
Есть версия, что лев на крыше особняка — «архитектурная подпись» его владельца
Настоящий замок с огромной статуей льва на крыше редко кто ожидает увидеть в строгой исторической застройке Остоженки. Тем не менее, особняк Кекушевой, построенный в Москве в XIX веке, по сей день удивляет прохожих своей монументальной архитектурой, хоть лев — уже не тот, что был установлен на нем при первых владельцах. Рассказываем историю этого необычного дома и показываем, как он выглядит изнутри и снаружи.
Необычной архитектуре Москвы мы решили посвятить серию публикаций на MSK1.RU. В предыдущих выпусках читайте о доме «Парус», гостинице «Метрополь», доме «Патриарх», «ажурном» доме, круглых девятиэтажках, «плоском» доме на Таганке и домах-книжках на Новом Арбате.
Как появился особняк
Лев Николаевич Кекушев начинал карьеру скромно — со строительства скотобоен. Но благодаря упорству и таланту он сумел стать одним из ведущих архитекторов русского модерн. В конце XIX века Москва вбирала в себя архитектурные веяния Европы: состоятельные промышленники и буржуазия начали тяготеть к искусству.

Лев Кекушев
Кекушев быстро нашел свою нишу, его карьера взлетела после сотрудничества с меценатом Саввой Мамонтовым, для которого он проектировал инфраструктуру Ярославской железной дороги: вокзалы, водонапорные башни, казармы и депо.
На пике своей славы Кекушев решил построить себе семейное гнездо в столице. Он приобрел участок на Остоженке, где стоял обветшалый классический особняк, и снес его, чтобы на его месте возвести дом мечты. Проект он разработал сам, без участия архитекторов со стороны.

Дом архитектор оформил на свою супругу, Анну Ионовну (в девичестве — Болотову), поэтому сейчас его чаще всего называют особняком Кекушевой. Для владельца же дом стал воплощением стремления к новому искусству и, вероятно, строился на зависть консервативной Москве.
Архитектурные особенности
Особняк Кекушевых — настоящий шедевр московского модерна, сочетающий романтизм, свойственный тому времени, с архитектурной новизной.
Его внешний облик сразу выделяется на фоне строгих построек Остоженки. Ассиметричный силуэт, граненая шатровая башенка, сложные формы и внимание к деталям делают дом особенно выразительным.Богатая лепнина на стенах изображает листья каштана, анемонов, незабудок и инжира — весь фасад превращен в каменный сад.
Центральным акцентом особняка стало огромное окно, выходившее в кабинет хозяина. Свет играл для Кекушева важнейшую роль в работе, поэтому он размещал свой рабочий кабинет там, где больше всего солнечного света.
Интерьеры особняка тоже были продуманы до мелочей. Парадная лестница украшена коваными перилами с мотивами подсолнуха и лунника — символов жизненного цикла. В доме было 15 комнат, сгруппированных вокруг лестницы. Особняк был оборудован даже редким для того времени лифтом, что подчеркивало статус и новаторство архитектора.
Особым символом дома был медный лев, венчавший крышу здания. Многие считали его своеобразной подписью Льва Кекушева, хотя документальных подтверждений этому нет. Оригинальная скульптура исчезла в XX веке, но в ходе реставрации 2010-х годов её восстановили, взяв за образец работу скульптора Рудольфа Вейера из Вены.

Судьба владельцев
История владельцев особняка Кекушевой — одна из самых драматичных страниц в его биографии.
Поначалу дом служил семейным очагом для Льва Кекушева, его жены и детей: Николая, Татьяны и Екатерины. Казалось, что удача благоволит талантливому архитектору: карьера на взлете, семья крепкая, дом — воплощение мечты.
Однако в 1906 году между супругами произошел разрыв. Лев Николаевич ушел из семьи, сняв себе отдельную квартиру. Анна Ионовна осталась единственной владелицей особняка. Вскоре она продала роскошное здание, а судьба Кекушева пошла на спад. Архитектор практически перестал принимать заказы. Его последним проектом стала больница при Преображенской старообрядческой общине в Москве (1912 год).
Последние годы жизни Лев Николаевич провел в бедности и одиночестве. Известно, что он тяжело болел и, по некоторым данным, находился в психиатрических лечебницах. В 1917 году он скончался в той самой больнице, которую построил сам. Где именно он был похоронен, неизвестно.

Больница, где умер Лев Кекушев
Советское время
После революции 1917 года особняк на Остоженке был национализирован. В 1920-х годах его передали Бюро по обслуживанию иностранцев — структуре, занимавшейся приемом иностранных делегаций. Позднее это ведомство трансформировалось в знаменитое ГлавУпДК при Министерстве иностранных дел СССР.
В 1960-е годы в стенах бывшего дома Кекушева расположилась резиденция военных атташе Объединенной Арабской Республики (Египта). Затем здание использовалось оборонным ведомством египетского посольства. В эти годы некоторые интерьеры особняка были перепланированы, чтобы отвечать нуждам новых жильцов. Однако общую планировку здания и большую часть архитектурных деталей удалось сохранить.

В советское время особняк лишился скульптуры льва
Наши дни
Сегодня особняк Кекушевой на Остоженке — это объект культурного наследия федерального значения. В нулевых началась масштабная реставрация здания. Особое внимание уделили восстановлению скульптуры льва на крыше, а также тщательному воссозданию утраченных элементов лепнины и интерьеров.
Считается, что именно этот особняк стал одним из прообразов дома Маргариты в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» — еще один штрих к мифологии этого здания.

Ранее мы показывали интерьеры квартир в московских круглых домах. Кроме того, мы выясняли, сколько стоят квартиры в доме на Котельнической набережной и на Кудринской площади, а также в доме «Патриарх». Читайте и нашу серию статей об истории сталинских высоток.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».