
Сейчас в здании расположен Центральный дом актера
На Арбате, среди узких улиц с исторической застройкой, скрывается здание, мрачный вид которого выбивается из окружающего пейзажа. Его фасад охраняют каменные рыцари, подъезды украшены лепниной и витражами, а история полна драматических сюжетов. Рассказываем о Доме с рыцарями — одном из самых загадочных зданий столицы.
Необычной архитектуре Москвымы решили посвятить серию публикаций на MSK1.RU. В предыдущих выпусках читайте о доме «Парус», гостинице «Метрополь», доме «Патриарх», «ажурном» доме, круглых девятиэтажках, «плоском» доме на Таганке и домах-книжках на Новом Арбате.
Как был построен дом
В начале XX века, когда Арбат еще сохранял камерный дореволюционный дух, купец Яков Филатов приобрел участок земли, ранее принадлежавший семье Толстых. Филатов торговал электротехникой и водопроводными приборами и в недвижимости разбирался. До этого он построил дом на Остоженке, известный как «Дом под рюмкой».
На Арбате купец решил возвести еще более амбициозный проект — доходный дом, который одновременно был бы инвестиционным вложением и подарком супруге, а также наглядно показывал бы статус владельца. Филатов заказал здание Валентину Дубовскому — одному из самых ярких архитекторов того времени, известного своей любовью к неоготике и архитектурной театральности. Строительство началось в 1912-м, а уже через два года в дом заселились первые жильцы.
Квартиры отличались размахом — по 5–6 комнат, высокие потолки, лепнина, мраморные полы, паркет, электричество, телефоны, водопровод, канализация. В лифтах — кожаные скамейки и зеркала, а лестницы украшены чугунными перилами и декоративной живописью. Это было жилье нового уровня, рассчитанное на элиту.
На первом этаже открылись женская гимназия Марии Сац с уклоном в языки, гимнастику и танцы, а также один из самых дорогих детских садов Москвы. Таким образом, дом не просто предоставлял жилье — он предлагал целую экосистему для состоятельных семей.
Архитектурные особенности
Дом с рыцарями — один из самых ярких примеров неоготики в дореволюционной Москве. Валентин Дубовской вдохновлялся европейскими соборами и рыцарскими замками, создавая здание, которое напоминало скорее романтический замок, чем доходный дом.
Фасад украшают две выразительные скульптуры рыцарей в доспехах. Их было видно издалека, особенно в 1913 году, когда дом казался настоящим небоскребом на фоне малоэтажного Арбата. Семиэтажное здание вошло в десятку самых высоких в Москве на тот момент.

Одна из архитектурных находок Дубовского — цветовая навигация: каждый подъезд был выкрашен в свой цвет. Это позволяло, например, жильцам уточнять курьерам: «Пришлите мне билеты в синий подъезд Дома с рыцарями». Детали были продуманы до мелочей — светильники, кованые элементы, витражи, отделка мрамором, лепнина с мотивами фауны и геральдики. Это был настоящий «дом-театр», где каждая деталь играла свою роль в визуальной симфонии.
Советское время
После революции судьба дома резко изменилась. Элитные квартиры были уплотнены — в них вселили несколько семей. Но и среди новых жильцов была своя элита: революционеры Зиновьев и Подвойский, герой Гражданской войны Белов, преподаватели, чиновники. Писатель Варлам Шаламов вспоминал, как приходил сюда в гости к профессору Клюеву, специалисту по французскому языку.

Со временем у парадных подъездов стали появляться правительственные машины: «Линкольны», «Роллс-Ройсы», а позже — и «воронки», увозившие по ночам жильцов. Эти сцены стали основой для романа Анатолия Рыбакова «Дети Арбата».
В 1970-х в здание переехало Министерство культуры СССР. На первом этаже открылся магазин «Самоцветы» — ювелирный бутик, стилизованный под рыцарскую эпоху. Интерьеры с витражами и латунными деталями напоминали о средневековых ларцах с сокровищами.

Литературные легенды Дома с рыцарями
С домом связано множество городских мифов. Его узнаваемый облик вдохновлял художников, поэтов, писателей. Поэт Евгений Агранович посвятил фасадному рыцарю стихотворение о том, как последний страж Арбата тщетно ищет себе подобных.
Михаил Булгаков, частый гость Театра им. Вахтангова, который находится прямо напротив дома, нередко любовался зданием. По преданию, именно один из рыцарей вдохновил его на образ Коровьева-Фагота — загадочного спутника Воланда в романе «Мастер и Маргарита». В финале книги Коровьев обретает истинный облик — и превращается в молчаливого темно-фиолетового рыцаря с мрачным лицом, летящего рядом с Воландом.

Наше время
Сегодня в Доме с рыцарями располагается Центральный дом актера. Это пространство живет насыщенной творческой жизнью: капустники, спектакли, творческие встречи, закрытые вечера.
Например, ежегодно в Доме актера проходят творческие встречи в честь открытия сезона, куда съезжаются самые именитые российские артисты. Читайте репортаж MSK1.RU с этого мероприятия.
Ранее мы показывали интерьеры квартир в московских круглых домах. Кроме того, мы выясняли, сколько стоят квартиры в доме на Котельнической набережной и на Кудринской площади, а также в доме «Патриарх». Читайте и нашу серию статей об истории сталинских высоток.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».