Новый год для московского театра «Ленком имени Марка Захарова» начался с обновлений в составе труппы и руководства. На прошлой неделе стало известно, что из «Ленкома» окончательно уходит народный артист России и депутат Госдумы Дмитрий Певцов, затем об увольнении заявила Александра Захарова, дочь легендарного худрука «Ленкома». А сегодня, 23 января, департамент культуры Москвы объявил, что театром будут руководить другие люди.
Марк Варшавер, построивший карьеру в стенах «Ленкома», покидает должность директора и становится президентом театра. На его место приходит Дмитрий Берестов. Кроме того, возвращается должность художественного руководителя, которую упразднили после смерти Марка Захарова. Руководить труппой отныне будет Владимир Панков.
MSK1.RU поговорил с театроведом и критиком Николаем Песочинским о дальнейшей судьбе «Ленкома». Эксперт рассказал, что теперь будет входить в обязанности Марка Варшавера и как приход нового директора и худрука повлияет на театр.
Почему Марка Варшавера сняли с должности?
Марк Варшавер пришел в «Ленком» еще в 1979 году. В театре отмечали, что «ему удалось очень быстро пройти путь от главного театрального администратора „Ленкома“ до многоопытного директора театра». Теперь 77-летнего Варшавера сместили на почетную должность президента. Почему — предположил в разговоре с MSK1.RU Николай Песочинский.
— В политике бывает почетная отставка, когда, например, человека отправляют послом в какую-то красивую страну. Я считаю, что [и здесь], в принципе, это всё довольно логично. Марк Варшавер больше сорока лет проработал в театре. Он заслуженный человек, — объяснил MSK1.RU эксперт.
Он также обратил внимание на то, что переименование театра в честь Марка Захарова — во многом заслуга Варшавера, однако последнему непросто продолжать дело легендарного худрука.
Напомним, что во многих театрах практикуется введение должности президента. Так, например, случилось в Театре сатиры. В 2021 году 87-летний народный артист России Александр Ширвиндт оставил пост художественного руководителя и продолжил работать в театре в качестве президента вплоть до своей смерти.
Чем занимается президент театра?
Назначение на новую должность Марк Варшавер воспринял неоднозначно. Ведь оба его преемника собираются параллельно работать и в других театрах. Новый худрук «Ленкома» Владимир Панков руководит Центром драматургии и режиссуры (ЦДР). А Дмитрий Берестов, в свою очередь, является директором Театра на Юго-Западе.
— Да, это так. [Панков] очень хороший режиссер, — согласился Варшавер с журналистом «Комсомольской правды». — Но он остается руководителем своего театра — Центра драматургии и режиссуры.
Я считаю, что усидеть на двух стульях сложно.
— Панкова я не раз приглашал в «Ленком» на постановку спектакля. Он отказывался, говорил, что нет времени, что занят своим театром. А что же теперь?.. Всё остальное уже не имеет значения, — разочаровался экс-директор «Ленкома».
По словам театроведа Николая Песочинского, теперь у Варшавера вряд ли будет достаточно полномочий, чтобы принимать оперативные решения в управлении театром. Всё зависит от устава театра. В разговоре с MSK1.RU эксперт предположил, что бывший руководитель будет лишь разрешать конфликты и согласовывать определенные решения худрука и директора. Он заметил, что теперь у Варшавера нет финансовой подписи. Она переходит к новому директору.
— Президент — это королевская должность, по-разному везде работающая, но почетная, представительская, — пояснил MSK1.RU Песочинский. — Это, по сути, хранитель традиций, который разрешает какие-то глобальные конфликты. Такая своеобразная английская королева.
«Кот в мешке» или новое дыхание «Ленкома»?
Театровед напомнил, что театр — «это не только волшебное творческое место, где неведомой силой рождаются спектакли». Это на самом деле сложный бизнес, в ведение которого вовлечены десятки людей разных специальностей. «Ленком» же — крупный игрок на рынке.
— В этом отношении для современного театра имеет большое значение директор. Интересно, что будет делать руководитель, который совмещает два театра. Вот здесь для меня, честно говоря, больше вопросов. Так что, наверное, абстрактно можно понять некоторую ревность Марка Борисовича, — сказал MSK1.RU Николай Песочинский.
В то время как художественный руководитель в лице Владимира Панкова будет заниматься вопросами творческой программы, репертуара и концепции, новоиспеченный директор Дмитрий Берестов займется экономической частью.
— Это большое изменение для «Ленкома», потому что раньше Марк Варшавер один держал в руках все эти нитки. Вне зависимости от того, что там было, некоторое время главным режиссером был Франдетти. Но я так понимаю, это был преходящий эпизод в истории театра, — поделился своим мнением театровед.
Отвечая на вопрос, почему всё чаще одного руководителя назначают сразу в два театра, Песочинский привел в пример 60-е годы в СССР.
— Вспоминаются хрущевские комбинаты. В эпоху Никиты Сергеевича всё объединяли. Но в случае с московскими театрами мне эта тенденция непонятна. Формально в свое время говорили про экономию средств. Мол, будет одна бухгалтерия на всех, — рассуждал эксперт.
Николай Песочинский считает, что иногда одного и того же директора назначают сразу в два театра, чтобы впоследствии их объединить. Так случается, если у учреждения есть филиалы и начальство видит кризисность второй площадки.
— Театр на Юго-Западе звучал не так ярко в последнее время. Может быть, ему нужна творческая подпитка, которую даст объединение с «Ленкомом», — предположил в разговоре с MSK1.RU Песочинский.
Что сулит «Ленкому» Владимир Панков?
Что касается нового художественного руководителя, то, по мнению критика Николая Песочинского, приход Панкова может позитивно повлиять на дальнейшую работу «Ленкома». Театровед отметил профессионализм нового руководителя труппы и оценил его проект SounDrama.
SounDrama — независимая студия, которую основал Владимир Панков в 2003 году. Ее идея заключается в проведении творческих экспериментов в области музыки и театрального искусства. Студия ставит спектакли в одноименном жанре. В свою очередь, саунд-драма — это сценическое направление, где музыка играет особенно важную роль, а актеры не просто исполнители ролей, но и создатели постановки.
— Это логично для «Ленкома», с его яркой театральностью и внутренней музыкальностью. Потому что Захаров внес огромный пласт музыки в драматический театр еще 80-е годы. Тогда это было чем-то спорным. По этому поводу были дискуссии. А сейчас это нечто бесспорное.
В этом отношении, мне кажется, группа крови у Панкова та же, что и у «Ленкома».
— У Захарова были ученики, но я бы не сказал, что в последние годы они ставили в этом театре что-то выдающееся. Преемственность хороша. Но, думаю, мы можем согласиться с тем, что там не было человека, который мог бы естественным образом прийти и возглавить «Ленком», — заключил Николай Песочинский.
Эксперт выразил надежду на то, что Владимир Панков привнесет новую жизнь в «Ленком». По его мнению, театр не может годами существовать с одними и теми же ориентирами. Поэтому не стоит бояться перемен.
В 2024 году в московских театрах произошло немало кадровых изменений. Сразу в семи сменились художественные руководители, главные режиссеры и директора. Теперь многие из них в подчинении имеют по два культурных учреждения. В большом обзоре MSK1.RU собрали все главные назначения в крупнейших московских театрах.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».