НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН, РАСПРОСТРАНЕН И (ИЛИ) НАПРАВЛЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД ПОМОЩИ ОСУЖДЕННЫМ И ИХ СЕМЬЯМ ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД ПОМОЩИ ОСУЖДЕННЫМ И ИХ СЕМЬЯМ.
Специальная военная операция на Украине идет больше девяти месяцев. А примерно с лета 2022 года сотрудники частной военной компании начали посещать режимные объекты, предлагая заключенным пройти службу в рядах ЧВК «Вагнер». Конечно, не просто так, а за свободу и деньги.
5 января Евгений Пригожин заявил, что помилована первая группа заключенных, которые участвовали в СВО. По данным РИА Новости, речь идет о двух десятках человек.
По сообщениям родственников, которые на протяжении нескольких месяцев просят редакцию помочь в поисках близких среди бойцов ЧВК, многие отбывали наказание за грабеж, убийство, распространение наркотиков и незаконный сбыт оружия.
Вместе с юристом и правозащитником мы решили разобраться в законности действия Евгения Пригожина, ведь, согласно Конституции России, помиловать может только президент.
Помилование — это акт милосердия, применяемый только в отношении лиц, осужденных за преступления любой степени тяжести.
Простые бумажки
Ранее мы рассказывали о том, как заключенные попадают в ЧВК, сколько денег они получают и есть ли шанс выжить — в большом разборе. Вместе с координатором благотворительного фонда помощи осужденным и их семьям «Русь Сидящая»* выяснили, возможно ли помилование за участие в СВО тех, кто совсем недавно отбывал наказание.
— Помилование, которое обещает ЧВК, может объявить только президент страны. Это тоже очень сложный процесс. Сначала идут местные обращения, потом это отправляется в комитет по помилованию — долгая бюрократическая волокита, которая не происходит за одну минуту. Последний раз помиловали троих человек в 2019 году. Никак по-другому это происходить не может, — объяснила координатор.
Всего в России с 1992 по 2021 год было помиловано около 59 тысяч осужденных.
В фонде помощи осужденным рассказали, каким образом происходит вручение «помиловки» — так называют документ об освобождении заключенные.
— Смотрим ролик Пригожина, где он выдает безногим и безруким бумажки. Двум из четверых на нем он говорит: «Вот вам указ о помиловании, а вот вам указ об освобождении». Зэки в один голос сказали, что это не «помиловка», как они ее называют, а простые справки об освобождении, — добавила координатор.
«Никто из нас за всё время существования ЧВК не видел ни одной бумаги, даже контракта»
Выпустили по неписаным законам
Получается, что за участие в спецоперации могут простить и преступление? В этом вопросе мы разбирались вместе с юристом Юлией Федотовой.
— Действия Пригожина незаконны. Выйти из колонии можно несколькими путями. Во-первых, через суд. Там УДО (условно-досрочное освобождение. — Прим. ред.), либо через замену неотбытой части более мягким видом наказания. Во-вторых, амнистия. Она объявляется Госдумой по определенным категориям преступлений. Например, воров могли освободить к 9 Мая или к круглой цифре празднования победы. В-третьих, помилование. Оно осуществляется только президентом в отношении конкретного лица. Четвертое и самое логичное — истечение срока наказания, — объяснила юрист.
Как говорит Юлия, Пригожин не имеет никакого отношения к помилованию. Более того, она не понимает, почему заключенные ведутся на его предложения, ведь уголовный кодекс многие из них знают лучше, чем некоторые правозащитники.
— Как происходит процесс помилования?
— Осужденный пишет ходатайство на имя президента. Администрация ИК собирает пакет документов (характеристики, приговор и прочее). Затем передает в территориальный орган уголовно-исполнительной системы. Тот — в комиссию субъекта РФ по помилованию. Комиссия готовит заключение и передает губернатору. Губернатор отдает президенту. Только он может подписать и никто иной, — рассказала Юлия Федотова.
Этапирование по плану
Нашим коллегам из 59.RU увольняющийся начальник ФСИН рассказал, куда отправляют заключенных из колоний. По его словам, осужденных не этапируют за пределы России.
— Давайте так, могу сказать одно: мы не этапируем осужденных за пределы Российской Федерации. Все этапы, которые проходят, они плановые, — рассказал Юрий Лымарь, экс-начальник ГУФСИН по Пермскому краю.
ЧВК «Вагнер» продолжает посещать колонии и предлагать осужденным пройти службу у них. В связи с этим в редакцию MSK1.RU ежедневно поступают звонки и сообщения от родственников, которые отчаянно пытаются найти своих близких среди бойцов частной военной компании. Например, мы рассказывали о семейном конфликте, который возник между любимыми людьми погибшего солдата.
Кроме того, корреспондент MSK1.RU откровенно поделилась тем, с какими последствиями приходится сталкиваться из-за постоянных звонков и запросов в ЧВК. А еще узнали, сколько стоит свобода, которую обещает Евгений Пригожин осужденным (суммы впечатляют). Кроме этого, отец простого рабочего с завода отчаянно пытается узнать хоть что-то о своем младшем сыне — прочтите эту трогательную историю.
* Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям (признан в РФ иностранным агентом).