интервал между поездами в полчаса, — уточнил он. — Метро и работает дольше, и интервал минимальный.

Кроме того, из-за уникальности монорельса любой состав должен разрабатываться только для него, и больше его применить негде, в отличие от трамваев с одинаковыми вагонами. Как бы ни обновили монорельс, вряд ли он станет эффективным транспортом, считает эксперт. Даже с точки зрения туризма, добавил он, вряд ли кто-то захочет посетить Москву только из-за монорельса.

Ранее мы публиковали топ самых пустых станций и линий московского метро и пытались разобраться, зачем их строили. А недавно столичные власти пообещали, что к 2030 году из других городов в столицу каждые 30 минут будут ходить электрички. Эксперты объяснили, почему продлевать МЦД в регионы — плохая идея.

Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE4
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
14
ТОП 5
Мнение
40 лет писали сценарий, но не оправдали надежд? За что критикуют фильм «Мегалополис» Фрэнсиса Копполы — рецензия
Анонимное мнение
Мнение
Деньги дороже качества? За что критикуют новый фильм Marvel «Дэдпул и Росомаха» — рецензия
Анонимное мнение
Мнение
«Им лень элементарно загуглить?» Москвич ответил туристам, которые не нашли других прудов на Патриках и обиделись
Анонимное мнение
Мнение
«Когда каждая из вас встанет на мое место и будет хозяйкой студии, позвоните мне». Эксперт рассказала, как уйти из найма
Анонимное мнение
Мнение
«Не люблю нытиков»: вахтовик с зарплатой 300 тысяч ответил тем, кто жалуется на свой доход
Анонимное мнение
Рекомендуем