Город История необычных домов Москвы Советский «дворец связи». Как строилось здание Центрального телеграфа в Москве и что с ним будет после реконструкции

Советский «дворец связи». Как строилось здание Центрального телеграфа в Москве и что с ним будет после реконструкции

Продолжаем серию статей об истории необычных зданий столицы

Продолжаем серию публикаций на MSK1.RU, посвященную самым необычным зданиям столицы: их истории, архитекторам, общественному одобрению или осуждению, а также тому, что происходит в этих домах сейчас. В предыдущих выпусках читайте о доме «Парусе», гостинице «Метрополь», доме «Патриарх», Ажурном доме, круглых девятиэтажках, «плоском» доме на Таганке и домах-книжках на Новом Арбате.

В этот раз поговорим о знаменитом здании Центрального телеграфа на Тверской улице. Оно было построено в стиле советского ар-деко в тот период, когда архитектура отражала самые передовые стремления социалистического государства. Во внешнем виде, как и во внутреннем устройстве здания, много необычного. По традиции выясним, как возводился этот известный дом и что он из себя представляет сейчас.

Каким мог бы быть Центральный телеграф

Изначально главная столичная телеграфная станция располагалась на Мясницкой улице. Идея построить новое большое здание появилась уже в первые годы советской власти, место для него выбрали на углу Тверской улицы и Газетного переулка. До революции эта земля принадлежала страховому обществу «Россия», но после 1917 года имущество компании национализировали. В начале 1920-х участок передали Народному комиссариату почт и телеграфов (Наркомпочтелю). И, наконец, власти приняли решение построить на дореволюционном фундаменте здание Центрального телеграфа.

В 1925 году Московское архитектурное общество объявило всесоюзный конкурс на проект здания. Всего архитекторы прислали 21 работу. Почти все проекты были в актуальном тогда стиле конструктивизма — простые формы и материалы: в основном стекло и бетон. Кстати, подробнее о конструктивизме в Москве мы рассказывали в отдельном материале.

Одним из наиболее интересных оказался проект братьев Александра и Леонида Весниных, которые создавали здание «по науке» с учетом максимальной оптимизации труда. Помещения телеграфа — от касс до аппаратных комнат — архитекторы планировали расположить таким образом, чтобы телеграммы перемещались в пределах здания кратчайшим путем. Множество лифтов и большие лестничные клетки обеспечивали бы быстрое перемещение сотрудников: все 2200 человек, работающих в здании, могли бы одновременно занять рабочие места за 15 минут.

Проект здания центрального телеграфа и радиоузла, авторы — братья Веснины

Всё же первую премию по результатам конкурса присудили Александру Гринбергу, а Наркомпочтель заказал еще два проекта вне конкурса — Алексею Щусеву и Ивану Рербергу. По мнению современных исследователей, самый яркий конструктивистский проект предложил именно Щусев. Однако его идею отклонили, она оказалась слишком смелой. Архитектор предложил создать сплошное остекление всего фасада здания, что, по мнению комиссии, сказалось бы на прочности здания.

«Механизированный дворец связи»

Параллельно с конструктивизмом начал зарождаться советский вариант архитектуры ар-деко. Для него были характерны строгая закономерность, смелые геометрические формы, этнические и геометрические узоры, богатство цветов, щедрые орнаменты, роскошь и дорогие материалы, которые даже лучше подходили запросам новой власти, чем слишком брутальный и минималистичный конструктивизм. Проект здания Центрального телеграфа был «первой ласточкой» такой архитектуры в СССР. Строительный комитет Моссовета по результатам рассмотрения внеконкурсных работ порекомендовал выбрать проект Рерберга, и с этим предложением согласилось руководство Наркомпочтеля.

В 1925 году, сразу после одобрения проекта, здание начали возводить прямо на дореволюционном фундаменте. Через два года строительство было завершено, но еще столько же времени потребовалось на установку и отладку техники.

На первом этаже Центрального телеграфа располагались машинное отделение, телеграфные и телефонные залы, библиотека, а также раздевалка и столовая, на втором — канцелярия. Третий и четвертый этажи занимали аппаратные залы. Официально здание называлось «Дом связи имени В. Н. Подбельского» (в честь бывшего наркома почт и телеграфов РСФСР). В газетах же Центральный телеграф именовали с настоящим советским пафосом: «механизированный дворец связи».

Информационный центр страны

После того как здание ввели в эксплуатацию, в его стенах разместились четыре организации: Центральный телеграф, Центральный радиоузел и отделения междугородной и международной телефонной связи. На тот момент во всех этих ведомствах работало в две смены 5 тысяч служащих. Позже в здании действовал даже радиотеатр, транслировавший на всю страну радиоспектакли.

В 1930-х и 40-х годах в здании находилась штаб-квартира Всесоюзного радио — отсюда 22 июня 1941 года Вячеслав Молотов сообщил советским жителям о нападении немецкой армии на Советский Союз. Да, то самое «От советского Информбюро…» было произнесено здесь, также как и сообщение Юрия Левитана о капитуляции Германии в мае 1945-го.

Кстати, во время войны подземный узел связи еще не был построен, поэтому существовала опасность нарушения коммуникации, если в задние попадут бомбы. Чтобы обеспечить стабильную работу организации, Наркомат связи сформировал три ремонтно-восстановительных батальона, которые занимались восстановительными работами систем связи в Москве.

Во второй половине XX века Центральный телеграф продолжал оставаться информационным центром всего СССР. В будние дни количество переданных телеграмм достигало 800 тысяч в сутки и 2,5 миллиона — в праздники.

В советское время считалось традиционным на стенах здания создавать праздничную иллюминацию

Наши дни

Сейчас большую часть площади здания занимают офисы, которые сдаются в аренду. Среди крупнейших арендаторов значится коворкинг Di Telegraph.

В 2015 году в здании открылся бар «Мумий Тролль», в который инвестировал средства Илья Лагутенко, а в конце 2017 года на последнем этаже был создан капсульный отель.

В октябре 2017 года стало известно, что «Ростелеком», которому принадлежала большая часть площади, намеревается продать помещения. Поскольку телеграф является объектом культурного наследия, закрыть сделку получится не раньше 2019 года.

11 сентября 2019 года компания ООО «Центральный Телеграф», оказавшись единственным участником на торгах, выкупила принадлежащие «Ростелекому» площади. 3 марта 2020 года компания выкупила еще 10 тысяч м² площадей, ранее принадлежавших госкомпании ДОМ.РФ.

В мае 2020 года стало известно, что проект ждет реставрация, после которой Центральный телеграф станет многофункциональным комплексом, включающим торговую галерею, офисы и общественные пространства. Здесь появятся помещения для работы и отдыха: офисы, ретейл-зона и рестораны. Для жителей откроют внутренний двор, где будут проходить публичные мероприятия. В 2023 году власти Москвы сообщили, что первый этап реставрации завершен.

Так будет выглядеть внутренний двор после реставрации

Ранее мы подробнее показывали интерьеры квартир в круглых домах. Кроме того, мы выясняли, сколько стоят квартиры в доме на Котельнической набережной и на Кудринской площади, а также в доме «Патриарх». Читайте также нашу серию статей об истории сталинских высоток.

Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE1
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
6
ТОП 5
Мнение
Стояли в «яме», передаривали мангал. Как москвичка 12 часов провела на польской границе, чтобы попасть из Германии в Россию: колонка
Анонимное мнение
Мнение
От нового «Джокера» до «Одиноких волков» с Питтом и Клуни. Девять премьер с Венецианского кинофестиваля, которые стоит посмотреть
Анонимное мнение
Мнение
«Многие не выдерживают и идут к частникам»: врач — о работе в городской поликлинике
Анонимное мнение
Мнение
Погнались за модой на ностальгию? Что не так с фантасмагоричной лентой Тима Бертона «Битлджус Битлджус»: рецензия
Анонимное мнение
Мнение
Снова чудят и пугают зрителей? Почему стоит посмотреть фильм «Виды доброты» с Эммой Стоун и Уиллемом Дефо — рецензия
Анонимное мнение
Рекомендуем