В уже прошлом году в Москве запустили два участка Троицкой линии метро, открыли станцию МЦД и Сокольнической линии, а также несколько путепроводов. Кроме этого, в Подмосковье запустили движение по нескольким дорожным объектам.
MSK1.RU вспоминает главные изменения транспортной системы столицы в 2024 году.
Новая конечная Сокольнической линии
5 сентября в Новой Москве открыли станцию Потапово. Так у Сокольнической линии появилась новая конечная. Потапово — следующая станция за Новомосковской (бывшей Коммунаркой, которая именно в 2024 году получила такое название).
Потапово построили на дороге Солнцево — Бутово — Варшавское шоссе. Это первая из наземных станций, которую сделали отапливаемой.
После открытия станции в Коммунарке перекроили маршруты автобусов. MSK1.RU рассказывал, как открыли Потапово и что после этого изменилось.
Первый участок Троицкой линии метро
7 сентября, в День города, в Москве открыли первый участок Троицкой линии метро. В него вошли четыре станции: «Новаторская» (пересадка на БКЛ), «Университет дружбы народов», «Генерала Тюленева» и «Тютчевская».
Линия получила изумрудный (темно-зеленый) цвет и номер 16. Путь от «Новаторской» до «Тютчевской» занимает около 8 минут.
Станция «Университет дружбы народов» находится рядом с РУДН, под улицей Академика Опарина. У нее один выход, который приводит на пересечение с Миклухо-Маклая.
«Генерала Тюленева» располагается на пересечении одноименной улицы с улицей Теплый Стан. У нее есть только два выхода, находящиеся рядом друг с другом.
Станция «Тютчевская» располагается прямо возле МКАДа, на 42-м километре. Рядом — поселок Мосрентген.
Также до конца года ожидалось открытие важных переходов с БКЛ на радиальные линии: это «Электрозаводская», «Авиамоторная», «Текстильщики», северный вестибюль «Каширской», вестибюль в «Печатниках» и другие объекты на линиях метро.
Троицкая линия пришла в Коммунарку
28 декабря, прямо перед Новым годом, открыли второй участок Троицкой линии метро. В него вошли станции «Корниловская», «Коммунарка» и «Новомосковская». Все они расположились за станцией «Тютчевская». Так изумрудную линию провели еще дальше за МКАД, и она пришла в Коммунарку.
«Корниловская» расположена возле торгового комплекса «Фуд Сити», на пересечении Калужского шоссе и улицы Адмирала Корнилова. Раньше ее хотели назвать «Мамыри» по названию одноименной деревни неподалеку.
У «Коммунарки» два выхода: один — к жилым домам на улице Сосенский Стан. Второй — к огромному зданию, в котором располагаются префектура ТиНАО, МФЦ и межрайонная налоговая. Недалеко от станции находится многопрофильный медицинский клинический центр. Именно в больнице в Коммунарке лечились тысячи москвичей во время пандемии коронавируса.
«Новомосковская» (проектное название — «Коммунарка») еще несколько лет будет южной конечной изумрудной ветки, прежде чем она дойдет до Троицка. Здесь появилась пересадка на Сокольническую линию.
Пересадка между Троицкой и Сокольнической линиями торцевая: она находится в конце зала и с той, и с другой стороны. Теперь путь от «Новомосковской» до «Новаторской» и БКЛ занимает около 20 минут.
Долгожданные переходы на БКЛ
30 декабря открыли подземные переходы между двумя станциями БКЛ и радиальными линиями. Почти 5 лет были вынуждены делать пересадку на одноименную станцию Калининской (желтой) линии через улицу.
Станцию «Авиамоторная» БКЛ открыли в марте 2020-го, и до запуска всей Большой кольцевой она временно была в составе Некрасовской линии.
На стене верхнего эскалаторного зала на пересадочном узле установили историческое панно «Икар». Кроме этого, у «Авиамоторной» открыли еще один вестибюль с выходами номер 11, 12 и 13.
С «Электрозаводской» ситуация была похожей. Станцию БКЛ открыли 31 декабря 2020-го. Почти четыре года пересадка на одноименную станцию Арбатско-Покровской линии была наземной, но переход всё же открыли.
На стены коридора «Электрозаводской» синей ветки установили горельефы «Путейцы» и «Работницы Электрозавода». Они были демонтированы еще в середине ХХ века и считались утраченными.
Новая станция МЦД-3
2 августа на МЦД-3 (Ленинградско-Казанское направление электричек) открыли станцию «Митьково». Она располагается между «Останкино» и «Электрозаводской» и имеет пересадку на Сокольническую линию метро (станции БКЛ и красной ветки «Сокольники» — в 600 метрах от наземного перехода).
Трамвайная линия на улице Сергия Радонежского
23 сентября запустили трамвайное движение по улице Сергия Радонежского в Таганском районе Москвы. Теперь по ней курсирует маршрут № 2 из центра в Перово (Курский вокзал — 3-я Владимирская улица).
Эта линия имеет длинную историю. Она существовала с середины 1870-х годов, но ее демонтировали в 1980-х. Теперь шоссе Энтузиастов и центр Москвы вновь связывают трамваи: их маршруты с вводом линии изменили.
Новые причалы для речных маршрутов
3 сентября в Москве открыли несколько новых причалов для речного электротранспорта. На первом регулярном маршруте («Киевский» — «Парк „Фили“») это остановка «Краснопресненский парк». Она расположена на Краснопресненской набережной, возле ЖК «Кэпитал Тауэрс» комплекса «Москва-Сити».
На втором маршруте («ЗИЛ» — «Печатники») открылись причалы «Нагатинский», «Затон Новинки» и «Коломенская набережная».
Кроме этого, первый регулярный маршрут («Киевский» — «Парк „Фили“») сократили с 1 декабря. Из-за капитального ремонта Филевской набережной от «Киевского» можно добраться только до причала «Сердце столицы». Реконструкция продолжится до 30 апреля 2025 года, и уже с 1 мая москвичам обещают полный маршрут.
Путепроводы и участок МСД в Москве
2 декабря мэр Москвы Сергей Собянин запустил движение по путепроводу, соединяющему улицу 800-летия Москвы с Инженерной улицей. Он проходит возле станции МЦД-1 Бескудниково. Строительство эстакады проходило для местных жителей болезненно: MSK1.RU писал о том, что там происходило.
6 сентября мэр открыл соединение Алтуфьевского и Дмитровского шоссе от улицы Хачатуряна до Дубнинской улицы. Оно также проходит через пути первого «диаметра».
5 сентября запустили движение на связке между МСД (от МКАД) и Симферопольским шоссе. Его длина составила 4,4 километра. Для его возведения построили тоннель под МКАД и мост через реку Битцу.
А 9 августа запустили участок трассы Солнцево — Бутово — Варшавское шоссе от метро «Новомосковская» до улицы Эдварда Грига, где позднее и открыли станцию метро «Потапово».
Мытищинская хорда и другие дороги в Подмосковье
В Подмосковье в 2024 году запустили несколько магистралей и районных трасс. Среди них — Мытищинская хорда (трасса Виноградово — Болтино — Тарасово), которая связала Ярославское шоссе с Дмитровским, Пироговским, Осташковским и Афанасовским.
Эту платную трассу протяженностью 16,1 километра власти называют северным дублером МКАД, соединяющим Долгопрудный с Мытищами и Королёвым.
16 октября открыли обход поселков Октябрьский и Островцы (городской округ Люберцы) на федеральной трассе М-5 «Урал».
Из других важных объектов — обход деревни Малые Вяземы на ЦКАД. Это платный участок длиной около 4 километров. На нем построили три путепровода: над железной дорогой, через Можайское шоссе и Ямскую улицу. Также построили тоннель длиной 158 метров и мост через реку Большую Вяземку.
Читайте подробнее о том, как в Москве открывали станцию Потапово. А тут мы рассказали о первом участке Троицкой линии метро. MSK1.RU показывал, как выглядит станция Митьково на МЦД-3.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU. Сейчас там проходит розыгрыш iPhone 16, «Яндекс Станции» и подарочных сертификатов среди подписчиков.