
Стало известно, сколько пассажиров пользуются монорельсом в Москве, который хотят закрыть
Несколько дней назад власти Москвы предложили горожанам решить судьбу монорельса, который проходит от северного входа ВДНХ до станции метро «Тимирязевская». Чиновники хотят закрыть, по их данным, невостребованный и затратный вид транспорта. А на его месте построить круглосуточный парк в воздухе.
Аргументируя решение избавиться от монорельса, власти Москвы заявили, что «его возвели больше 20 лет назад и изначально не доделали». Монорельс, по их словам, давно перестал полноценно выполнять транспортную функцию.
По данным чиновников, за последние десять лет поток пассажиров сократился в десять раз. В сутки им пользуются менее двух тысяч человек, 150 из которых — местные жители, а большая часть — туристы. Себестоимость поездки одного пассажира составляет около 1,5 тысячи рублей. Это почти в 20 раз больше себестоимости поездки на метро.
В 2020-м власти Москвы говорили, что регулярно на монорельсе ездят всего 39 человек. MSK1.RU решил выяснить, сколько пассажиров пользовались этим видом транспорта с 2021 по 2025 год.
Приблизительное количество пассажиров рассчитывалось по следующему принципу: мы брали данные с сайта открытых данных правительства Москвы, складывали числа, указанные на выход и вход по пассажиропотоку на конкретных станциях или линиях. А после делили сумму на два. После этого высчитывали, сколько человек пользовались станцией за конкретный квартал, а затем за год. Данные по нескольким станциям были одинаковыми, поэтому корректно посчитать пассажиропоток не представилось возможным.
С 2021 по 2025 год больше всего пассажиров воспользовались монорельсом с января по март 2024-го — более 290 тысяч человек. Вероятно, это могло быть связано с тем, что с ноября 2023-го по июль 2024 года на ВДНХ проходила выставка «Россия». Ее посетили 18,5 миллиона человек.

На инфографике показано, сколько пассажиров пользовались монорельсом с 2021 по 2025 год
В то же время «ВДНХ», по данным за 4-й квартал 2023 года, была одной из самых загруженных станций московского метро. Там совершили 82,8 тысячи поездок. Выше в рейтинге стояла только «Комсомольская», где находится крупный транспортный хаб.
В 2021 году монорельсом воспользовались больше 723 тысяч пассажиров. В 2022-м — более 773 тысяч, а в 2023 году на этом необычном виде транспорта прокатились уже более 839 тысяч человек. В 2024-м, не считая 1-й квартал 2025-го, на монорельсе побывало около миллиона пассажиров — 975 тысяч.
Урбанист Александр Багно объяснял MSK1.RU, почему монорельсом пользуется так мало пассажиров.
«Сейчас монорельс ходит настолько редко, им пользуется так мало людей, что его закрытие на себе почувствуют, скорее, туристы на ВДНХ, чем местные жители, — говорил урбанист. — Монорельс в нынешнем виде дешевле закрыть, чем реконструировать. Линию монорельса планировалось достроить до станции метро „Ботанический сад“, но это так и не было реализовано».
В 2021-м самой загруженной станцией стала «Выставочный центр». Ей воспользовались более 243 тысяч пассажиров. Именно рядом с ней находится ВДНХ, куда приезжают гулять как москвичи, так и гости столицы. Второй по полярности стала «Тимирязевская» — на нее зашли более 191 тысячи пассажиров. Это конечная станция Московского монорельса. На ней же можно перейти на Серпухово-Тимирязевскую линию метро.

Станции, которыми больше всего пользуются пассажиры монорельса
Последующие годы «Выставочный центр» и «Тимирязевская» сохранили свои позиции самых загруженных станций монорельса. Всё меньше пассажиров доезжают или заходят на другой конечной — «Улице Сергея Эйзенштейна». В 2022-м «Выставочным центром» воспользовались более 279 тысяч пассажиров, а «Тимирязевской» — чуть больше 200 тысяч человек.
С 2023 года пассажиропоток на монорельсе возрос. Тогда на «Выставочным центре» зашли более 322 тысяч пассажиров. На «Тимирязевской» — 209 тысяч человек. В 2024 году у этих станций были самые высокие показали, начиная с 2021-го. Так, например, «Выставочным центром» воспользовались более 371 тысячи пассажиров, а «Тимирязевской» — около 248 тысяч.
Московский монорельс ходит сейчас раз в полчаса. Сейчас на линии курсируют четыре поезда с шестью вагонами. Для сравнения: в составе «Москва-2020» восемь вагонов, которые могут в себя вместить 12 тысяч пассажиров.
«Количество составов на линии невелико не от хорошей жизни — это тот максимум, который город может обеспечить без закупки новой техники. Техническое задание к ней придется создавать с нуля, как и подвижной состав, — объяснял транспортный эксперт Павел Яблоков. — Изначально прототипом для поездов московского монорельса стала швейцарская разработка, использовать эти технологии в условиях санкций невозможно».

На инфографике указано, какими станциями монорельса пользуются пассажиры меньше всего
Самой пустой станцией, по данным за 2021 год, стала «Улица Академика Королева». Ей воспользовались чуть больше 58 тысяч пассажиров, несмотря на то, что в 800 метрах находится южный вход ВДНХ. Она находится на территории Останкинского района.
Еще одной менее загруженной станцией стала «Улица Милашенкова» — чуть больше 66 тысяч пассажиров. Она находится рядом со станциями «Фонвизинская» и «Бутырская» салатовой ветки метро.
Последующие годы пассажиропоток на «Улице Академика Королева» и «Улице Милашенкова» особо не менялся. Максимальные показатели были в 2024 году. Тогда станцией «Улица Академика Королева» воспользовались порядка 74 тысяч пассажиров, а «Улицей Милашенкова» — 70 тысяч человек.

Выяснили, какие станции самые популярные среди пассажиров монорельса
За последний год (со 2-го квартала 2024-го по 1-й квартал 2025-го) самой загруженной станцией монорельса вновь стал «Выставочный центр». Им воспользовались более 330 тысяч пассажиров. Затем с большим отрывом идет «Тимирязевская» — больше 241 тысячи пассажиров и «Телецентр» — 128 тысяч пассажиров. После этого самые пустые станции: «Улица Сергея Эйзенштейна» — 75 тысяч пассажиров, «Улица Милашенкова» — 68 тысяч пассажиров и «Улица Академика Королева» — 57 тысяч пассажиров.
Ранее мы рассказывали, почему московские чиновники пытаются закрыть монорельс.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU: прямо сейчас мы разыгрываем там новый iPhone 16 среди подписчиков.