На прошлой неделе об окончательном уходе из московского театра «Ленком имени Марка Захарова» объявил актер Дмитрий Певцов. Народный артист России и депутат Госдумы уточнил, что в фойе театра сняли его портрет. Он попрощался с коллективом и поблагодарил всех, кто его поддерживает. В театре актер прослужил 33 года.
— Наконец после почти двухмесячной неизвестности наступила ясность: государственное бюджетное учреждение культуры «Московский театр Ленком Марка Захарова» в моих услугах более не нуждается, — написал артист в своем Telegram-канале.
Представители «Ленкома» ответили, что висевший в фойе портрет Певцова был ошибкой, которую теперь исправили. В официальном комментарии также говорилось, что актер неоднократно делал негативные замечания в адрес театра. 20 января стало известно, что Певцова уже сняли и с гастролей.
15 января ведущая актриса «Ленкома» Александра Захарова рассказала MSK1.RU, что ее тоже могут убрать из труппы. Об этом артистке сообщили в дирекции культурного учреждения. Захарова прослужила в театре, названном именем легендарного режиссера и ее отца, 42 года.
Незадолго до ситуации с Певцовым и Захаровой из театра ушли режиссер Алексей Франдетти, актриса Людмила Поргина и Мария Миронова. Рассказываем, что изменилось в «Ленкоме» и почему он теряет кадры.
«Давайте подружимся снова»
Заслуженная артистка России и действующая актриса «Ленкома» Любовь Матюшина подтвердила, что после смерти бессменного художественного руководителя и главного режиссера театра Марка Захарова в культурном учреждении не обошлось без трансформаций.
— Ну как это нет изменений, когда ушел [из жизни] главный руководитель? Если бы был Марк Анатольевич, всё бы каким-то образом нивелировалось, ничего бы подобного не случилось. А если нет головы, то что теперь делать? Теперь у нас руководство другое, поэтому, конечно, что-то изменилось, — сказала MSK1.RU Любовь Матюшина.
Актриса посетовала, что подробности конфликта между руководством и бывшими артистами «выплескиваются за пределы театра». Она подчеркнула, что всё происходящее — это вопрос личных взаимоотношений.
— Единственное, что я могу сказать — разбираться в этом надо на уровне тет-а-тет. Там произошли нестыковки личного характера, и Певцов об этом сам как-то сказал. Поэтому разбираться люди должны между собой, а не высказываться в общественном пространстве. Никто туда не имеет права влезать. Надо просто прийти друг к другу и сказать: «Давайте подружимся снова», — считает актриса.
Она добавила, что ситуация с дочерью режиссера Марка Захарова тоже носит личный характер.
— Ну не знаю, может быть, даже Александре Марковне стоит первой прийти, а не в суды подавать. Ну чего судиться всё время? — сказала MSK1.RU Любовь Матюшина, вспомнив об исках Захаровой. Тогда дочь легендарного режиссера обвинила «Ленком» в незаконном использовании спектаклей ее отца и пыталась получить авторские права на его постановки.
«Это просто рабство, крепостное право»
В июне 2024 года «Ленком» покинул Алексей Франдетти, который два года занимал должность главного режиссера театра. Он завершил трудовой договор до окончания срока. По словам актрисы Людмилы Поргиной, директор культурного учреждения Марк Варшавер специально сделал так, чтобы Франдетти ушел.
— Это просто рабство, крепостное право. Ни шагу в сторону, только как он хочет. Я думаю, что Варшавер специально как-то подстроил так, что довел его до истощения, и тот ушел, — объяснила вдова Николая Караченцова в интервью изданию Teleprogramma.pro.
Сама актриса покинула театр в 2023 году. Она прослужила там больше 40 лет. Однако, по ее мнению, уровень постановок в «Ленкоме» уже не тот, что был при Марке Захарове. Заслуженная артистка заявила, что новый директор за год в различных спектаклях сделал 62 замены. Вместо тех, кого ранее утвердил Марк Захаров, новый руководитель назначил других актеров.
— Меня довел и затравил директор театра Марк Варшавер, поставив меня — актрису высшей категории — в массовку. Он унижал меня такими смехотворными ролями и зарплатой в 50 тысяч рублей. Я написала заявление по собственному желанию, никто меня удерживать не стал, — рассказала «Комсомольской правде» Людмила Поргина.
Актриса возмутилась решением Варшавера сдать малую сцену под фитнес и назвала это «проституцией». По ее мнению, так из театра уходит всё искусство.
— Зато Марк Варшавер получает деньги. Малую сцену сдал под фитнес. Идешь выпить кофе перед спектаклем, а там стоят в трусах и в майках спортсмены. Представьте себе МХАТ имени Чехова, и там на малой сцене бассейн. Это проституция, иначе не назовешь. Вам нужны деньги? Хорошо, берите деньги, но тогда искусство уходит из театра, — негодовала Поргина.
В ответ на обвинения Марк Варшавер раскрыл доходы актрисы, рассказав о размере ее зарплаты, пенсии и имуществе.
— У нее зарплата в театре около 50 тысяч. Такая же пенсия с учетом доплаты за звание заслуженной артистки. Уже получается 100 тысяч. Это прилично, — заявил директор театра. — Плюс два дома в Болгарии, где она любит отдыхать. Постоянно берет больничный, уже 142 дня находится на больничном листе, и улетает на море, хотя театр ей продолжает платить зарплату. Согласитесь, очень удобно отдыхать за счет государства.
«Ничего страшного не происходит»
В отличие от своих коллег народный артист России Сергей Степанченко, который работает в «Ленкоме» уже 40 лет, не видит ничего страшного в том, что театр меняется.
— Конечно, мне немного жаль тех времен, когда главным режиссером театра был Марк Захаров, но жизнь продолжается, — считает Степанченко. — Поверьте, ничего страшного с театром не происходит, мы продолжаем трудиться. Есть директор театра — Марк Борисович Варшавер. Он живет театром и очень деликатно осуществляет репертуарную политику, советуется с худсоветом.
Такое коллегиальное управление театром на данном историческом отрезке — самое безопасное. Так что беды в театре нет.
Устраивало всё и Марию Миронову, которая покинула «Ленком» два года назад. Тогда актер Станислав Садальский заявил, что актрису вынудили уйти из театра. Однако вопреки сказанному, Миронова заверила, что никакого конфликта с руководством у нее не было. По ее словам, театр она покинула из-за большой занятости и маленького ребенка.
— Марк Борисович Варшавер не только не «вынуждал уволиться», а предлагал большое количество ролей на протяжении нескольких лет. За что я ему очень была и буду благодарна. Никакого конфликта с родным театром у меня нет, — написала Мария Миронова.
Ранее мы рассказывали об артисте Большого театра, который стал звездой соцсетей благодаря игре на бубне. Корреспондент MSK1.RU поговорил с Иваном Кокориным о том, как ему удалось завоевать народную любовь.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».