6 февраля Турция пережила, пожалуй, одно из самых разрушительных землетрясений. Мы следили за тем, что происходит в одном из пострадавших городов, в режиме онлайн и вели прямые трансляции из зоны бедствия и больницы. На месте обрушений продолжают работать спасатели — они до сих пор извлекают из-под завалов живых людей, в том числе и маленьких детей.
Рассказываем о том, чем Турция живет сейчас, на десятый день после страшной трагедии.
Страна сплотилась перед лицом общей беды: все, кто чем может, пытаются оказать посильную помощь. Волонтеры отправляются в зону бедствия: раздавать пищу, помогать в упаковке и раздаче гуманитарной помощи, медперсонал — помогать коллегам в пострадавших городах и маленьких населенных пунктах, пожарные и спасатели из всех провинций отправились на усиление в зону землетрясения.
Простые люди тоже не остались в стороне: кто-то помогает собирать гуманитарную помощь, кто-то распахивает двери своих домов или развозит бесплатно волонтеров или грузы, кто-то покупает одежду для нуждающихся или готовит еду, а кто-то и режет ткань на полосы — по мусульманским традициям, в белый саван принято заворачивать покойных. Безучастных почти нет.
«Нужна любая помощь»
Доктор Серкан — хирург, работает в государственной больнице Измира. Вместе с некоторыми коллегами он на автобусе отправился в наиболее пострадавшую от землетрясения провинцию.
— Мы едем в Хатай. Утром надеемся прибыть сюда. Сейчас в этом районе есть потребность в каждом, нужна любая помощь, — кратко комментирует он то, почему вызвался поехать в зону ЧП.
Хирург Иззеттин из Стамбула рассказывает, что в пострадавших от землетрясения провинциях больше всего нужны ортопеды, травматологи, нейрохирурги, анестезиологи. Он поясняет, что одного желания поехать добровольцем недостаточно.
— Чтобы туда поехать, нужно всё организовать. Этим совместно занимаются Министерство здравоохранения и Управление по чрезвычайным ситуациям, которые определяют, в какие регионы и каких специалистов нужно направить. Чтобы остались специалисты для оказания помощи пациентам на местах. Многие хотят поехать и помогать пострадавшим, работать в полевых госпиталях, — рассказал хирург.
«Знаю, что готовы присоединиться врачи всех специальностей, даже дерматологи»
«Не хватает одежды»
Учительница Эсра работает в частном колледже города Измита — этот регион пострадал от сильного землетрясения в 1999 году. В соцсетях она объявила сбор вещей для пострадавших. Помощь — адресная.
— Нужна одежда для детей 6, 8 и 15 лет, 6-месячного младенца, а также для детей и взрослых, — написала она.
Люди напуганы стихийным бедствием и пытаются как-то защититься от возможной катастрофы в будущем. Одни накрепко прикручивают к стенам платяные шкафы, чтобы не попадали в случае подземных толчков и не похоронили заживо своих владельцев, другие собирают тревожные чемоданчики и кладут свистки с фонариками возле кроватей, третьи оформляют DASK — полис обязательного страхования жилья на случай землетрясения.
«Жить приходится в машине такси»
И неслучайно — многие в одну ночь лишились крова и сейчас пытаются как-то выживать в непростой ситуации. Возле отеля «Ибис» в Адане пожилой таксист не берет рано утром двоих пассажиров — на заднем сиденье спит его старушка-жена.
— Мы успели выбежать, когда всё это началось. Сам дом не обрушился, но власти там всё опечатали и не пускают. Мы не можем забрать вещи, там осталось всё, что у нас было! Теперь мы ни с чем, и всё, что у меня есть, — это только вот эта машина. Я должен работать, чтобы прокормить семью. Поэтому мы живем теперь в машине. Днем я езжу по городу, а жена остается на стоянке такси, сидит там в небольшой постройке. А здесь она ночует, — сетует таксист.
«И сколько так будет продолжаться — я не знаю, неизвестно, когда власти разрешат нам попасть в свои дома, и разрешат ли»
«Жизнь дороже!»
Многие жители пострадавшего региона покидают свои дома — или то, что от них осталось. Одни уезжают к родственникам в более спокойные провинции, другие — во временное жилье, которое предоставляют сердобольные соотечественники. Оставляют нажитое с тяжелым сердцем.
— Я сама инженер-строитель и когда мы выбирали с мужем дом, то узнавали всё и про подрядчика, и какие объекты он построил, и даже про те материалы, из которых он строил. Поэтому где-то в глубине души я была спокойна, что всё будет в порядке. Однако наш дом сильно пострадал и сейчас опечатан. К тому же в городе орудовали мародеры, они ограбили ювелирные лавки, я сейчас улетаю на Кипр, к мужу — он там находится в военной части, он офицер, и боюсь за сохранность своего имущества, — горячо рассказывает женщина с ребенком в очереди на паспортном контроле и добавляет. — Хотя жизнь дороже!
Читайте также, как на разрушения отреагировали россияне, ставшие очевидцами. Еще спросили у туроператоров, как вернуть тур после землетрясений. Жительница турецкого Мерсина рассказала о панике в городе и о том, как местные собирают гуманитарную помощь. Ранее россиянка Татьяна, живущая в Турции, рассказала о том, что в первую очередь они спасали котов.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из телеграм-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».