Сергей Собянин стал мэром Москвы в 2010 году. Он сменил на этом посту Юрия Лужкова, которого отстранил от должности «в связи с утратой доверия президента» находившийся тогда во главе страны Дмитрий Медведев. Мы решили разобраться, при каком мэре в столице жилось лучше. Редакция MSK1.RU регулярно рассказывает об отличиях политики Лужкова и Собянина и о том, как их правление отражалось на горожанах.
В этом материале мы продолжим речь об архитектурных утратах Москвы. Мы уже писали, что снесли в столице Лужков и Собянин. При каждом из мэров город так или иначе терял свой облик: в частности, в центре столицы снесли усадьбу композитора Римского-Корсакова, купеческий ансамбль Теплые торговые ряды и даже представляющие историческую ценность фабрики. Рассказываем, каких еще зданий лишился город за время правления Лужкова и Собянина.
Старинный дом на Суворовской улице
Горожане далеко не всегда узнают об утрате подобных зданий. Если разрушение крупной архитектурной доминанты — такой, как уничтоженные гостиницы «Москва» и «Россия», — не может пройти незамеченным, то небольшие, ничем не примечательные домики сносят максимально тихо. Впрочем, важно понимать, что именно такие уютные здания и образуют архитектурное «лицо» столицы.
Одним из них был двухэтажный домик на востоке Москвы. Его построили в середине XIX века, а в наши дни он затерялся среди многоэтажек до 2009 года, когда его наконец заметило лужковское правительство.
Сначала дом отгородили высоким забором, начали понемногу снимать крышу. Незадолго до «гибели» здания его пытались признать памятником архитектуры и подали соответствующую заявку, но снести его успели раньше, чем документ рассмотрели.
В XIX веке здесь размещалась контора фабрики купца Тихомирова, а после революции до 1990-х в нем находился детский сад. Историческому зданию не повезло граничить с жилым комплексом. Со временем места для человейников стало не хватать, и от тихого соседа пришлось избавиться.
Самый старый деревянный дом
Дом Всеволожских был уникальным памятником деревянной архитектуры Москвы: его построили до 1737 года — здание застало даже Наполеона и пережило городской пожар. Дом находился в Хамовниках и был одним из старейших деревянных жилых домов в России.
В 2008 году московские власти приняли решение «отреставрировать» дом, но фактически его полностью разобрали, а бревна утилизировали. Здание, как это и происходило при Лужкове не раз, попытались отстроить заново — но эксперты неоднократно подчеркивали, что материалы использовались совсем не те, что были изначально, и «новодел» легко было заметить невооруженным глазом. Как сообщало движение «Архнадзор», после окончания реставрации в 2012 году в здании не осталось ни единого подлинного элемента.
— Оставшиеся после «выбраковки» фрагменты, которые заказчик обещал использовать в верхней части сруба, отправились на свалку. Несколько бревен и оконных коробок спасены краеведом Карелиным и временно хранятся на территории Кадашевской слободы, — говорилось в сообщении.
Московская Соборная мечеть
Главная мечеть столицы — та самая, что находится возле станции «Проспект Мира», — далеко не всегда была такой, какой мы видим ее сейчас. Первое здание религиозного сооружения построили в 1904 году, но снесли его в 2011 году, при Собянине, и возвели новую мечеть на том же месте.
В начале ХХ века молельный дом построили по проекту архитектора Николая Жукова. Финансовую помощь тогда оказал известный татарский купец Салих Ерзин — в память о нем на фасаде оригинальной мечети была установлена мемориальная доска.
В 1913 году, после революции, это здание устояло и даже стало единственной открытой мечетью во всей Центральной России. Впервые угроза сноса возникла над ним перед летней Олимпиадой 1980 года, но за молельный дом вступилось немало религиозных деятелей и послы арабских стран.
В 2008 году в Москомнаследии планировали внести мечеть в список архитектурного наследия, но год спустя власти внезапно передумали и решили и вовсе разобрать здание — в качестве причины они назвали не совсем корректную ориентацию молельного дома на Мекку. При этом основные исламские организации страны протестовали против такого решения, однако ни выступления, ни сбор подписей не дали результатов. 11 сентября 2011 года здание снесли.
Вскоре после этого стало известно, что историческую постройку уничтожили из-за разрушения одной из стен — тогда об этом писал «КоммерсантЪ».
— В ночь на 10 сентября во время ливня обрушилась западная стена старого здания, часть стены обрушилась внутрь зала, часть — на прилегающую территорию,— цитировало издание пресс-службу Совета муфтиев России. — Утром в субботу было принято решение о срочном упреждающем разборе оставшихся стен, поскольку существовала опасность их дальнейшего разрушения.
Затем здание (снесенное) стали «реставрировать» — строить заново. И в 2015 году новый молельный дом распахнул свои двери для мусульман столицы. Открытие было грандиозным: на него приехали и Владимир Путин, и Рамзан Кадыров, и президент Турции Реджеп Эрдоган, а также делегации из многих мусульманских стран.
Больница 34
Памятник конструктивизма построили в 1930 году на Игральной улице. Долгие годы в здании находился психоневрологический диспансер, но в марте 2016 года на этом месте решили возвести новую поликлинику, и архитектурный памятник снесли. От прежнего здания осталась только небольшая часть ограды.
Так выглядит новое здание медучреждения сейчас. Там открыли Консультативно-диагностический центр № 2.
И Лужков, и Собянин занимались не только разрушениями: MSK1.RU подробно рассказывал, что построили в Москве два мэра. Правда, результаты их трудов не всегда позитивно воспринимались горожанами: многие москвичи выступали против строительства некоторых зданий.
Также мы писали о том, чем отличаются программы реновации Лужкова и Собянина: бывший мэр тоже занимался заменой жилищного фонда в Москве, но это происходило совсем иначе.
Что еще почитать
Строили дороги и метро, убивали троллейбусы и злили горожан. Как Лужков и Собянин меняли московский транспорт;
от ярости до принятия. Как Лужков и Собянин боролись с мигрантами в Москве;
что стало с «лужковскими» надбавками? Как отличалась социальная политика двух мэров Москвы;
строить гаражи, бороться с пробками и развивать метро. Что обещал москвичам Собянин, когда стал мэром;
реновация лесов. Три истории уничтожения главных зеленых зон Москвы;
Лужкову нельзя, а Собянину можно? Что происходит на Лосином острове, где вырубают деревья ради строительства ЖК.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».