Дороги и транспорт «Подорожает каждый творожок на прилавке»: разбираемся, как утильсбор повлияет на стоимость каршеринга в Москве

«Подорожает каждый творожок на прилавке»: разбираемся, как утильсбор повлияет на стоимость каршеринга в Москве

С 1 октября в России планируют повысить ставку утилизационного сбора

Эксперты прогнозируют увеличение стоимости каршеринга в стране, но сервисы такие планы отрицают

С 1 октября в России может резко повыситься ставка утилизационного сбора — до 70–85%. Сейчас опубликован соответствующий проект постановления правительства. Эта мера может повлиять на стоимость аренды автомобилей, считают автоэксперты. Сервисы каршеринга возможное повышение цен отрицают. MSK1.RU разбирается, чего ждать от сервиса проката автомобилей в этом году.

«Повышение утильсбора очень больно ударит по всем»

Стоимость каршеринга может подскочить на 15–20%, потому что сервисы проката автомобилей сейчас «работают в ноль», считает вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин.

— Из-за утильсбора самые популярные в каршеринге автомобили с моторами от полутора до двух литров подорожают больше чем на 300 тысяч рублей. И следовательно, эти деньги нужно будет каким-то образом компенсировать. Единственный способ — это либо снизить собственные доходы, либо поднять цены. Каршеринги и так в ноль работают. Поэтому я не уверен, что у них получится удержать цены. Я очень буду на это надеяться. Но параллельно дорожает же всё остальное. Дорожает топливо, дорожают запчасти и дорожает обслуживание, поэтому бизнес, безусловно, сейчас будет субсидировать это дело, но так долго продолжаться не может, — рассказывает MSK1.RU Антон Шапарин.

И понятно, что все эти повышения утилизационных сборов прямо отражаются на экономике.

Утилизационный сбор — единоразовый платеж, который взимается за каждое ввезенное в Россию или произведенное в стране транспортное средство. Его платят за последующую утилизацию машины. Заявленная цель сбора — обеспечение экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств.

Повышение утильсбора могут пережить крупные игроки рынка, но эксперт предрекает проблемы у более мелких сервисов каршеринга.

— «Яндекс» снижает тарифы, это правда, но получается, что они работают вопреки государственной политике. Соответственно, у «Яндекса» и «Ситидрайва» ситуация одна. «Белка» гораздо мельче, и поэтому я думаю, что у «Белки» всё будет сильно хуже. «Белка» будет повышать тарифы, и это станет на самом деле для нее болезненным ударом, — считает Антон Шамарин.

Если у «Яндекса» и «Сити» есть ресурсы, то у «Белки» ничего нет. Поэтому уверен, что повышение утильсбора очень больно ударит по всем, это точно.

«Больнее» всего будет более мелким сервисам, считает эксперт

Ставка утилизационного сбора, по мнению вице-президента Национального автомобильного союза, скажется на всём рынке автомобилей, а не только на сервисах каршеринга. Так, эксперт связывает подорожание автомобилей с прошлыми повышениями ставки утильсбора.

— Все китайские автомобили, за редким исключением отдельных самых дорогих. Это Chery, Haval, Changan, вот это все без исключения. Но вы должны понимать, что подорожают «Чери», «Хавейлы», «Чанганы» — сразу же свои цены поднимет АВТОВАЗ, мгновенно это произойдет. Кроме этого, цены на вторичном рынке являются проекцией от цен на первичном рынке, — объясняет MSK1.RU Антон Шамарин.

Следовательно, автоматически подорожают бэушные машины. Подорожают все автомобили вообще, без исключения.

Из-за повышения ставки утилизационного сбора могут повыситься цены на продукты, и последствия ощутит каждый, настаивает вице-президент Национального автомобильного союза.

— Это скажется на всех грузоперевозках, например, потому что грузовая техника тоже подорожает. Подорожает, соответственно, из-за этого каждый творожок на каждом прилавке, потому что у нас 80% всех грузов перевозится грузовой техникой. Подорожает всё строительство, потому что утильсбор повышается на спецтехнику тоже. Подорожают продукты сельского хозяйства, потому что на тракторы тоже повышается утильсбор. То есть тут не только машины, здесь весь колесный транспорт, — объясняет MSK1.RU Антон Шамарин.

Это всё ляжет в цену и будет разгонять инфляцию. И это, конечно, очень нарастающие цифры. 300 тысяч — только в первый год на самые популярные машины.

«Личный транспорт дорожает»

Гендиректор компании «Движение без опасности» и член Общественного совета при Минтрансе РФ Вадим Мельников полагает, что даже компании с достаточно большим флотом транспорта сильно чувствительны к изменению стоимости транспорта. На это влияет износ транспорта, расходы по его обновлению и другие факторы. При этом, по мнению Вадима Мельникова, у крупных компаний могут быть свои инструменты снижения расходов, например оптовые скидки.

— На мой взгляд, объяснять этот текущий момент именно сейчас утилизационным сбором, наверное, сложновато. Какие-то значимые законодательные изменения в этой области произошли уже какое-то время назад. И собственно, у нас есть локализованный или отечественный транспорт, который можно использовать для того же каршеринга. Насколько я понимаю, тот же АВТОВАЗ нарастил объемы, — объясняет MSK1.RU Вадим Мельников.

При увеличении стоимости утильсбора сервисы каршеринга могут обратиться к отечественным автомобилям, считает Вадим Мельников. Так что не стоит «сваливать» на утильсбор возможное повышение цен на прокат авто.

— Может быть, я не так много видел того, кто присутствует на московском рынке именно из отечественного транспорта. Мне кажется, продукции АВТОВАЗа там не было. Почему бы в каршеринг не ввести этот транспорт для того, чтобы его использовали люди? Мне кажется, что это такое небольшое лукавство, что, собственно говоря, из-за утилизационного сбора нужно повысить цены, — рассказывает MSK1.RU Вадим Мельников.

Мне кажется, это такой способ, так скажем, в том числе повысить собственную прибыль в этой области.

Гендиректор «Движения без опасности» обращает внимание на то, что расходы на личный транспорт тоже повышаются.

— В частности, то же топливо, которое становится всё дороже, запчасти более дорогие. Вообще, стоимость владения, на мой взгляд, несколько повысилась в последнее время, — говорит в беседе с MSK1.RU Вадим Мельников.

Автомобилисты отмечают, что обслуживать машины становится всё дороже

Даже если цены повысятся, это не сильно отпугнет потребителей, потому что личный транспорт дорожает, а каршеринг достаточно развит в России.

— В этой ситуации я практически уверен, что некую эластичность спроса компании каршеринга оценивали, и корректировка плюс 20%, на их взгляд, кажется не сильно влияющей, потому что они останутся в рамках имеющегося спроса. Даже больше заработают. Но, еще раз повторю, инструменты снижения себестоимости каршеринга, на мой взгляд, есть, — считает Вадим Мельников.

Так что, на мой взгляд, здесь это стремление быстрее вернуть инвестиции и повысить собственную прибыль.

Позиция сервисов каршеринга

MSK1.RU направили запрос в крупные сервисы каршеринга. Мы спросили, планируют ли повышать стоимость использования и как компании обслуживают автомобили. В «Яндекс Драйве» рассказали MSK1.RU, что никаких повышений не планируют. Наоборот, в начале 2024 года сервис снижал тарифы — сейчас поездка в среднем стоит на 15% дешевле, чем год назад, пишет пресс-служба сервиса.

— Последнее снижение произошло за счет автоматизации ключевых процессов (в основном обслуживания машин). Например, сервис запустил ML-алгоритм, который ежедневно анализирует состояние каждой машины и принимает решение — отправлять ее на мойку или нет. Стоимость аренды мы также снижаем за счет технологии, которая помогает более оптимально распределять автомобили по городу — когда пользователь направляется в район, где мало машин, цена будет ниже, — объяснили MSK1.RU в пресс-службе «Яндекс Драйва».

В BelkaCar ответили MSK1.RU, что календарных планов по изменению базовых тарифов сейчас нет, а цены формируются так, чтобы в наибольшей степени соответствовать потребностями клиентов.

— Срок эксплуатации наших автомобилей зависит от города работы, от 3 до 5 лет. Мы регулярно обновляем парк, чтобы соответствовать требованиям города. Автомобили каршеринга обслуживаются согласно требованиям автопроизводителя, регулярно проходят ТО в соответствии с регламентами автопроизводителей, — рассказали MSK1.RU в пресс-службе BelkaCar.

«Делимобиль» в ответе MSK1.RU отмечают, что в ценообразовании учитывают рейтинг водителя, количество свободных машин в конкретном районе и другие параметры. Среди других способов предложить выгодные условия пользователям — гибкая линейка тарифов, программы лояльности и дополнительные скидки. В «Делимобиле» также добавляют, что средних возраст их автомобилей составляет 3–4 года.

— Мы развиваем собственный сервис по обслуживанию и ремонту авто, что позволяет полностью контролировать качество, сроки и эффективность этих работ. Собственная сеть сервисных станций достигла 11 СТО в 8 городах, до конца года планируем открыть еще 3–4 новых станции обслуживания. Расширение как количества СТО, так и развитие ИТ-решений для их модернизации позволяет нам планомерно снижать расходы и увеличивать эффективность всех процессов обслуживания машин. Чтобы обслуживание автопарка было быстрее и дешевле, мы также напрямую взаимодействуем с производителями и поставщиками запчастей из Китая, — рассказывают MSK1.RU в пресс-службе «Делимобиля».

В пресс-службе «Делимобиля» привели следующие оценки: по данным Б1, в 2023 году средняя стоимость 1 км пути в каршеринге составляла 23 рубля, в такси — 39 рублей. В среднем российскому потребителю каршеринг за год обходится на 35% дешевле такси и втрое дешевле, чем содержание собственного авто (даже без учета стоимости платной парковки в крупных городах), рассказали MSK1.RU в «Делимобиле».

MSK1.RU рассказывал, что китайские автомобили захватывают рынок каршеринга. У пользователей каршеринга есть другие сложности: ездить в центре стало труднее из-за перебоев GPS. Читайте историю молодого человека, которого оштрафовали на 34 тысячи за каршеринг, он узнал об этом случайно. Еще власти рассказали, что какие вещи москвичи забывают в каршеринге.

Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU, там стартовал розыгрыш 10 «Яндекс Станций Мини» среди подписчиков.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
3
ТОП 5
Мнение
«Как-то она прятала перепившего ученика в шкафу»: журналист — о звонке любимому учителю
Анонимное мнение
Мнение
Одни боятся, другие женятся: откуда взялись мифы вокруг пятницы 13-го и что делать в этот день — объясняет нумеролог
Алина Шадрина
Мнение
Стояли в «яме», передаривали мангал. Как москвичка 12 часов провела на польской границе, чтобы попасть из Германии в Россию: колонка
Анонимное мнение
Мнение
Без грязи, попрошаек и назойливых продавцов. Туристка влюбилась в Бруней после нескольких дней отдыха — почему
Анонимное мнение
Мнение
Алкоголики, неадекватные толпы и «смешное» благоустройство. Колонка ненависти ко Дню города от москвича, живущего в центре
Анонимное мнение
Рекомендуем