Еще с весны этого года в России начало медленно, но верно формироваться волонтерское движение помощи военным, участвующим в боевых действиях на Украине. События последних месяцев, а особенно объявление в стране частичной мобилизации, сделали это движение еще масштабнее. На нужды армии обычные люди собирают десятки миллионов рублей, закупают необходимое снаряжение, аппаратуру, продукты питания, одежду и обувь, кооперируются с теми, кто знает способ доставить всё это к границе.
Волонтеры, которые занимаются добровольной помощью армии, делают это, потому что не рассчитывают на неповоротливую, на их взгляд, государственную машину, и считают своим долгом предпринять всё возможное, чтобы облегчить жизнь их соотечественников на фронте.
Среди волонтеров, серьезно взявшихся за это дело, оказалось немало автолюбителей.
Автоспорт до и во время спецоперации
В России уже многие годы существует сообщество автогонщиков, специализирующихся на off-road-транспорте: внедорожниках и самостоятельно сконструированных прототипах. Они объединяются в команды, участвуют во всероссийских и международных трофи-рейдах — соревнованиях на пересеченной местности, многие сами занимаются тюнингом машин и зарабатывали этим на жизнь.
Движение «4х4» в России достаточно популярно в своих кругах, крупные соревнования, такие как «Ладога-трофи», длятся много дней и собирают тысячи участников и зрителей. Успешные экипажи имеют своих спонсоров, а большие мастерские по изготовлению и тюнингу гоночного транспорта получают ежегодно многомиллионные заказы.
Для сообщества любителей внедорожного спорта всё стало несколько сложнее, когда наступил ковид, и несколько крупных гонок пришлось отменить. Но больше всего, конечно, по автоспорту ударили санкции, введенные в этом году. Резко подорожали материалы и инструменты, из-за снижения доходов у мастерских стало меньше заказчиков.
— Никто сейчас не уверен в будущем, все думают в основном о базовых потребностях: купить еды, заплатить за коммуналку, — считает Егор Воронин, один из участников сообщества любителей автоспорта.
«Когда люди не знают, что будет завтра и нужно ли собирать тревожный чемоданчик, всем немного не до гонок в грязи»
Несмотря на то что для автолюбителей заниматься своим делом стало теперь непросто, многие из них активно подключились к народному движению помощи армии. Их технические навыки оказались в этом очень полезны.
Как автогонщики и механики оказались в волонтерах
С нашим корреспондентом согласился поговорить Станислав Зоркий. Он много лет участвует в off-road-соревнованиях, а также готовит к ним автомобили. Станислав и несколько его товарищей-автолюбителей из разных городов сейчас занимаются сбором средств и закупкой необходимых для солдат вещей. Кроме того, в своих автомастерских они создают для отправки на фронт печи-буржуйки, саперное снаряжение и даже подготавливают для нужд солдат целые автомобили.
— Всё начиналось с просьб о помощи от конкретных знакомых нам людей, — рассказывает Станислав. — Из автолюбителей многие ушли на фронт: кто-то добровольцем еще весной или летом, кто-то в рамках мобилизации. Конечно, когда слышишь, что части, в которой служит твой товарищ, чего-то не хватает, хочется помочь. Позже для многих это дело обрело другие масштабы. За месяцы волонтерской помощи армии они стали, можно сказать, профессионалами в своем деле. У них есть связь с людьми на фронте, есть свои каналы и доверенные люди, которые перевозят всё закупленное к границе.
«Они опытные, знают, как сделать, чтобы приобретенное попало куда нужно, а не на "Авито"»
Всего одна крупная волонтерская группа, о которой рассказал Станислав, за месяцы, прошедшие с февраля, собрала, по его словам, более 90 миллионов рублей на помощь армии.
— Автоспорт как общий интерес тут, я бы сказал, вторичен. Если бы я узнал, что мой друг сейчас там в чем-то нуждается, как я мог бы отказать ему в помощи? Я уйду — мой друг, который останется здесь, также поможет мне. Мы ведь и сами с ребятами в любой момент ждем повесток. Если будет нужно — сбегать не станем, пойдем служить. А пока там наши товарищи подвергают себя опасности, наше дело — помочь им продержаться.
Сам Станислав узнал о волонтерском движении от знакомых по автогонкам.
— Я знаю двоих активистов, один из Питера, другой из Москвы. Они сейчас посвятили себя целиком этому делу. Может быть, я не решился бы участвовать материально в таких инициативах, понимая, что сейчас много желающих нажиться на нуждах армии, но этих людей я знаю лично, мы не раз встречались на гонках. Они честные ребята.
Что волонтеры могут сделать лучше государства
— Главная причина, почему необходимость в волонтерской помощи вообще возникла, несмотря на этот ярлык «второй по силе армии в мире», — это неповоротливость государственной машины, — объясняет Станислав. — Покупка каких-то вещей, не входящих в регламент, не предусмотрена, даже если солдаты действительно в этом нуждаются.
Яркий пример последнего времени — квадрокоптеры. Закупки дронов государством — это тот еще бюрократический процесс. Они должны соответствовать стандартам, иметь определенный процент импортозамещенных деталей. Всё это затягивает поставки на долгие месяцы, а квадрокоптеры нужны прямо сейчас.
«Волонтеры не скованы ГОСТами, они могут хоть на "АлиЭкспресс" заказать дроны и отправить их на фронт»
Автомеханики и гонщики, в отличие от других волонтеров, могут помочь не только деньгами. В их распоряжении машины и мастерские, где можно изготавливать некоторые необходимые на фронте вещи. Кто-то вырезает из металла на ЧПУ-станке и сваривает печи-буржуйки, кто-то создает саперные кошки — инструменты для безопасного разминирования. Другие даже жертвуют свои автомобили, на которых они участвовали в соревнованиях. На тюнинг некоторых из этих машин автолюбители потратили сотни тысяч рублей.
— Да, отдают целые машины, на которых сами ездили на гонки, — рассказывает Станислав. — Грузят на автовозы по шесть-семь штук и везут на фронт. А бывает, даже скидываются на покупку нового авто. Вот нужна разведчасти «буханка» — покупают, отправляют.
«Помогать лучше не деньгами»
В волонтерской помощи армии может поучаствовать любой желающий, но, по словам Станислава, просто переслать деньги одной из добровольческих организаций — не лучшее решение.
— Лично я участию в таких сборах предпочитаю другой вариант — самому сделать или закупить то, что солдатам необходимо. Сообщают с фронта, что нужны гаечные ключи, чтобы ремонтировать технику, покупаю ключи и передаю. Так стараются делать многие. Точечные закупки эффективнее хотя бы потому, что деньги проще украсть и освоить в собственных целях, чем гаечные ключи. Уже купленный товар с большей вероятностью дойдет до получателей.
О том, что именно необходимо военнослужащим, волонтеры узнают из первых уст — от них лично по телефону или из телеграм-каналов военных, которым удалось сохранить связь даже в зоне боевых действий. Они же и сообщают о том, что всё нужное успешно пришло. Это позволяет если не исключить, то снизить вероятность мошенничества и краж.
— У мастерских, производивших детали для внедорожников, есть техническая возможность что-то создавать самостоятельно, — продолжает Станислав. — Если им требуется помощь с материалами, они пишут в волонтерские чаты. Кто-то присылает материалы, кто-то — деньги на их приобретение, кто-то даже сам приезжает руками помочь.
Иногда солдатам требуются не машины или высокотехнологичные дроны, а обыкновенные бытовые вещи или продукты.
— Представьте, в такую погоду сидеть сутками в окопе два на два метра, — говорит Станислав. — Конечно, любому захочется съесть что-то кроме крекеров из сухпайка. Так что отправляем иногда и сладости, и чай зеленый, чтобы они не только черный из полевой кухни пили. Иногда важнее даже сам жест, внимание. Чтобы они там понимали, что за них переживают. Вот в соседней школе недавно дети писали письма. Никакой цензуры не было, никто из учителей не диктовал, что писать. Дети просто сочиняли письма от души, их потом отправили.
«Бабушки вяжут носки для фронтовиков. Конечно, это не самые удобные в полевых условиях носки, термобелье гораздо лучше. Но эта забота — дороже денег»
Должны ли обычные люди помогать государственной армии?
Нередко в разговорах о волонтерской помощи военнослужащим возникает резонный вопрос: почему граждане должны выполнять работу государства, обеспечивая необходимыми для жизни и службы вещами армию, которая содержится на их же налоги? Этот вопрос задавал себе и Станислав.
— Еще с февраля у меня возникали такие мысли. Мне это тоже, честно говоря, казалось неправильным.
«Как же так? У нас такая богатая страна, такое сильное государство, и оно не может обеспечить тех, кто его защищает?»
— У нашей государственной системы, мне кажется, действительно много проблем. Она закостенела, не может быстро реагировать на нужды тех, кто сейчас на фронте. Когда видишь, что семьям мобилизованных самим приходится закупать снаряжение, кажется, в этой структуре многие профнепригодны.
Станислав, как многие другие волонтеры, объясняют свое, на первый взгляд, необязательное участие в помощи армии желанием поддержать людей, которые сейчас сражаются на фронте. Тех, кто может погибнуть, если вовремя не получит необходимое снаряжение или транспорт. Не все волонтеры солидарны друг с другом в политических взглядах, но их объединяет желание помочь соотечественникам, которые по своей ли воле или по воле государства оказались в очень опасном месте.
Ранее MSK1.RU публиковал историю сестры Кюлаотсеа Тойво, который, подобно многим заключенным, не выходил на связь с родными. Позже выяснилось, что он находится в ЧВК «Вагнер» и служит по контракту. Правозащитники поделились мнением о том, как вербуют московских заключенных.
Также читайте историю многодетного отца, которого удалось вернуть прямо с фронта, и разбор этого случая с юристом, в котором эксперт рассказал о самых эффективных способах добиться возвращения незаконно мобилизованного.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из телеграм-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».