Мэр столицы Сергей Собянин правит Москвой с осени 2010 года. Он сменил на этом на посту Юрия Лужкова, который занимал должность главы города с июня 1992-го, пока Медведев не уволил его «в связи с утратой доверия президента». В этом году Собянин снова выдвинулся на выборы, которые пройдут 10 сентября.
Мы решили разобраться, при каком мэре в столице жилось лучше. Редакция MSK1.RU регулярно рассказывает об отличиях политики Лужкова и Собянина и о том, как их правление отражалось на горожанах.
Отдельное внимание стоит уделить теме разрушений. Столица, как и любой мегаполис, очень быстро меняется, но иногда это влечет за собой неприятные последствия: город теряет свой облик, когда с его лица исчезают исторические здания.
При каждом из мэров сносили дома, которые были важными: иногда под бульдозер попадали архитектурные памятники, в других случаях — любимые горожанами заведения, в которых многие проводили свободное время. В этом материале мы продолжим рассказывать о самых серьезных архитектурных потерях Москвы.
Теплые торговые ряды
Купеческий комплекс построили в середине XIX века по проекту Александра Никитина. Здание было первым отапливаемым торговым помещением в Москве: в свое время это вызвало восторг и удивление горожан, потому что ранее лавки в Китай-городе не отапливались. Аренда там стоила гораздо дороже, чем в холодном Гостином дворе, но многие купцы готовы были платить за комфортные условия.
Архитектор Александр Никитин — один из учредителей Московского архитектурного общества. Под его руководством построили Шереметьевское подворье на Никольской улице и церковь Успенской Пресвятой Богородицы в Газетном переулке.
После революции 1917 года Торговые ряды перестали использовать по назначению. Вначале там были коммуналки, а позднее в здании разместили государственные конторы.
При Лужкове, в 1996 году, в столице провели «реконструкцию» комплекса. Она оказалась не простой, а элитной: изначально на месте Теплых торговых рядов хотели возвести элитную парковку на 700 машино-мест.
В том же году снесли Главный корпус, который выходил на Ильинку, но потом работы встали, и престижный гараж так и не появился. Остальные здания комплекса смогли простоять в центре Москвы еще 22 года, но в 2008-м снова появилась информация о готовящемся сносе.
Москвичи активно протестовали, однако власти достаточно быстро пресекли протесты: в августе 2006 года задержали группу активистов, которые устроили протестную акцию в формате экскурсии. Их обвинили в проведении несанкционированного пикета и увезли в отделение полиции, где продержали несколько часов.
Несмотря на недовольство горожан, в 2008 году ансамбль Торговых рядов снесли, и столица навсегда потеряла архитектурный памятник. Заказчиком сноса оказалась фирма «Интенко», принадлежавшая жене Лужкова Елене Батуриной.
Позднее здания Теплых торговых рядов воссоздали, но они оказались только призрачным напоминанием своего предшественника. Сейчас под комплексом находится подземный гараж «ГУМ-парковка», где на двух этажах паркуются десятки машин.
Дача Муромцева
Небольшому деревянному домику в Царицыно сильно не повезло: в разные годы здание страдало и от бомбежек, и от пожаров, но добили его именно московские власти в последние месяцы правления Лужкова.
Трехэтажное здание с башенками в шведском стиле построили в 1893 году. Здесь жил председатель первой Госдумы Сергей Муравьев, у которого нередко гостили известные деятели культуры, в том числе певец Федор Шаляпин и писатель Иван Бунин.
Во время Великой Отечественной войны постройка значительно пострадала. Ее разобрали с сохранением фундамента и построили заново, но уже в двухэтажном виде. Эти меры действительно были неизбежны: из-за бомбежки здание слишком сильно разрушилось.
Однако на культурной жизни уютного домика это не отразилось: в гостях у владельцев побывали писатель Ерофеев, художник Васильев и скульптор Клыков. Жильцы дома даже создали народный музей в память о тех, кто когда-то у них гостил.
В январе 2010 года деревянный дом пережил сильный пожар, и 7 марта его снесли по решению московских властей. Жильцы считали снос незаконным и боролись до последнего, желая восстановить здание. Лужков и его команда пропустили это мимо ушей, а уничтожение постройки официально назвали «вывозом строительного мусора» после пожара.
Когда бульдозер приехал на «казнь» домика, к его жильцам пришли строители. У них не было исполнительных листов, рядом не находились судебные приставы, а владельцам так и не показали постановление на снос. Людей без объяснений попросили выйти, а когда они отказались это делать, техника стала ломать стены, хотя семья всё еще находилась внутри.
Москвичам пришлось забраться на крышу дома, и тогда в дело вмешался ОМОН. После таких кардинальных мер несколько человек попали в больницы с ушибами, а одна жительница получила сотрясение мозга.
— Просто брали и сбрасывали со второго этажа. А потом меня хватали за руки и за ноги, били головой, просто бросили об лед. Всё болит: ноги, спина ушиблены, ходить не могу, — рассказывала журналистам жительница дома Анфиса Болдырева. Ее семья жила в нем с 1930-х годов.
Дом Мануйлова
Особняк построили в начале ХХ века по проекту архитектора Николая Жерихова. Неоклассическое здание простояло целых сто лет без потерь, его не затронула даже война.
Однако при Собянине, в 2012 году, особняк разобрали, несмотря на статус объекта культурного наследия регионального значения, который ему присвоили двадцатью годами ранее.
Всё началось с пожара: в 2012 году частично сгорел чердак. После этого собственник дома решил достроить два этажа и заодно сделать подземную парковку.
Многие активисты в городе возмутились из-за подобных планов, и Мосгорнаследие потребовало остановить работы. Против владельца здания даже возбудили дело об административном нарушении, однако к тому моменту дом был почти полностью разрушен.
После этого он начал простаивать: две зимы здание было лишено крыши, поэтому стены покрыла плесень, а оконные проемы и фундамент деформировались. Мосгорнаследие перегнуло палку с политикой невмешательства, и разрешение на противоаварийные работы не выдавали очень долго: до июля 2015 года никто не обращал внимания на постройку.
Год спустя здание пообещали восстановить с сохранением «исторических конструктивных решений», но в итоге его разобрали до фундамента и отстроили заново.
Уже после реставрации власти решили провести экспертизу. Тогда и выяснилось, что новодел даже близко не соответствует оригиналу: исчезли целые группы лепнин, а сохранившиеся элементы изуродовали наждачной бумагой.
Тогда компанию-исполнителя оштрафовали на 500 тысяч рублей, а осуществлявшую авторский надзор организацию — на 250 тысяч. Однако оригинальный особняк это уже не вернет.
Доходный дом Киргхоф
История этой постройки не такая катастрофическая, но всё равно печальная. Здание построили в 1892 году, и оно спокойно стояло более 100 лет.
В 2009 году экспертный совет Москомнаследия потребовал признать его архитектурным памятником, однако единственный статус, который ему присвоили, — ценный градоформирующий объект. Впрочем, даже эти меры не спасли доходный дом.
Окончательно свой исторический облик здание утратило позднее, уже во время правления Собянина. В декабре 2016 года его решили «реконструировать», но через несколько месяцев разобрали, после чего фасадная стена обрушилась до самого основания.
Через несколько лет дом «вырос» заново, но совсем в другом, гораздо более скромном и осовремененном виде: на крыше появилась современная стеклянная мансарда.
Ледовый дворец
Дворец спорта в Сокольниках открыли в 1956 году. Вначале это была простая хоккейная коробка, стоявшая в окружении трибун. В семидесятые арену реконструировали для проведения соревнований по волейболу, и над ней выросла крыша.
Именно это здание стало одной из арен Олимпийских игр 1980 года: под крышу арены встроили пятиэтажное здание. Там олимпийцы провели свой гандбольный турнир.
Позднее на территории дворца появились различные секции: там была и тренировочная хоккейная площадка, и теннисные корты, и тренажерные и хореографические залы. Под крышей здания готовили будущих хоккеистов и фигуристов.
Однако в 2021 году в Ледовом дворце начали очередную «реконструкцию», которую он не пережил. Здание снесли, а на его месте возвели новую стеклянную коробку с кафе и магазинами внутри. Реконструкцию закончили в июле 2023 года, о чем нынешний глава города воодушевленно сообщил в своем телеграм-канале.
— Теперь это новое спортивное сооружение площадью больше 18,5 тыс. кв. м, отвечающее всем современным требованиям, — заявил Собянин. Мэр подчеркнул, что во дворце есть не только спортзал и раздевалки, но и спа-центр с купелью.
И Лужков, и Собянин занимались не только разрушениями: MSK1.RU подробно рассказывал, что построили в Москве два мэра. Правда, результаты их трудов не всегда позитивно воспринимались горожанами: многие москвичи выступали против строительства некоторых зданий.
Также мы писали о том, чем отличаются программы реновации Лужкова и Собянина: бывший мэр тоже занимался заменой жилищного фонда в Москве, но это происходило совсем иначе.
Что еще почитать:
строили дороги и метро, убивали троллейбусы и злили горожан. Как Лужков и Собянин меняли московский транспорт;
от ярости до принятия. Как Лужков и Собянин боролись с мигрантами в Москве;
что стало с «лужковскими» надбавками? Как отличалась социальная политика двух мэров Москвы;
строить гаражи, бороться с пробками и развивать метро. Что обещал москвичам Собянин, когда стал мэром;
реновация лесов. Три истории уничтожения главных зеленых зон Москвы;
Лужкову нельзя, а Собянину можно? Что происходит на Лосином острове, где вырубают деревья ради строительства ЖК;
разрушили «Москву», уничтожили «Россию». Что снесли в столице России Лужков и Собянин: часть 1;
от усадьбы и фабрики до последнего деревенского домика. Что снесли в Москве Лужков и Собянин. Часть 2.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».