MSK1
Погода

Сейчас+15°C

Сейчас в Москве

Погода+15°

ясная погода, без осадков

ощущается как +16

0 м/c,

штиль.

748мм 90%
Подробнее
USD 85,56
EUR 93,26
Религия Мечеть в многоэтажке Мечеть у Святого озера репортаж «Нужно брать пример с Чечни!» Репортаж из мечети, которую открыли на месте хостела в подмосковной многоэтажке в Котельниках

«Нужно брать пример с Чечни!» Репортаж из мечети, которую открыли на месте хостела в подмосковной многоэтажке в Котельниках

Корреспондент MSK1.RU узнала, как живет мусульманская община и что соседи думают о засилье мигрантов

Глава мусульманской общины показал корреспонденту MSK1.RU, как устроен молельный дом в Котельниках

Окраина подмосковных Котельников, типичные кирпичные многоэтажки. На улице много голубей, которых кормят соседские мальчишки, женщины в платках гуляют с колясками, а мужчины с длинными черными бородами в тюбетейках на головах толпятся у входа в продуктовый.

Здесь прямо в 17-этажке находится необычная мечеть. Найти молельный дом не так просто: он находится в небольшом пристрое, где на первом этаже расположен продуктовый магазин, а на втором — недорогое кафе. Вход в «домашнюю» мечеть лежит через маленькую лестницу, которая ведет к темному узкому коридору.

Корреспондент MSK1.RU Вера Борисова отправилась на мусульманское богослужение, чтобы узнать, как на месте игрального клуба, затем бильярдной, а позднее хостела появился «домашний» мусульманский храм. И выяснить, сможет ли он решить проблему противостояния православных активистов и мусульманской общественности, которое происходило в последние месяцы на востоке столицы.

Путь к намоленному месту

Жители подмосковных Котельников постоянно жалуются на засилье мигрантов. Местные говорят, что больше всего нерусских собирается каждый день возле так называемой мечети, которая находится в микрорайоне Южном прямо в жилом доме. Рядом с кирпичной многоэтажкой, скрючившись, стоит старушка в фиолетовом берете и кормит голубей.

— Очень плохо к ним относимся. Когда у них начинается служба, то тут столько мусульман собирается. Не должно быть таких «церквей», их нужно куда-то отдельно. Нужно, чтобы их убрали. У них же вера другая, — кидая белый хлеб, говорит пенсионерка. Она часто приходит на пяточек к молельному дому в продуктовый магазин.

В молельном доме верующие проводят службы, читают Коран и учат детей арабскому языку. Каждый день на молитву приходит около трехсот человек из нескольких ближних микрорайонов.

Молельный дом находится на втором этаже прямо над продуктовым магазином

— А вот тут у нас снимают обувь, а дальше проходят в комнату для омовения, — встречает нас учредитель молельного дома в Котельниках Салават Ибатуллин. О своей основной работе 44-летний мусульманин говорит неохотно, скупо замечает: «Занимаюсь торговлей».

Сразу с порога попадаем в комнату с множеством полок для обуви. Пол похож на траву — на зеленом ковролине стоят ботинки и тапки. На стенах развешаны QR-коды, которые ведут на сбор денег, чтобы община смогла выкупить мечеть.

Путь к молельной комнате ведет через светлый широкий коридор

На пути к большой молельной комнате, где совершается пятничный намаз и имам читает Коран, — несколько дверей. Это учебные классы, куда в конце недели мусульмане приводят своих детей на уроки арабского языка.

— Мы зарегистрировали религиозную организацию в 2020 году. Я сам здесь жил недалеко, — говорит Салават. — Тогда и обратил внимание, что в Котельниках проживает очень много выходцев из мусульманских стран. Все мы ездили каждую неделю молиться на проспект Мира. Это очень далеко, два часа в одну сторону уходило. Об обучении детей речи даже не шло тогда. Сейчас в каждом классе у нас по 10–15 человек.

«Раньше здесь была настоящая разруха»

По словам Салавата, мусульманин должен знать не только математику, русский язык, но и суры, арабский язык и письменность. Обучение детей и молитва — основные причины, почему они решили создать молельный дом.

— Меня поддержали местные активные мусульмане и муфтий Московской области, — рассказывает глава мусульманской общины в Котельниках. — Все документы проходили через него. Нужны нам компьютеры, проектор или что-то еще, то просим у него. Мы также собираем пожертвования и помогаем прихожанам.

На табличке, которая запрещает включать звук на телефоне в молельной комнате, написано: «Подключи связь с Аллахом»

После того, как Салават с помощниками зарегистрировали молельный дом, встал вопрос с помещением.

— Место, где сейчас находимся, первое, которое мы нашли. Взяли его в аренду. Раньше здесь была настоящая разруха. Мы хотим выкупить это помещение и собираем деньги — повсюду развешаны коды. Это очень большая сумма.

«Наши ребята помогают убирать лес каждую субботу по 30–40 человек. Мусор в районе привозят приезжие — люди, которые не живут в этом районе»

Молельный дом, а не мечеть

Вместе с Салаватом и администратором молельного дома Ренатом мы идем в большой конференц-зал. На потолке фотография голубого неба с облаками, посередине стоит длинный широкий стол, а возле него — черные кожаные кресла. На стене висит большая плазма. Молельный дом похож больше на типичный московский офис, нежели на мусульманский храм.

— Мечеть — это священное место поклонения. Его невозможно подарить или продать. Но нас в любой момент отсюда могут выгнать: решит собственник поднять арендную плату, а мы не сможем ее выплачивать. В настоящих мечетях таких проблем нет, — сказал Салават.

«Домашняя» мечеть находится прямо в многоквартирном доме

«Мы не самые плохие люди»

Жители Котельников не раз жаловались губернатору Московской области Андрею Воробьеву на засилье мигрантов в районе и на молельный дом по соседству. По их мнению, именно мусульмане становятся причиной межнациональных конфликтов и роста преступности. Но Салават с этим категорически не согласен.

— Мы не самые плохие люди в этом мире, как принято считать. Например, на той неделе съездили в Люберецкий детский дом. Собрали со всех мусульман игрушки и одежду. У нас и социальные проекты: помощь малоимущим, нуждающимся. Мы также отвозим продукты пожилым, — рассказал Салават.

Из-за голубей, которых около молельного очень много, фасад здания постоянно портится

Мечетей катастрофически не хватает

По словам Рената, администратора молельного дома в Котельниках, в столице и области катастрофически не хватает молельных домов и мечетей, куда мусульмане могли бы приходить на молитвы. Но многие москвичи не согласны с этим. После религиозного скандала со строительством мусульманского храма в Косино-Ухтомском районе некоторые из них теперь радикально настроены против мусульман.

— Мечетей не хватает — это точно, — говорит Ренат. — У нас даже была заявка. Мы просили у главы города, собрали около тысячи подписей. И это еще мало, мы могли собрать намного больше. Сперва нам говорили, что есть свободный участок земли, но потом выяснилось, что их вообще нет. Хорошо, что Собянин решил вопрос с мечетью у Святого озера, нашел компромисс.

Рядом с молельным домом находятся продуктовый магазин, кафе и хостел

У Рената свое решение по дефициту мусульманских храмов. Вместо того чтобы строить мечети, он предлагает открывать молельные дома. Это проще и дешевле.

Когда разговор пошел о количестве и необходимости постройки новых мусульманских храмов, Ренат и Салават заметно оживились. Один из них распростер руки, пытаясь объяснить важность решения этого вопроса.

«В Подмосковье есть 5–6 мечетей. Несколько раз в год мы собираемся всеми подмосковными общинами и обсуждаем вопросы касаемо нашей религии»

Скандал со строительством мусульманского храма, по слухам, рассчитанного на 60 тысяч человек, как говорит администратор мечети в Котельниках, «здесь пытались заминать и не обсуждать это».

— Мы считаем, что это кто-то специально делал провокацию. Старались сторониться всего этого. Призывали своих не участвовать, даже если кто-то будет зазывать. В Подмосковье очень дорогая земля. Взять и выделить для нас ее просто так — безумно сложно, — заверил Ренат.

Недавно в Москве прошел один из самых значимых мусульманских праздников Ураза-байрам. Совсем скоро начнется Курбан-байрам. В это время прихожане молельного дома в Котельниках собираются на отдельной большой территории, чтобы совершить намаз. И местные жители, конечно, не привыкшие к такому, начинают жаловаться на шум и грязь. По словам главы общины, иногда люди списывают на верующих все свои проблемы.

На этом месте стоит имам во время молитвы с Кораном — священной для мусульман книгой

— Нам выделяли на Белой Даче большой стадион. Нас там не видно и не слышно, потому что мы собираемся и в 7 утра уже заканчиваем. Сама молитва праздничная всего 15 минут, а сборы — 30. По подсчетам МВД, нас было около 8000 тысяч человек. Мы, конечно, иначе считаем, но как считают, так считают. Там имам проводит проповедь, люди расстилают коврик и молятся, — пожимая плечами говорит Салават.

А что люди-то говорят?

— Из-за того, что здесь раньше были заведения, связанные с играми и шумом, то и соседи привыкли жаловаться на это место. Но теперь здесь молельный дом. Здесь уже начинаются квартиры, — указывая на стену, говорит Салават. — Молельный дом встроен в обычную многоэтажку, поэтому стена-то одна. Мы сделали шумоизоляцию, чтобы никому не мешать. Не только у нас в домах устраивают молельные дома, на Белой Даче, где раньше был «Магнит», теперь тоже храм.

Несмотря на то что Салават говорит о хороших отношениях с администрацией и соседями, два года назад по жалобе главы дома, где расположен молельный дом, пришла полиция. Тогда задержали около 600 человек. Староста вызвала участкового, потому что не знала, «что за бородатые мужчины там собираются постоянно».

Прихожане мусульманского молельного дома стараются помогать местным жителям, поэтому каждую неделю надевают жилеты и идут убирать мусор в лесах

Сейчас, как говорит глава общины, со старостой дома они сдружились и конфликтов не возникает.

— Есть группы, которые в Telegram-каналах собираются и начинают нас оскорблять. Создают целые сообщества против мигрантов. Мы на них внимания не обращаем. Здесь одна проблема — много таксистов, которые на пятачке около нашего дома ставят огромное количество машин. Штук 10 машин с 5 утра тут стоит. Из-за этого и шумно. Говорят люди: «Мы не можем окна открыть из-за них». Но мы не представители власти, — сказал Салават.

«У нас тут родились дети и родители»

Новость том, что в Косино-Ухтомском районе собираются сходы против строительства мечети у Святого озера, обсуждают и здесь. Мы поговорили с учредителем мусульманского молельного дома в Котельниках Салаватом Ибатуллиным.

— Основной претензией у москвичей было то, что мечеть строится для мигрантов. На самом деле это только так говорится. В России минимум 15% населения составляют мусульмане. Наше Поволжье, Самарская область, Урал, Кавказ. Всё это у нас — мусульманские регионы. Мы не приезжие. У нас тут и родители, и дети родились, — рассказал MSK1.RU председатель мусульманской общины.

«Такое обращение здесь, будто мы чужие. Люди говорят: "Зачем вам мечеть, поезжайте к себе". А мы уже у себя»

По словам председателя общины, количество мечетей в Москве не сравнимо с тем, сколько их в других мировых столицах.

— Даже в коммунистическом Пекине около пятидесяти мечетей. А сколько их в Нью-Йорке, Париже? — задается риторическим вопросом Салават. — У них проблем нет. Проблема только здесь. А вот запреты строительства или организация сходов — это больше похоже на то, что тему очень раздули извне.

В Котельниках почти на каждом шагу много мусульманских знаков. Например, флаг Азербайджана

Больше всего, как говорит председатель общины, его удивили претензии горожан, которые думали, что если человек верит в Аллаха, то сразу же становится опасным. По его словам, религия не определяет поступки человека.

— Я слышал, что люди говорили: «Не хотим, чтобы здесь, на озере, резали баранов. Не хотим, чтобы наших женщин насиловали». Хотя мечеть и молельные дома — самые безопасные места. Когда сожгли Коран, то мы думали, что это фейк. Понятно, если бы Москва не была нашей столицей, но здесь всё напоминает о мусульманстве: есть Татарская улица, Большая Ордынка. Всё это есть в центре Москвы.

Каждую пятницу мусульмане собираются на пятничную молитву, которую читает имам

«Это провокация»

Помощник Салавата Ибатуллина считает, что конфликт, возникший вокруг строительства мечети у Святого озера, — чья-то провокация, которая создана для того, чтобы рассорить дружные народы. Эту же точку зрения разделяет и глава Чечни Рамзан Кадыров.

— В любой точке России я гражданин своей страны, — говорит помощник председателя мусульманской общины. — Нужно брать пример с Чечни, Дагестана и Башкирии — там есть и церкви, и мечети. Даже если будет какой-то конфликт, губернатора вызовите и решите.

«Думаем, что это была какая-то антироссийская провокация, потому что мы очень уважительно относимся к любой религии»

— По слухам, патриарх приезжает к губернатору, кладет на стол тридцать Библий. После этого в регионе строится тридцать церквей. Если это правда, то вызывает абсолютное уважение, раз он так может. Хотелось, чтобы и мусульманам так же было позволено: если муфтий приедет и положит хотя бы два Корана.

По словам Салавата, никто никого не заставляет переходить в ислам так же, как и православные не заставляют верить в Иисуса.

— В других странах есть много разных диаспор, — говорит Салават. — В Армении, Италии. Все друг с другом общаются, женятся и живут. В регионах откуда мы приехали — в Башкирии мечетей больше, чем церквей. Никто ни с кем не конфликтует. Никто не говорит, что мусульмане понаехали.

Около большого конференц-зала находится религиозная лавка

После долгого разговора мы вышли из конференции-зала с потолком, где нарисовано небо, а в молельной комнате сидел на коленях один человек в расшитой тюбетейке. В руках у него был Коран. Он тихо молился в тишине около стены.

Около религиозной лавки с четками и священными книгами стоят два мусульманина и о чем-то разговаривают. В других комнатах бегают дети, которые пришли на урок арабского языка.

По словам Салавата, сейчас в молельный дом закупили много экземпляров Коранов. Они стоят еще в коробках во многих комнатах молельного дома

Смогут ли помириться местные и мусульмане — вопрос. Но когда здесь были игорные кабаки, претензий было не меньше. Только хозяева и посетители злачных заведений навстречу не шли и уж тем более не убирали лес в районе, не помогали людям. Но кажется, что жители Котельников уже забыли, как было раньше, и спасибо мусульманам вряд ли скажут.

Что вы думаете о молельных домах в жилых многоэтажках?

Да, в Москве не хватает мечетей
Нет, мусульман и без этого много

Что еще почитать

Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
277
Читать все комментарии
ТОП 5
Мнение
Бордюринг — новая религия? Почему жители Строгино просят мэра не тратить бюджет на их парк
Белла Донникова
Жительница московского района Строгино
Мнение
Увез бабушку в госпиталь и продал квартиру. Три истории о том, как собственники теряли жилье
Екатерина Торопова
директор агентства недвижимости
Мнение
«Эффект ведра с правильными крабами». Бизнес-психолог рассказала, как найти работу мечты
Елена Спирина
психолог для предпринимателей и бизнеса
Мнение
Супер-Маша и Кристина: в прокат вышел фильм «Не одна дома» с Миланой Хаметовой — почему его стоит посмотреть родителям
Алёна Золотухина
Журналист НГС
Мнение
Понять картину по запаху и точкам. Как незрячие люди ходят в музеи: колонка журналистки
Регина Парпиева
автор колонки
Рекомендуем