
Многим снесенным зданиям городские власти ранее отказали в охранном статусе
Продолжаем серию материалов по мотивам «Черной книги» «Архнадзора». Это список архитектурных объектов, которые по решению властей снесли или подвергли радикальной реконструкции. За 2024 год таких зданий в Москве оказалось более 30, среди них — несколько памятников регионального и федерального значения, а также множество построек со статусом «ценный градоформирующий объект».
MSK1.RU рассказывает историю этих зданий, показывает, как они выглядели в лучшие годы, и разбирается, что городские власти планируют построить на их месте.
Флигель усадьбы Никиты Демидова
Переулок Огородная Слобода, 7а
В середине XVIII века несколько соседних усадеб объединились во владении промышленника Никиты Акинфиевича Демидова. Его династии принадлежал Нижнетагильский железоделательный завод.

В последние годы флигель был затянут строительной сеткой, повторявшей его первоначальный облик
Служебный флигель вдоль задней границы двора был построен между 1756 и 1775 годами. Он сохранял под штукатуркой барочный кирпичный декор. Имел статус выявленного памятника архитектуры до октября 2010 года, когда получил отказ в охране решением Москомнаследия.
Остальные строения усадьбы несколькими годами позже, напротив, получили охранный статус. Притом что флигель старше каждого из них. Осенью 2020 года проходил экспертизу проект, допускавший «реконструкцию или разборку» флигеля «по факту отсутствия историко-культурной ценности и/или неудовлетворительного технического состояния». Проект также предполагал капитальное строительство на месте здания. Он был одобрен.
На месте флигеля хотят построить еще один корпус еврейской школы «Бнот Менахем». У организации уже есть одно здание, которое находится рядом с бывшим историческим памятником. «Бнот Менахем» — религиозная организация ортодоксального иудаизма. Ее учредитель — Московская Марьинорощинская Еврейская община. Учебное заведение открылось в сентябре 2014 года. В школу принимают только девочек. Снос флигеля усадьбы Демидова состоялся 3–6 июля 2024 года. При этом, по словам активистов «Архнадзора», у рабочих не было полагающегося сносного ордера ОАТИ.


Корпуса красильной фабрики Брычева
Русаковская улица, 19, стр. 13, 15
В 1857 году московский мещанин Василий Николаевич Голиков построил двухэтажный каменно-деревянный дом торцом к Стромынскому шоссе. В 1871 году участок приобрел московский купеческий сын Александр Брычев, державший поблизости красильную фабрику. До 1877 года он возвел на месте деревянных пристроек к дому кирпичные (строения 13 и 15). На одном из зданий сохранялись наличники сергиево-посадской резьбы.

Дом Брычева, признан объектом охраны как архитектурный памятник
В советские годы здания служили складом, затем опустели, реставрация здесь не проводилась. Принадлежали постройки ОАО «Мосхимфармпрепараты им. Семашко». При подготовке проекта реконструкции железнодорожного моста через Русаковскую улицу комиссия выявила «аварийное состояние основных несущих конструкций и обширное грибковое поражение».
В 2009 году жилой дом по Русаковской улице стал выявленным памятником. А вот дворовым корпусам не повезло: в начале июня 2024 года для строительства инфраструктуры станции МЦД Митьково были снесены два исторических здания, не вошедших в состав и в границы территории памятника по экспертизе 2019 года.

Кольцевой хлебозавод «Москворечье»
2-й Павелецкий проезд, 7, стр. 1
Один из семи кольцевых хлебозаводов, построенных по системе инженера Г. П. Марсакова в 1931–1937 годах. Всего их пять в Москве и два в Санкт-Петербурге. Заводы были отлично продуманными с инженерной точки зрения сооружениями: вертикальная система кольцевых контейнеров позволяла сделать производство хлеба почти полностью автоматическим и непрерывным.
Работало это так: при постоянном круговом движении агрегатов с верхнего этажа на нижний передавалась сначала опара, потом тесто, и, наконец, сформованные изделия. На верхний этаж поднимали муку, внизу получали готовые батоны и булки. Специализация каждого завода была уникальной, что находило выражение в архитектурных различиях. Например, завод «Москворечье», который потеряла Москва в прошлом году, выпекал батоны.


В середине 1993 года комбинат акционировали по программе приватизации, основная часть акций передана коллективу заводских рабочих. В 2006 году завод приобрела компания «Настюша» Игоря Пинкевича, на тот момент владевшая крупнейшими мукомольными комбинатами Москвы, общая сумма сделки оценивалась около 15 млн долларов.
Мощность завода в первой половине 2000-х годов составляла 200 тонн хлебобулочной продукции и 12 тонн кондитерских изделий в сутки. Однако в 2017 году компания «Настюша» обанкротиоась после неудачного проекта по жилой застройке. Завод выставили на торги, в ноябре 2023 года предприятие с земельным участком 2 гектара приобрела компания «ПИК» за 1,6 млрд рублей, для возведения на его месте жилого комплекса.
Осенью 2024 года корпуса сравняли с землей: снос стал возможен из-за того, что в 2019 году Департамент культурного наследия Москвы отказал зданию хлебозавода в статусе объекта культурного наследия (при этом кольцевой завод № 5 такой статус получил и его основный корпус был сохранен застройщиком, приобретшим предприятие).

Необычной архитектуре Москвы мы решили посвятить серию публикаций на MSK1.RU. Читайте о доме «Парус», гостинице «Метрополь», доме «Патриарх», «ажурном» доме, круглых девятиэтажках, «плоском» доме на Таганке и домах-книжках на Новом Арбате.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».