Культура Бизнес Кризис-2024 обзор «Будет очень сложно». Эксперт объяснил, выживет ли российская киноиндустрия с помощью от мэра Собянина

«Будет очень сложно». Эксперт объяснил, выживет ли российская киноиндустрия с помощью от мэра Собянина

В каком состоянии находится отечественное кино, отвечает кинокритик и преподаватель Московской школы кино Камилл Ахметов

В России из-за кризиса уже закрываются кинотеатры

С началом спецоперации на территории Украины российская киноиндустрия испытала серьезные проблемы. Так, например, многие западные кинокомпании отказались сотрудничать с РФ, а отечественная Ассоциация владельцев кинотеатров вышла из Международной ассоциации кинотеатров (UNIC).

Однако, несмотря на озвученные киносетями жалобы, мэр Москвы Сергей Собянин лишь 9 июня анонсировал господдержку для столичных кинодеятелей. MSK1.RU спросил у Камилла Ахметова, кинокритика, сценариста и преподавателя Московской школы кино, помогут ли собянинские меры для киноиндустрии РФ.

Почему только сейчас?

— Помощь от правительства пришла только в июне. Неурядицы же тянутся с марта. Почему так и нужна ли поддержка вообще?

— Ситуация развивалась так: на 1 марта 2022 г. в стране насчитывалось 5700 работающих кинозалов, на 5 апреля — 3997, а на 18 апреля — 3633 кинозала. Масштабы разрушений за май пока никем не опубликованы, 17 мая правительство отказалось выделять кинотеатрам субсидии на 6,5 млрд руб., а 1 июня появилась информация о том, что Минкультуры и Фонд кино все-таки ищут формы поддержки кинотеатров, — объясняет Камилл Ахметов.

— В целом по индустрии, чтобы удовлетворить потребность внутреннего рынка, нужны 150–200 серьезных релизов в год. И суммы, которые выделяются сейчас — около 14,5 млрд руб. поддержки в 2022 году, могут помочь создать такое количество фильмов российского производства, если деньги будут справедливо распределены и использованы, — говорит кинокритик.

— Ситуация будет меняться, правительство будет вводить новые пакеты мер и т. д. И вполне возможно, что у нас будут выпускать 200 фильмов в год.

«Но если посмотреть 100 фильмов за год, из них 50 отечественных и 50 зарубежных, то сравнение в любом случае будет не в пользу отечественного кино»

Потому что вы посмотрите 50 из 200 отечественных и 50 из 10 тысяч зарубежных, т. е. зарубежные фильмы дойдут до вас с тщательным предварительным отбором. Это верно не только для России, это верно для любой страны.

— У нас уже пытались создать высококачественное кино, — продолжает эксперт. — В 1946 г. Сталин на личной встрече с Эйзенштейном сказал, что нужно поднимать качество картин, хотя снимать тогда придется меньше. В 1948 г. вышло постановление политбюро о том, что необходимо решительно повысить качество выпускаемых кинофильмов за счет уменьшения их количества. Привело это известно к чему — кинопроизводство СССР упало до 9 фильмов в 1951 году.

Теперь же стоит обратная задача — наполнить отечественный кинотеатральный показ. И очень важно понимать, что полное «импортозамещение» невозможно ни в какой культуре.

«Даже если будут выпускать 200 картин в год — нельзя поднять уровень одного национального кинематографа до уровня успешных образцов мирового кино»

Выплаты киносетям


— Мэр пообещал прямые выплаты для киносетей по лицензионным договорам за отечественные фильмы. Но на одну сеть объем поддержки не может превысить 50 млн руб. Серьезная ли это мера?

— Здесь важно понимать, какие именно затраты обещает компенсировать кинотеатральным сетям правительство Москвы.

«Это не затраты на аренду недвижимости, техническое обслуживание оборудования, зарплаты и т. д. — это только лицензионные затраты»

И это, конечно, не самая существенная часть затрат кинотеатральных сетей, которые представляют собой, по сути, нормальный розничный бизнес. О масштабах этого бизнеса можно судить по тому, что каждый московский кинозал в прошлом, достаточно депрессивном году заработал в среднем 13 млн руб., из них на отечественном кино — около 2,5 млн руб. 50% кассы было отдано дистрибьюторам. Оставшееся — и есть деньги, на которые живет кинотеатральный показ, — отмечает киноэксперт.

— Ну и нужно, конечно, еще раз подчеркнуть, что компенсация лицензионных затрат не может превысить 50 млн руб., в т. ч. и для супергигантов «СИНЕМА ПАРК и Формула кино» и «КАРО».

«Лишней эта поддержка ни для кого не будет, но назвать ее существенной я бы не рискнул»

Гранты на рекламу


— К тому же Сергей Собянин выделил гранты на продвижение, то есть на рекламу отечественного кино, которые получат крупнейшие сети кинотеатров. Но известны ли удачные компании российских фильмов в новейшей истории?

— В этом как раз ничего странного нет — суперуспехи таких фильмов, как «Холоп», «Движение вверх», «Т-34», «Последний богатырь: Посланник тьмы» и «Последний богатырь: Корень зла», начались именно с рекламной кампании.

«И никакой фильм не может выйти в успешный прокат без полноценной рекламной кампании, это залог успеха номер один»

Все прочие факторы успеха, такие как качество картины, ее соответствие зрительским ожиданиям, общественные настроения, роспись фильма по кинотеатрам и звездный состав, имеют подчиненное значение, — заключает преподаватель Московской школы кино.

— Причем за рекламу прокатных фильмов вообще-то отвечают прокатные организации, т. е. дистрибьюторы — посредники между киностудиями и кинотеатральными сетями. Так как гранты обещаны не им, а кинотеатрам, то для последних это может быть еще одной нелишней мерой поддержки, — говорит Камилл Ахметов.

Компенсация съемок

— Правительство столицы также обещает частичную компенсацию расходов на проведение киносъемок в Москве. Относится ли это только к большим игрокам или независимые и небольшие компании тоже что-то получат?

— В документах говорится о компенсации до 25% затрат на аренду городских площадок, общий объем этого фонда — 300 млн руб. Еще говорится об увеличении грантов «за проведение съемок на территории города и создание образа Москвы в киноискусстве».

«За предыдущие два года на эти цели было выделено 57 млн руб.»

Интересно, что на поддержку смогут претендовать и те, кто снимает короткометражные фильмы, а это обычно небольшие коллективы. Но студенческие группы выделены отдельно. Если производитель короткометражного фильма может претендовать на 4 млн руб. за проект, 30% метража которого отсняты на территории Москвы, то студенты в аналогичном случае получат только 450 тыс. руб., — заметил киноэксперт.

— Наконец, говорится о грантах по 10 млн руб. каждый, которые получат первые пять кинопроизводителей, которые проведут съемки в кинопарке у Юрово.

«Очевидно, что попасть в этот список будет очень сложно»

Ранее MSK1.RU поговорил с режиссером Вадимом Абдрашитовым о проблемах айфона и безыдейности современного кино. Еще мы рассказывали о всех работающих в России онлайн-кинотеатрах. Директор киносети «КАРО» Ольга Зинякова объяснила, в каком положении сейчас находится индустрия проката РФ.

Самую оперативную информацию о жизни столицы теперь можно узнать из телеграм-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
ТОП 5
Мнение
Циничный юмор и пугающие гримасы. Чем порадовало продолжение нашумевшего фильма ужасов «Улыбка» — рецензия
Кирилл Титов
Кинокритик
Мнение
Многострадальное «Преступление и наказание» и приквел «Дюны»: какие премьеры посмотреть в ноябре
Кирилл Титов
Кинокритик
Мнение
Заурядная мелодрама или свежий взгляд на вечную тему? Стоит ли смотреть «Время жить» с Эндрю Гарфилдом и Флоренс Пью — рецензия
Анонимное мнение
Мнение
Красавицы из Гонконга жаждут любви. Как журналист MSK1.RU перехитрил аферистку из Китая — разбираем мошенническую схему
Никита Путятин
Корреспондент MSK1.RU
Мнение
«Написала более 100 писем в колонию». Колонка юной художницы из Москвы, которая рисует специально для заключенных
Анонимное мнение
Рекомендуем