Около месяца назад между Москвой и Санкт-Петербургом запустили новый двухэтажный поезд «Аврора» российского производства. Он сразу стал знаменит благодаря низким ценам на билеты экономкласса: если «Ласточка» обойдется вам в 2500 рублей минимум, самые дешевые билеты на «Аврору» в базовой категории стоят 1200 рублей (льготные билеты — от 1000 рублей).
Многие пассажиры отнеслись скептически к тому, что подобное вообще возможно. Поезд прозвали «маршруткой на рельсах» за его большую вместительность и низкую цену билетов.
Оправданно ли это? Корреспондент MSK1.RU проехала из Санкт-Петербурга до Москвы в новом составе и поделилась в этом обзоре плюсами и минусами «Авроры».
Мой поезд отходил с Московского вокзала в Санкт-Петербурге в 13:50 в субботу, а прибывал в Москву в 19:40. Подали его за 40 минут до отправления, пассажиры к тому времени уже начали собираться на платформе. Кто-то, как и я, фотографировал новую «Аврору».
Сам поезд двухэтажный: не первый для направления Москва — Санкт-Петербург. Но до этого скоростных двухэтажных поездов с сидячими местами на нем не было, только со спальными полками.
Я взяла себе место у окна на втором этаже. Вопреки ожиданиям, свободных мест оказалось немало, вагон был заполнен меньше чем на две трети. Возможно, по будням или в более востребованные часы ситуация другая.
При посадке играет приятная музыка, звучат информационные объявления. Пассажиры размещают багаж: большие чемоданы — на стеллажи в начале и в конце вагона, а сумки — на полки сверху.
На нижнем этаже стеллажей хватает не всем, так что кому-то приходится искать другое место для своего багажа. Подозреваю, если поезд был бы заполнен, проблема свободного места для чемоданов встала бы острее.
В остальном «Аврора» сразу же производит впечатление нового и комфортного поезда. Такое расстояние между креслами пассажирам «Ласточек» и не снилось. Кроме того, сами кресла широкие и достаточно удобные. Есть подставки для ног.
Спинки кресел откидываются, конечно, не до горизонтального положения, но на приличный угол. Воспользоваться этой возможностью в полной мере я всё же постеснялась из уважения к пассажирам за мной.
Даже в категории «эконом», в которой я брала билет, в стоимость поездки входит гигиенический набор. Это влажные салфетки для рук и обуви, маска для сна, одноразовые тапочки и обувная ложка.
Что показалось необычным: во время поездки документы проверяют целых три раза. Впервые — на входе, затем через минут 20, а после этого — спустя 3 часа. На мой вопрос, зачем последняя проверка, мне ответили просто: «Чтобы исключить безбилетный проезд».
Важный для многих момент — интернет и мобильная связь. Wi-Fi в «Авроре» есть, но работает он так же, как обычная мобильная связь: есть вышки поблизости — ловит, нет — не грузит. На маршруте Москва — Санкт-Петербург редко встречаются совсем уж продолжительные участки без связи, но всё же назвать соединение стабильным никак нельзя.
Всего мой поезд находился в пути 5 часов 50 минут. При этом «Аврора» до Москвы в 6 утра идет на 20 минут меньше, а тот же поезд из Москвы в Санкт-Петербург добирается за 5 часов 25 минут. Так что мне досталась самая медленная «Аврора».
При этом поезд идет без остановок. Видимо, двухэтажность не позволяет развивать большую скорость, и время в пути всё равно не сравнится с показателями «Сапсана» (около 4 часов). Зато «Аврору» легко сравнить с «Ласточкой». У последней дорога занимает около 5,5 часа, что почти совпадает со временем в пути нового поезда.
Еще пара слов о важном. Биотуалеты в «Авроре» — стандартные «эржэдэшные»: металлические, немного тюремные на вид унитаз и раковина, черная сеточка на полу. Тут я немного разочаровалась, мне никогда не нравился дизайн, как и то, что кабинки слишком узкие.
Из любопытства я направилась к вагону-ресторану. Путь пролегал через вагон-купе. Билеты в такой стоят 3,5–4,5 тысячи. Здесь, кстати, есть душевая кабина.
Также в «Авроре» есть сидячие вагоны бизнес-класса. В них сделали меньшее количество сидений, но с большим расстоянием между ними. Из необычного: в здешнем бизнес-классе есть ряды вращающихся кресел, как в видовых европейских поездах, — можно сесть напротив попутчика или отвернуться от него. Правда, чтобы повернуть кресло, нужно позвать проводника со специальным ключом.
В вагоне-ресторане оказалось почти пусто. Сами столики расположены на втором этаже, на первом — небольшой, но красивый бар с зеркальными полками.
Молодые официанты с готовностью приняли заказ и буквально через пару минут принесли мне латте, совершенно непохожий на латте и напоминающий скорее эспрессо с каплей сливок и пенкой сверху.
Цены в меню оказались достаточно адекватными. Горячее блюдо можно взять за 550–600 рублей, отдельно гарнир — за 170, борщ — за 380 рублей, а выпечку — от 190.
Плюсы и минусы «Авроры»
Подведу некоторые итоги поездки и расскажу о плюсах и минусах нового поезда.
Что понравилось
Цена билетов. Дешевле только сидячие места в поездах со временем в пути 10–11 часов.
Комфортные кресла. В них действительно удобно и просторно.
Сервис. Проводники, официанты и сотрудники безопасности — профессиональные и дружелюбные, а наличие гигиенического набора даже в экономклассе порадовало особенно.
Вагон-ресторан. Меню разнообразное, цены незаоблачные, выглядит красиво.
Что не понравилось
Туалеты. Дизайн давно нуждается в обновлении.
Запах пластика. Очень сильный запах в вагоне, к которому сложно привыкнуть. Очевидно, поезд новый и со временем запах пропадет, но пока что запишем в минусы.
Время в пути. Всё же почти 6 часов — это немало для сидячей поездки. Но минусом это можно назвать с натяжкой, да и, повторюсь, мне досталась медленная «Аврора».
Выводы
Мне новый поезд показался очень удачным вариантом, если вы никуда особенно не спешите и не любите ночевать в дороге. Для меня время в пути прошло достаточно быстро, и я однозначно еще не раз вернусь в «Аврору», чтобы добраться из Москвы в Питер или обратно.
Правда, теперь я не очень понимаю, зачем кому-то могут понадобиться «Ласточки». Ведь в «Авроре» комфортнее, дешевле, а время в пути — практически то же.
Ранее MSK1.RU показывал, как будут выглядеть российские поезда «Белый кречет». Их запустят вместе с высокоскоростной магистралью в 2028 году.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».