MSK1
Погода

Сейчас+15°C

Сейчас в Москве

Погода+15°

ясная погода, без осадков

ощущается как +14

2 м/c,

с-з.

755мм 46%
Подробнее
USD 91,78
EUR 98,03
Город Лужков vs Собянин обзор От ярости до принятия. Как Лужков и Собянин боролись с мигрантами в Москве

От ярости до принятия. Как Лужков и Собянин боролись с мигрантами в Москве

Рассказываем, как столичные власти относились к приезжим в разное время

Собянин сменил Лужкова на посту мэра в 2010 году

Юрий Лужков стал мэром Москвы в 1992 году и занимал эту должность до сентября 2010-го, пока его не уволил Дмитрий Медведев. На должность главы города тогда назначили Сергея Собянина, который правит столицей до сих пор.

В этом году выборы московского мэра состоятся 10 сентября. Собянин официально заявил о том, что снова будет участвовать в них и надеется победить всех конкурентов.

Мы решили разобраться, при каком главе города москвичам жилось лучше, и запустили цикл текстов на эту тему. Сегодня публикуем разбор миграционной политики Собянина и Лужкова.

Откуда взялись мигранты

Всё началось с распада СССР: то, что раньше считалось внутренней миграцией, в один момент перешло в статус международной. В начале девяностых люди были дезориентированы и переезжали с места на место.

Согласно данным ООН, после распада СССР Россия почти мгновенно стала второй страной в мире по количеству международных мигрантов. Для сравнения, сейчас наша страна занимает пятое место в этом списке.

Основной приток трудовых мигрантов в 2022 году произошел за счет приезжих из Узбекистана (630 859 человек), Таджикистана (349 357), Киргизии (172 591), Армении (47 337) и Казахстана (34 783).

Надо понимать, что в девяностые статистику мигрантов пополнили и этнические русские, которые возвращались в Россию после распада СССР. Кроме того, военные события 90-х годов способствовали росту числа приезжих: тогда происходили Карабахский конфликт, столкновения в Центральной Азии и гражданская война в Таджикистане.

До 2000 года миграционное законодательство было очень мягким: жители бывших союзных республик могли легко получить российское гражданство. В обществе еще не было конфликтов на эту тему: москвичи не воспринимали приезжих как чужаков — для них это были «старые добрые» сограждане, пусть и имеющие свою национальную специфику.

В девяностые годы москвичей не беспокоило количество мигрантов

В начале нулевых всё стало иначе. Изменилась сама география мигрантов: в ХХ веке среди них было больше армян и азербайджанцев, но со временем в Москву стали приезжать в основном люди из Средней Азии. Постепенно в столичном обществе стала расти ксенофобия: люди связывали нехватку рабочих мест и преступность с «чужаками».

В 2001–2002 годах с миграцией стали бороться на государственном уровне и законодательно ужесточили процесс получения гражданства, а также порядок въезда и пребывания на территории России. Желаемого эффекта это не дало: число нелегальных мигрантов стало увеличиваться в геометрической прогрессии.

В 2002 году в стране приняли закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и установили квоты на проживание и въезд в рабочих целях для иностранцев.

Лужков — про «дырявое одеяло»

К 2005 году в Москве сформировался огромный поток приезжих. В столице еще не были готовы достойно платить за тяжелую работу, поэтому москвичи отказывались работать в сфере строительства, дорожных работ и мелкой розничной торговли. Все эти отрасли экономики стали развиваться за счет приезжих.

Лужков забеспокоился и заговорил о том, что государство не справляется с этой проблемой. Он заявил, что миграция не способствует «повышению интеллектуального и культурного потенциала российской столицы». К слову, на тот момент мэр говорил не только об иностранцах, но и о тех, кто переезжал из южных регионов России.

Приезжих стало больше почти на треть: их количество увеличилось с 214 тысяч в 2005 году до 330 тысяч в 2006-м — и это только по официальным данным. К тому же с каждым днем в Москве всё чаще можно было встретить нелегальных мигрантов.

В попытке повлиять на ситуацию Лужков предложил ввести для предпринимателей уголовную ответственность за нарушение миграционного законодательства, но эти слова так и не нашли отклика «наверху».

«Реальные миграционные процессы и миграционное законодательство развиваются сами по себе, не пересекаясь»

В 2006 году в России приняли закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ», согласно которому приезжие обязаны были вставать на учет по месту пребывания. Лужков назвал нововведение «неоправданно ультралиберальной системой».

— Перевезти вместе с собой родственников ничего не мешает. «Местом пребывания» веселого семейства вполне легально может быть даже и нежилой фонд, то есть бытовка на стройке, подвал или чердак жилого дома. В этой логике, наверное, «пребывать» можно будет и на станции метро, и на лавочке в парке, — говорил бывший мэр столицы.

Кроме того, градоначальник подчеркивал, что обязательный учет мигрантов должны вести не только специальные службы, но и правоохранители с органами соцзащиты.

«Прописку отменили, но одновременно распалось государство, границы новой России остались открытыми, и сюда хлынули уже потоки иностранных мигрантов»

В 2007 году в России установили квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу. С этого момента появилось ограничение для людей из «безвизовых» стран.

Для Москвы эта квота изначально составила 750 тысяч человек, и Лужков потребовал урезать ее в три раза. Правда, в том же году мэр на встрече с председателем верхней палаты парламента Таджикистана Махмадсаидом Убайдуллоевым выразил готовность «нанять» для Москвы 200 тысяч таджиков.

Лужкова очень беспокоил тот факт, что не все мигранты, которым выдали разрешение на работу, действительно на нее устраивались.

— С начала года выдано более 500 тысяч разрешений на работу, но официально устроились на нее лишь 150 тысяч. Спрашивается, где остальные 350 тысяч человек и чем они заняты? Нет ли тут взаимосвязи, например, с тем, что по сводкам правоохранительных органов раскрытых и расследованных 40% преступлений от общего их числа совершаются в городе приезжими? — задавался вопросом Лужков.

«Неэффективность механизмов управления прикрыли дырявым одеялом»

Со временем квоты на трудовых мигрантов действительно сокращались. В 2009 году в столице это число уменьшили уже до 250 тысяч человек, но Лужков отметил, что количество приезжих в Москве не становится меньше. Мэр считал, что безработные мигранты совершают квартирные кражи, разбойные нападения, насилие и другие преступления.

— К нам приезжает 1 миллион мигрантов, — отмечал он — Значит, где-то 750 тысяч находятся в городе и неизвестно чем занимаются. Точнее, известно, чем занимаются: 47% преступлений — это преступления этих самых гастролеров, у которых нет работы.

Под конец своего правления Лужков считал проблему миграции одной из важнейших в Москве

Желающих работать в Москве людей приезжало гораздо больше, чем было положено по квоте. Тогда Правительство РФ решило дать им шанс легализоваться при помощи системы патентов.

Поправки коснулись тех мигрантов, которые работали у частных лиц: обслуживающего персонала, помощников по хозяйству, воспитателей, сторожей и садовников. За такое разрешение приезжим нужно было заплатить тысячу рублей.

Лужков яростно высказался против нововведений. Он считал, что невозможно контролировать то, чем на самом деле будут заниматься приезжие.

— Мы систему квот развалили, ввели патенты. Не нужна нам эта тысяча рублей, которую платит мигрант, въезжая в страну. Он не знает, чем будет заниматься, — говорил бывший глава города.

Позднее мэр стал намекать, что ФМС заинтересована в привлечении большего числа приезжих, обвиняя ее в позиции «чем больше мигрантов, тем лучше». Мэр подчеркивал, что подобный подход не нужен городу.

«Миграционная служба должна сделать всё, чтобы ни одного лишнего мигранта в таких сложных городах, как Москва или, например, Санкт-Петербург, не было»


В конце своего правления Лужков призывал уделить проблеме миграции как можно больше внимания. По его словам, все предпринимаемые меры «перестали работать», потому что Федеральной миграционной службе было «плевать на эти квоты».

Мэр нередко заявлял, что экономической системе Москвы не нужно так много рабочих. Он призывал снизить квоту до 100 тысяч приезжих в год. Кроме того, Лужков обращал внимание на то, что нужно следить за здоровьем иностранцев — по его словам, примерно 12% приезжих в то время болели туберкулезом.

«Мигранты — это разврат экономической системы»

Собянинские противоречия

В 2010 году в Москве случились серьезные кадровые перестановки. Дмитрий Медведев уволил Лужкова «в связи с утратой доверия президента», а должность мэра занял Сергей Собянин, которого утвердили голосованием в Мосгордуме.

Вначале новый мэр во многом продолжал политику Лужкова. Еще до своего официального назначения Собянин заявил о необходимости ограничить долю рабочих мест для мигрантов в столице до 10% от общего числа вакансий.

Вскоре после вступления в должность Собянин обратил внимание на то, что миграционная политика в Москве «непрозрачная». При этом мэр сразу отметил, что мигранты «нужны городу», но решил «разобраться», каких именно специалистов необходимо брать на работу. Собственно, на этом вопрос регулирования миграции остался без движения на несколько лет.

Собянин отмечает, что мигранты выполняют определенную роль в столице

В 2013 году Собянин пространно заявил о том, что в Москве «было бы неплохо» ввести особый миграционный режим. Мэр также отметил, что мигрантов нанимать «гораздо выгоднее», чем граждан России.

— Они не платят медицинскую страховку, отчислений в Пенсионный фонд, страховых взносов. А это порядка 35–40% фонда оплаты труда. К тому же сама заработная плата выплачивается в конвертах, а соответственно, не платится подоходный налог. Плюс рабочий день у них ненормированный, — сказал Собянин.


Позднее в Мосгордуме глава города отчитался об успехах: заявил о ликвидации «нескольких крупных объектов», где нарушалось миграционное законодательство, и пообещал и дальше наводить порядок.

«Московские власти и полиция на стороне москвичей. Мы вместе будем бороться с проблемами незаконной миграции и сделаем это цивилизовано и по закону»

В том же году в миграционное законодательство внесли поправки: его нарушение стало караться гораздо большими штрафами как для самих мигрантов, так и для их нанимателей. При этом эксперты не раз говорили, что подобные меры приведут только к росту коррупции, но не решат ситуацию.

Спустя два года градоначальник снова рассказал о том, как всё хорошо. По словам Собянина, принятые меры помогли снизить общее количество совершаемых мигрантами преступлений на 15 процентов. Также он заявил о депортации нелегалов и закрытии оптовых рынков, после чего в городе, по словам мэра, «стало гораздо спокойнее».

Тогда же, в 2015 году, для трудовых мигрантов ужесточили условия получения права на работу: с них начали требовать результаты теста по русскому языку, медицинскую справку, договор ДМС и патент на право работы — теперь он стал касаться не только физических, но и юридических лиц.

Приезжают не просто так

В 2016 году в столице открыли самый крупный в стране миграционный центр в Сахарово. С тех пор мигранты проходят все необходимые процедуры там. Надписи на указателях ближайших к нему станций метро продублировали на таджикском и узбекском языках — это вызвало волну недовольства среди москвичей.

Спустя некоторое время, в 2017 году, Собянин заявил о том, что мигранты в каком-то смысле «нужны столице».

«Они же приезжают не просто так. Значит, что в Москве есть потребность в них. Есть потребность, которая не закрывается самими москвичами»

— Профицит рабочих мест в Москве 2,5 миллиона человек. Часть закрывается за счет приезжих из других регионов, из Подмосковья, а часть — за счет мигрантов. Если сегодня их выгнать, то ситуация будет не очень хорошая, — сказал глава города.

В 2020 году мэр снова переключился на риторику «всё под контролем». Он заявил, что в Москву ежегодно приезжают 70–80 тысяч человек. По мнению Собянина, такие объемы не создают критичной нагрузки на город.

Он даже сравнил ситуацию с европейскими городами: вот есть какой-нибудь Париж, «напоминающий» Африку или Ближний Восток, а есть Москва, где «знают пофамильно» всех мигрантов, которые спокойно оседают в городе и получают гражданство.

Число мигрантов значительно снижалось во время пандемии

Затем случилась пандемия со всеми последствиями: число приезжих в столице стало в полтора раза меньше.

Минстрой забил тревогу: людей на стройках катастрофически не хватало. В ведомстве даже предлагали ввозить мигрантов в Россию чартерными поездами, каждый из которых мог бы одновременно привезти около тысячи человек, но принимать такие меры не пришлось — люди сами вернулись, когда закончились коронавирусные ограничения. Собянин же назвал отток мигрантов одной из причин инфляции.

Однако в том же году мэр выказал недовольство, осматривая строящийся по программе реновации дом на Бауманской улице. Неизвестно, что именно так расстроило Собянина, он заявил, что на «подобных» стройках нужны «другого качества люди, с другой зарплатой» и призвал сократить число мигрантов на реновационных площадках.

Что происходит сейчас

В этом году в закон о правовом положении иностранных граждан в РФ внесли ряд поправок. Когда это происходило, многие кричали об ужесточении законодательства, но, если присмотреться, принятые меры больше похожи на его смягчение. Например, с 1 января мигрантам больше не нужно оформлять платный полис ДМС — теперь они могут рассчитывать на обязательное медицинское страхование (ОМС), как и граждане России.

Кроме того, разрешили вне квоты принимать на работу иностранцев, которые учатся на очной форме в государственных вузах — для данной процедуры не потребуется разрешение от МВД. Чтобы получить образование, иностранные студенты смогут оформить вид на жительство вне зависимости от времени нахождения на территории России.

Помимо этого, в конце прошлого года Путин поручил администрации и правительству реформировать миграционный режим и институт гражданства до 2025 года. По мнению президента, важно создать адаптационные центры для мигрантов — подобные учреждения будут не только оформлять документы, но и вести учет занятости и мест фактического проживания приезжих, а также заниматься их культурной адаптацией.

Число мигрантов в Москве с начала 2023 года выросло на 15,4% и составляет 1,6 миллиона из 13 миллионов населяющих столицу людей — по крайней мере, по официальным данным. В Росстате заявили, что наибольшая часть столичных мигрантов занята в сфере обслуживания: приезжие работают в ресторанах и магазинах, устраиваются на стройку или трудятся подсобными рабочими.

Как вы считаете, нужно ли бороться с мигрантами в Москве?

Да, в городе должны жить и работать коренные москвичи
Нет, достаточно просто заниматься их адаптацией

Тема миграции — одна из самых болезненных для Москвы сейчас. Она вызывает в обществе массу споров, в том числе среди наших читателей. MSK1.RU публиковал подборку самых ярких мнений москвичей о проблеме миграции в столице.

Мы рассказывали также о нелегальной мечети в жилом коттедже в Новой Москве, которую не может снести даже глава города, и публиковали репортаж из мечети в многоэтажке в Котельниках.

Помимо этого, мы сообщали, что несколько дней назад в Москве в ходе рейдов ОМОН задержал полсотни мигрантов. Другую толпу мигрантов ранее задержали на детской площадке в Москве: мужчины не пускали детей играть в футбол.

Кроме того, MSK1.RU публиковал историю женщины, которая прилетела из Узбекистана на заработки и попала в трудовое рабство. Также мы рассказывали, как в России живут мигранты из Таджикистана и почему они попрошайничают.

Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем