Одной из самых перечитываемых россиянами книг (3 место, 15% голосов), согласно данным «Литрес», оказался цикл исторических детективов о приключениях сыщика Эраста Фандорина авторства Бориса Акунина. Книги этого автора в последние дни убирают с полок российских магазинов.
Интересно, что в пятерке самых ценимых россиянами романов не оказалось ни одного произведения, чьи авторы так или иначе не сталкивались бы с проявлениями государственной цензуры, либо неудовольствия со стороны поборников «официального курса» действующей власти.
«Мастер и Маргарита»
Возглавляет топ роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита»: его в качестве самого перечитываемого выбрали 40% респондентов соответствующего опроса. Книга не была опубликована при жизни Булгакова: лишь спустя 20 лет, в годы оттепели, в урезанном виде (сократили почти 15 тысяч слов) ее напечатало издательство «Москва».
Впрочем, даже тогда Главлит (главный цензурный орган) оценил публикацию романа как идеологическую ошибку. «Внеклассовые категории, мракобесие, больная фантазия <…> Булгаков не принял ничего из жизни общества, которое мы создали кровью и потом», — указывали блюстители коммунистической морали.
«Евгений Онегин»
На второй позиции рейтинга самых перечитываемых книг — «Евгений Онегин» Александра Пушкина. Его выбрали 16% участников опроса. Подозревали ли участники опроса, что самый главный русский роман в стихах подвергся цензурным правкам еще при жизни поэта, неизвестно.
Так, филолог Юрий Лотман писал, что строки о нравах столичных театралов «Где каждый, вольностью дыша, готов охлопать entrechat», в прижизненных изданиях Пушкина выглядели иначе. Опасный термин «вольность» (по легенде декабрист Кондратий Рылеев на Сенатской площади возвещал: «Мы дышим свободою!») заменяло слово «критика».
Впрочем, о том, что сразу после смерти поэта император Николай I охарактеризовал его как «вождя вольнодумцев» (потому власти предприняли все меры для того, чтобы похороны Пушкина прошли максимально скромно), наверняка известно уже всем — из школьного курса литературы.
«Преступление и наказание»
На четвертом месте топа самых перечитываемых россиянами книг — «Преступление и наказание» Федора Достоевского. 12,2% опрошенных признались, что регулярно возвращаются к страницам одного из самых экзистенциальных русских романов.
«Русский вестник» издал книгу в 1886 году — при царствовании императора-освободителя Александра II. Цензурных правок внесено не было (тем более что на страницах романа Достоевский открыто критикует революционные идеи, бродившие тогда в умах молодежи).
До написания романа, впрочем, могло и не дойти. При уже упомянутом Николае I тогда еще только подающего надежды писателя Федора Достоевского едва не расстреляли за «недонесение о распространении преступного о религии и правительстве письма литератора Белинского». Приговор был заменен каторгой лишь в момент, когда выведенные на расстрел петрашевцы уже готовились принять гибель.
«Анна Каренина»
Завершает рейтинг самых перечитываемых книг с 12,1% голосов «Анна Каренина» Льва Толстого. При жизни писателя книга не цензурировалась, однако, по мнению некоторых членов уже современной общественной палаты РФ, запретить роман можно успеть и сейчас.
— Что лучше: не запрещать вообще ничего или избыточно зачистить, захватив «Анну Каренину»? Второй вариант лучше, грязи всегда добавить можно, — размышлял недавно член Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Игорь Ашманов.
Противников с «почвеннического» фланга у Толстого хватало и в XIX веке. Так, писателя последовательно «громили» государственники Константин Победоносцев (главный идеолог контрреформ при Александре III) и религиозный мыслитель Владимир Соловьев (не этот).
О том, что под конец жизни Толстой был отлучен от православной церкви специальным постановлением Святейшего синода, мы также помним со школьных уроков.
Списки «нежелательных» авторов формируются и поныне. В 2022 году в этот перечень попали как минимум 13 русскоязычных писателей.
Ранее мы публиковали список книг, которые теоретически могут попасть под запрет в связи с принятием нового закона о «пропаганде ЛГБТ» (среди них много классических произведений). Также мы подробно описывали процедуру изъятия из столичных магазинов книг попавшего в опалу Бориса Акунина.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из телеграм-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».