
Петр Перцов мечтал построить терем не для царей, а для художников
Гуляя по Пречистенской набережной недалеко от храма Христа Спасителя вы, возможно, замечали кирпичный дом с башенками, майоликой и фасадом, как из народной сказки. Его строили для художников, в нем работал театр-кабаре, пел Шаляпин, жил Троцкий. Сегодня это здание известно как Дом Перцовой, и его история куда интереснее, чем может показаться на первый взгляд.
Необычной архитектуре Москвы мы решили посвятить серию публикаций на MSK1.RU. В предыдущих выпусках читайте о доме «Парус», гостинице «Метрополь», доме «Патриарх», «ажурном» доме, круглых девятиэтажках, «плоском» доме на Таганке и домах-книжках на Новом Арбате.
Как появился дом
В начале XX века инженер путей сообщения, меценат и покровитель искусств Петр Перцов решил построить дом для творческой интеллигенции. Идею поддержал его знакомый — коллекционер и банкир Иван Цветков, предложив участок с видом на Кремль и храм Христа Спасителя. Условие было одно: дом должен быть в русском стиле. Перцов согласился и в 1902 году приобрел землю за внушительную сумму — 70 тысяч рублей.
Чтобы выбрать лучший проект, Перцов объявил конкурс. В жюри вошли крупнейшие художники и архитекторы того времени — Суриков, Поленов, Шехтель и братья Васнецовы. Победу одержал Аполлинарий Васнецов, но Перцов предпочел более яркую и сказочную идею занявшего второе место Сергея Малютина — художника, иллюстратора народных сказок и создателя первой матрешки.

Дом строился быстро: с нуля его возвели менее чем за год, и уже весной 1907 года квартиры начали сдавать. Официальной владелицей дома стала жена Перцова — Зинаида. Так меценат обезопасил свое имущество: в случае финансового краха оно оставалось в семье.
Архитектурные особенности
Проект Малютина воплотил дух неорусского стиля: фасады с майоликой, изображения бога Ярилы, птицы Сирин, медведей и зайцев, «Беседка царицы» с золотым куполом, резные балконы и черепичная кровля с петухами. Внутри — витражи, расписные печи, резьба, арки с мифическими зверями. Балконы держали змеи и русалки, дымоход оформили в виде совы.

Фасад оформляли молодые художники артели «Мурава». Благодаря этому заказу артель не только избежала закрытия, но и обрела славу. Качество керамики было настолько высоким, что глазурь не пострадала даже спустя годы.
Дом получил все современные на тот момент инженерные решения: вентиляцию, телефоны, скрытые коммуникации.
Известные жильцы и арендаторы
После открытия дом Перцовых быстро наполнился жильцами. Это был редкий для Москвы проект: здание строилось с расчетом на художников и свободных людей, но в нем находилось место и для буржуазной роскоши. Нижние этажи занимали обеспеченные горожане, верхние — молодые живописцы, арендовавшие мастерские по льготной цене.
Сам Петр Перцов жил здесь с семьей — его апартаменты занимали три этажа. Художник Сергей Малютин поселился в полуподвальной квартире, которую обустроил как мастерскую. Однако в 1908 году сильное наводнение уничтожило часть его работ, включая большое полотно «Куликово поле». Его жена, пытаясь спасти картины, простудилась и умерла — после этого Малютин покинул дом вместе с детьми.
Среди других обитателей — художники из объединения «Бубновый валет»: Роберт Фальк, Александр Куприн, Василий Рождественский. В их квартирах кипела работа: рисовали, пили чай и обсуждали новые идеи. О таких местах говорят: дом дышал искусством.

А были и эксцентричные жильцы. Так, некий Поздняков устроил у себя зимний сад с экзотическими пальмами, ванную из черного мрамора и застелил пол тигровыми шкурами.
Театр-кабаре
В 1908 году в доме открылся театр-кабаре «Летучая мышь» — место, где московская богема смеялась над собой и над власть имущими. Он вырос из капустников Московского Художественного театра, которые устраивали после спектаклей, но быстро превратился в самостоятельную площадку — живую, остроумную и дерзкую.

Представление театра-кабаре «Летучая мышь»
На сцене «Летучей мыши» можно было увидеть, как Станиславский показывает фокусы, Шаляпин поет «мужицким» голосом, а Немирович-Данченко дирижирует оркестром, стоя на табуретке. Посторонних туда не пускали — вход был только для «свох». Это был закрытый клуб артистов, богемы и провокаторов. Шутки были жесткими, но никто не обижался — так велел устав театра.
В «Летучей мыши» соединялись сатира, пародия, фарс, музыка и смелая ирония. Театр стал уникальным явлением, но продержался в доме недолго: уже в 1909 году он переехал. На его месте открыли столовую.
Советское время
После революции жизнь дома изменилась радикально. В 1922 году Петр Перцов был арестован. Его обвинили в «контрреволюционной деятельности» за попытки сохранить церковные ценности и приговорили к пяти годам тюрьмы. Он провел в заключении один год, но домой больше не вернулся. Здание национализировали, и оно начало постепенно терять свои архитектурные богатства.

В просторных апартаментах поселились советские чиновники и военные. Лев Троцкий обосновался сначала в квартире Позднякова, а позже — в комнатах Перцова. Авторские интерьеры Малютина переделали: исчезли резные шкафы, расписные потолки, мозаики и изразцы. От роскоши осталась лишь деревянная лестница с фигурами сов и входная группа с птицей Сирин.
В 1935 году здание чуть не снесли ради грандиозного проекта Дворца Советов, которому так и не суждено было воплотиться. Потом о нем надолго забыли, а в 1970-х дом передали Главному управлению по обслуживанию дипломатического корпуса при МИДе.
Наши дни
Уже более 50 лет здание фактически остается закрытым объектом. Здесь располагаются дипломатические офисы, и попасть внутрь обычному человеку почти невозможно. Вход охраняется, экскурсии не проводятся, внутренние помещения недоступны. Для горожан остался лишь фасад — яркий и сказочный.
Ранее мы показывали интерьеры квартир в московских круглых домах. Кроме того, мы выясняли, сколько стоят квартиры в доме на Котельнической набережной и на Кудринской площади, а также в доме «Патриарх». Читайте и нашу серию статей об истории сталинских высоток.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».