
Для стиля модерн очень важно вдохновение природными образами и формами
На Малой Никитской улице в Москве стоит дом, который сложно пройти мимо, не разглядывая причудливый фасад. Он будто живой — с волнистыми линиями, растительными узорами, мозаичными ирисами, которые не вянут даже зимой. Это — особняк Рябушинского, построенный в 1902 году по проекту архитектора Федора Шехтеля. Расскажем сегодня о том, как он был построен, и как выглядит сейчас.
Необычной архитектуре Москвы мы решили посвятить серию публикаций на MSK1.RU. В предыдущих выпусках читайте о доме «Парус», гостинице «Метрополь», доме «Патриарх», «ажурном» доме, круглых девятиэтажках, «плоском» доме на Таганке и домах-книжках на Новом Арбате.
Строительство особняка
Начало XX века было временем новых идей — в искусстве, технологиях, в архитектуре. Именно тогда 26-летний промышленник и коллекционер Степан Рябушинский решился на смелый проект: дом, не похожий ни на один другой в Москве. Он дал архитектору Федору Шехтелю полную творческую свободу — и тот ею воспользовался.

Шехтель подошел к задаче как к созданию произведения искусства. Практически сразу после завершения строительства особняк стал городской достопримечательностью: его включали в путеводители, печатали на открытках, люди специально приходили посмотреть на него. И, конечно, спорили. Корней Чуковский, например, называл здание «самым гадким образцом декадентского стиля», обвиняя его в отсутствии «честных линий» и декоре «похабными загогулинами». Но именно в этом и был замысел: модерн отвергал симметрию и прямоту в пользу асимметрии, растительных мотивов и плавного, органичного ритма.

Архитектурные особенности
Вдохновением для особняка стала природа. В интерьерах — волнообразный паркет, люстры, похожие на медуз, балясины в виде улиток, растительные завитки, стеклянные вставки, напоминающие водоросли. Потолки отливают ряской, а на фасаде цветут огромные мозаичные ирисы, выполненные мастерской Фролова в Петербурге. Эти фризы действительно мерцают в лучах света — благодаря золотистой смальте.
Дом построен по всем канонам модерна: его форма живая, текучая — он как бы врастает в землю. Это было ответом на индустриализацию, на шум и дым больших городов. Дом должен был стать убежищем, островком природы посреди меняющегося мира. Не удивительно, что от глаз прохожих его и сейчас скрывает густой сад.
В техническом смысле здание опережало свое время. В нем, например, был установлен первый в Москве аналог кондиционера: воздух циркулировал по системе воздуховодов, проходя через камин, а выходил через решетку у лестницы. Кухня находилась в подвале и соединялась со столовой лифтом, что позволяло подавать блюда без задержек.
Были у особняка и свои тайны: с улицы он казался двухэтажным, но со стороны двора можно было увидеть третий этаж, где располагалась старообрядческая молельня. Вера старообрядцев, к которым принадлежали Рябушинские, долгое время была вне закона. Кстати, сам Степан Рябушинский был не только банкиром, но и археологом, коллекционером икон, писал статьи и мечтал открыть музей прямо в доме. Значительная часть иконописного собрания Третьяковской галереи — экспонаты из коллекции Рябушинского.

Гостиная с камином, начало 1900-х
После революции
После 1917 года здание национализировали. В особняке открыли детский сад нового типа, он назывался «Детский дом-лаборатория „Международная солидарность“». Его курировали Надежда Аллилуева, Сабина Шпильрейн и сам Троцкий. Детей воспитывали по принципам психоанализа, стараясь раскрепостить. Но эксперимент просуществовал недолго — Владимир Ленин методику не одобрил.
Затем в особняк переехал Максим Горький. По одной из версий, он сам бы не выбрал такой дом, Горькому были не но вкусу буржуазные интерьеры, но власти настояли — так за писателем было проще наблюдать. В 1970-е в доме нашли скрытую прослушку, а в прихожей сидел комендант, фиксировавший, кто входит и выходит.

Иосиф Сталин и Максим Горький
В доме начали проходить собрания писателей. Именно тогда исчез один из самых знаковых элементов интерьера — мраморный камин с фигурой полуобнаженной женщины-бабочки. По легенде, Горький, заметив, что молодые литераторы засматриваются на камин, забывая о целях встречи, распорядился его демонтировать.
Музей Максима Горького
Во время Великой Отечественной войны хозяйственные постройки усадьбы использовались как жилье, а в одном из флигелей жил писатель Алексей Толстой. После смерти Горького в доме осталась вдова его сына — Надежда Пешкова, которая сыграла ключевую роль в создании музея.
Музей Горького официально открылся 28 мая 1965 года. Экспозиция расположилась в пяти мемориальных комнатах: библиотеке, кабинете, спальне, столовой и секретарской. Здесь сохранена подлинная обстановка, а в библиотеке хранятся 12 тысяч книг, включая редкие издания по востоковедению. Все книги стоят в том порядке, в каком Горькому было удобно работать.
На втором этаже — залы, посвященные последним годам жизни писателя. В подвале — выставка, рассказывающая о Шехтеле и семье Рябушинских. Остальные помещения закрыты: они используются для хранения музейного фонда.
Посетить Музей-квартиру Максима Горького и сейчас может любой желающий. Это отличная возможность увидеть особняк изнутри. Взрослый билет обойдется в 500 рублей.

Ранее мы показывали интерьеры квартир в московских круглых домах. Кроме того, мы выясняли, сколько стоят квартиры в доме на Котельнической набережной и на Кудринской площади, а также в доме «Патриарх». Читайте и нашу серию статей об истории сталинских высоток.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».