С декабря 2023 года на МЦД ввели штраф для разблокировки проездной карты в размере 198 рублей. Как объяснил главный перевозчик — Центральная пассажирская пригородная компания (ЦППК), эта сумма сформирована из расчета шести железнодорожных зон.
Спустя несколько месяцев эта система вызывает большие вопросы у пассажиров МЦД. На каждой линии периодически случаются сбои, из-за которых людям блокируют карты. Но технические неполадки — не единственная проблема. MSK1.RU поговорил с людьми и узнал, какие подводные камни кроются в работе валидаторов и терминалов на станциях МЦД.
Неприятная случайность
В первые дни после ввода системы оплаты за разблокировку карты было много возмущений. Но большинство людей восприняли изменения спокойно: посчитали, что это коснется только зайцев.
— На мой взгляд, сам ввод системы платы за разблокировку карт — правильный шаг, — рассказала пассажирка на станции «Курская» Светлана. — Я думаю, что благодаря этой системе зайцев станет меньше. Неприятно, когда нужно отдать 200 рублей за то, что решил где-то схитрить.
Но прошла пара месяцев, и страдать от «блокировок» стали люди, которые просто часто пользуются МЦД.
— У меня карту заблокировало просто по глупости, — рассказал пассажир Никита. — Шел я по «Курской» с МЦД-2 в сторону метро, мне нужно было приложить карту к валидатору. Утром много людей идет, ну я подхожу к валидатору после мужчины и прикладываю карту. Там написано, что списана сумма и остаток, которого быть не может у меня. Я понял, что это его карта прогрузилась. Такое бывает, подумал я, иногда они тормозят. Подошел к другому, там приложил и пошел. А вечером оказалось, что карта заблокирована. Якобы я начал поездку на «Курской» утром и нигде ее не завершил.
Бывают и ситуации, когда люди просто не замечают валидаторы из-за их неудобного расположения, в итоге просто забывают приложить карту.
— Ехала на МЦД-4 на Киевский вокзал из Лесного городка, с пересадкой на Аминьевской, там села на аэроэкспресс, вышла на Киевском вокзале на 7-й путь, — начала рассказ Наталья. — Так как валидаторы на глаза не попались, вышла спокойно, не отметившись, с вокзала. Вечером «Тройка» уже была заблокирована. Писала в ЦППК с просьбой перенести хоть один валидатор с середины платформы между 8–7-м и 6–5-м путями в начало платформы, но мне отказали.
В таких случаях перевозчик может ответить: «Сами виноваты, нужно быть внимательнее». Но карту могут заблокировать и из-за технической ошибки.
— Моей маме заблокировали из-за неисправности турникета, — сказала Анна. — Она выходила на «Долгопрудной», там турникеты, и выйти без отметки невозможно. Как он ее выпустил, а билет не считал, вообще непонятно.
И это не единичный случай. В такой же ситуации оказался и корреспондент MSK1.RU.
— Я на личном опыте убедился, что карты блокируются не всегда закономерно, — поделился он. — Зашел на «Курской», ехал по МЦД-4 в сторону Ольгино вечером в районе половины двенадцатого ночи. Вышел на Ольгино уже после полуночи, приложил карту, прошел. На следующее утро карта оказалась «заблокирована». Объяснений не было, якобы после «Курской» не прикладывал. Но на Ольгино турникеты, там невозможно пройти и не заметить валидатор или приложить дважды.
Что говорят кассиры
Первыми принимают удар от разгневанных пассажиров кассиры. Разблокировать карту можно только у них, с помощью терминала самому это сделать нельзя. Корреспондент MSK1.RU узнал у кассиров, как часто они сталкиваются с возмущениями из-за блокировки карт.
— Какой-то очевидной регулярности нет, — поделилась кассирша. — Бывают дни, когда много, прям до десяти человек, бывает, когда один-два за смену. Обычно это люди, которые пропустили валидаторы по какой-то причине.
Но если причины у всех индивидуальны, то вопрос о том, как избежать блокировки, волнует каждого.
— Конечно, люди возмущаются, — рассказала другая кассирша. — Мы говорим, что все вопросы нужно писать в поддержку на сайте. Мы тут решить ничего не можем, только разблокировать карту за плату и сказать, где был последний проход.
Четкого алгоритма, как избежать штрафа в 198 рублей, нет. Кассиршам ничего не докажешь, если дописаться до компании ЦППК, то решений по возвращению средств также нет.
— Ты в любом случае им платишь, — сказала Наталья. — Неважно, прав ты или нет. Жалобы ничем не помогают, хоть кассиршам говори, хоть им доказывай, что турникет был сломан. Деньги никто не вернет.
На сайте ЦППК указано, что если карта оказалась заблокирована, то можно обратиться в любую кассу МЦД и там можно будет ее разблокировать. Также указано, что если «не было технической возможности», то об этом необходимо сообщить кассиру. А также указать станцию, дату и время окончания пути. В кассах советуют решать проблему через сайт ЦППК. Кто и как будет проверять информацию пассажира о неработающем турникете, на сайте не сообщается.
Редакция MSK1.RU направила запрос в ЦППК, чтобы выяснить, как люди могут вернуть 198 рублей в случае, если карта была заблокирована из-за нерабочего турникета.
Ранее мы писали, когда запустят «Иволги 4.0» на МЦД-4. Также мы рассказывали, с какими проблемами сталкиваются пассажиры МЦД-1.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».