Сергей Собянин занимает пост мэра столицы с октября 2010 года. Он сменил на этой должности Юрия Лужкова, которого Дмитрий Медведев уволил «в связи с утратой доверия президента».
В этом году выборы мэра состоятся 10 сентября. Нынешний глава города официально заявил о том, что снова будет участвовать в них и надеется в очередной раз победить всех конкурентов.
Мы решили вспомнить, какие цели ставил перед собой Собянин, когда только пришел на должность мэра. Публикуем подборку обещаний градоначальника и рассказываем, сдержал ли он их.
Развивать метро
Придя к власти, Собянин первым делом пообещал заняться развитием метро. Новый мэр Москвы заявил, что все существующие линии метрополитена перегружены, поэтому нужно строить новые.
Также он твердо решил вывести столичное метро за пределы МКАД и продлить его до городов-спутников столицы.
— Необходимо выходить на строительство метро порядка 15 км ежегодно. Для этого потребуется ежегодных вложений от 45 до 50 миллиардов рублей, — сказал Собянин на совещании по вопросам организации дорожного движения в 2010 году.
С тех пор в Москве ввели 200 километров метрополитена, если считать МЦК, а также открыли 11 электродепо. Всего на данный момент появилось 109 новых станций — то есть нынешний мэр развивает метро в три раза активнее, чем предыдущий.
Кроме того, в марте этого года после 10 лет строительства открылась Большая кольцевая линия — самая протяженная кольцевая линия метро в мире — 70 километров. На официальном сайте мэра ее называют «самым крупным в мире проектом в области метростроения».
Нужно ли и дальше выводить московское метро за МКАД?
Строить гаражи
Программа «Народный гараж» появилась еще при Лужкове. Бывший мэр мечтал о том, чтобы москвичи не переживали о парковочных местах во дворе и отвозили автомобили в специально для этого созданные паркинги. Однако программа встала, и ее отправили на доработку несколько лет спустя.
Лужков выступал против возобновления «Народного гаража», но проект всё равно продолжили.
В 2010 году новый глава города Собянин пообещал избавить Москву от нехватки гаражей за пять лет. Однако что-то пошло не так, и гаражи в столице, наоборот, начали сносить — это продолжается до сих пор.
Сейчас в Москве владельцам гаражей в таком случае положена компенсация: в этом году выплату подняли до 225 тысяч рублей за металлический гараж, до 450 тысяч — за кирпичный.
Правда, с этим тоже бывают проблемы: чтобы получить выплаты, нужно предоставить документы о праве собственности, однако у многих горожан его попросту нет. Вместо необходимого документа москвичи нередко хранят свидетельства о членстве в какой-либо организации — такие бумаги могут передаваться из поколения в поколение еще с советских времен. При таком раскладе компенсацию получить нельзя.
Если же говорить о лужковской программе, то при Собянине ее завершили, но «Народный гараж» оказался провалом. Уже построенные паркинги частично переоборудовали в торговые центры и склады.
Навести чистоту
Уборка улиц — еще одна визитная карточка Собянина и именно то, за что город стали называть «европейским». Курс на чистоту Москвы мэр тоже взял сразу: спустя месяц после вступления на должность Собянин распорядился очищать столичные улицы от пыли при помощи вакуумных пылесосов.
Очистительная техника в столице на сегодняшний день действительно современная. Мэр не ограничился пылесосами: над чистотой Москвы регулярно работают и поливомоечные машины, и специальная техника для очистки дорожных ограждений, и погрузчики с самосвалами.
Многие горожане до сих пор недоумевают, почему улицы моют даже в дождь. Однако на сайте мэрии это объяснили: дело в том, что в непогоду дорожное покрытие загрязняется сильнее — на дорогу стекает грязь с машин и попадает грунт с газонов. Если загрязнения не убрать сразу, при высыхании они превратятся в пыль, оттереть которую будет непросто.
Построить развязки рядом с «Москва-Сити»
Памятник лужковской эпохи — деловой центр «Москва-Сити» — Собянин невзлюбил с самого начала. Мэр даже назвал выбор его локации градостроительной ошибкой и отметил, что «Сити» серьезно осложняет трафик.
Новый глава города признал, что проект необходимо реализовать до конца, но построить рядом с ним достойную транспортную инфраструктуру. Это обещание он действительно выполнил: уже в этом году завершается строительство северного дублера Кутузовского проспекта, который проходит рядом с деловым центром.
Нравится ли вам деловой центр «Москва-Сити»?
Сохранить «лужковские» доплаты
При Лужкове разные категории москвичей получали ежемесячные надбавки к зарплате. Это касалось в том числе бюджетников: в «голодные» нулевые годы доходы столичных учителей и врачей значительно превышали зарплаты их коллег из других регионов.
Собянин, вступив в должность, пообещал сохранить и увеличить «лужковские» надбавки, но уже через год их отменили для учителей. Потом на сокращение зарплат пожаловались врачи, а впоследствии изменилась политика выплат и для пенсионеров.
Подробнее об этом мы рассказывали в тексте о социальной политике Лужкова и Собянина.
Отключать воду на меньший срок
Еще одна из первых инициатив мэра — сократить срок отключения горячей воды в квартирах москвичей. Ранее людям приходилось мыться при помощи тазиков и чайников в течение двух, а то и трех недель.
Инициатива действительно удалась: на официальном сайте мэрии указано, что воду теперь отключают не более чем на 10 дней. Ранее MSK1.RU рассказывал, почему это вообще приходится делать.
Разобраться с работой
В октябре 2010 года Собянин заявил, что рабочие места в столице нужно предоставлять в первую очередь москвичам. Мэр отметил, что рабочие места для горожан должны быть «высокотехнологичными, современными и хорошо оплачиваемыми».
Что касается оплаты, средний заработок в столице действительно вырос почти в два раза. В 2010 году он составлял около 38 тысяч рублей, в 2023-м — 71 688 рублей. Но в отношении «рабочих мест для москвичей» многие горожане всё еще недовольны: читатели MSK1.RU нередко возмущаются из-за большого количества мигрантов и беспокоятся о том, что в столице из-за этого всё сложнее найти работу.
В целом тема большого количества приезжих остается одной из самых болезненных для Москвы. Подробнее о том, как Собянин и Лужков вели миграционную политику, мы рассказывали в отдельном материале.
Победить коррупцию
Тему борьбы с коррупцией Собянин поставил в числе основных задач своего правления. Мэр отметил, что столица стала лидером российских городов по масштабам взяток.
— Мало кто верит в решение этой проблемы... Но я вам должен сказать, что другого нам просто не дано, — цитировали РИА Новости слова Собянина в октябре 2010 года.
Мы не можем оценить результаты работы мэра по данному вопросу. Случаи коррупции в Москве действительно есть, как и борьба с ними. Поэтому данный факт редакция MSK1.RU оставит под вопросом.
Устранить пробки
Москва досталась Собянину в тяжелое для автомобилистов время: город буквально задыхался в пробках. Мэр пообещал «самым серьезным образом» заняться общественным транспортом и разгрузить дороги.
Он полностью изменил курс строения дорог: Лужков делал упор на кольцевые трассы — такие как МКАД и ТТК, а Собянин взялся за магистрали. При нем построили Московский скоростной диаметр и Южную рокаду, а также обновили развязки на МКАД.
Дорожная политика Собянина иногда выглядит довольно резкой: он всеми силами стремится освободить центр. Для этого в Москве ввели платные парковки — возмущению многих горожан не было предела, но мера действительно оказалась эффективной.
Также москвичи не раз протестовали против вырубки зеленых зон и сноса детских площадок — это приходилось делать для строительства очередной эстакады. Тихие районы из-за этого становились непригодными для жизни из-за ухудшения экологии.
Конечно, ситуация с пробками в Москве улучшилась, и столица выбыла из топ-5 городов мира с самыми большими пробками. Однако эта проблема по-прежнему серьезно ухудшает жизнь горожан: каждый день в час пик людям приходится много времени стоять на дорогах.
Подробнее о транспортной политике Лужкова и Собянина вы можете почитать в отдельном материале.
Кроме того, MSK1.RU писал о том, что построили в Москве два мэра и почему из-за этого ругались люди, а также рассказывал о самых громких разрушениях в столице во времена правления Собянина и Лужкова.
Также мы рассказывали, чем отличались программы реновации Лужкова и Собянина, и публиковали обзор миграционной политики обоих мэров.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из телеграм-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».