
Электростанция была закрыта еще в начале нулевых, ее реконструкция началась в 2015 году, а открыли обновленную ГЭС-2 в 2021-м
Синие трубы над Москвой-рекой, белоснежный фасад в русском стиле и история, связанная с первыми трамваями столицы — ГЭС-2, расположенна на острове Балчуг напротив Кремля, прошла путь от «храма тока» до центра современного искусства и места притяжения столичной молодежи. Рассказываем, как электростанция, где когда-то работал Веня Еврофеев, стала уникальным культурным пространством XXI века.
Необычной архитектуре Москвы мы решили посвятить серию публикаций на MSK1.RU. В предыдущих выпусках читайте о доме «Парус», гостинице «Метрополь», доме «Патриарх», «ажурном» доме, круглых девятиэтажках, «плоском» доме на Таганке и домах-книжках на Новом Арбате.
Электростанция для трамваев
История ГЭС-2 началась в конце XIX века, когда Москва наконец решила догнать другие российские города и обзавестись трамваями (на тот момент в городе были только конки — вагоны тянули упряжки лошадей). В 1899 году первый московский трамвай вышел на линию, и популярность этого вида транспорта стала расти очень быстро. Чтобы обеспечить электричеством все новые линии, городские власти решили построить отдельную трамвайную электростанцию. Для нее выбрали место на болотистом острове Балчуг напротив Кремля.
Центральную электрическую станцию городских железных дорог, как тогда называли ГЭС-2, строили с 1904 по 1907 год по проекту архитектора Василия Башкирова. Это была первая станция в стране, оборудованная тремя паровыми турбинами, которые вырабатывали электричество для столичных трамваев. В день открытия корреспонденты писали с восхищением о масштабах и мощности оборудования.


Архитектурные особенности
Башкиров выбрал неорусский стиль, чтобы электростанция гармонировала с окружающей исторической застройкой — Кремлем и палатами Аверкия Кириллова. Главный фасад выполнили в духе древнерусской архитектуры: он напоминал базилику с шатровой башней и часами, что рифмовалось с кремлевскими силуэтами. Здание украсили панорамные окна и декоративная башенка, добавившие ему легкости и элегантности. В начале XX века архитекторы считали, что даже промышленные объекты должны украшать город.
Советское время
После революции значение электростанции изменилось: в 1922 году она вошла в состав объединения городских электростанций и получила номер два — так появилось название ГЭС-2. В 1940-е годы, во время войны, трубы станции разобрали, чтобы вражеской авиации было сложнее ориентироваться. Оборудование частично эвакуировали на Урал, но оставшиеся котлы продолжали отапливать центр Москвы, работая на дровах и угле. ГЭС-2 пережила более 150 попаданий зажигательных и фугасных бомб, но серьезных разрушений избежала благодаря усилиям сотрудников, которые дежурили на крыше и тушили снаряды.

Советские солдаты на крыше ГЭС-2
После войны станция снова отапливала соседние кварталы. В 1970–1980-х ГЭС-2 стала местом работы многих представителей неформального сообщества, которым нужна была официальная должность для прописки в Москве. Именно здесь работал охранником и дежурным Венедикт Ерофеев, автор знаменитой поэмы «Москва — Петушки». Он выдавал пропуска, открывал ворота и следил за тем, чтобы рабочие не проносили алкоголь на территорию электростанции.
Как вспоминала его подруга Ольга Савенкова, писатель часто оставался на смене в окружении гудящих генераторов. В какой-то момент Ерофееву даже доверили работать на пульте резервного энергоснабжения Кремля — но долго он не задержался из-за своей непредсказуемости и любви к спиртному.

Венедикт Ерофеев
Дом культуры «ГЭС-2»
В последние десятилетия работы ГЭС-2 оборудование постоянно обновляли, но здание конца XIX века все хуже подходило для современных технологий. В 2006 году станцию закрыли, а уже в 2009 году ее признали объектом культурного наследия. Однако территория вокруг оставалась заброшенной: заводские постройки, ржавое оборудование, облупившиеся стены.

Судьба здания изменилась в 2015 году, когда фонд V–A–C взялся за его реконструкцию, поручив проект всемирно известному архитектору Ренцо Пьяно, создателю Центра Помпиду в Париже. Его задача заключалась в расчистке пространства и бережном восстановлении исторического облика ГЭС-2. Для этого специалисты обращались к архивам, фотографиям начала XX века и подбирали материалы, максимально близкие к оригинальным. Старые заводские механизмы разобрали и выставили в новой роще во дворе, башенке с часами вернули место на крыше, восстановили панорамные окна и вернули зданию светлые тона.

В июне 2021 года обновленная электрочтанция открылась как Дом культуры «ГЭС-2» — экспериментальное пространство на стыке искусства, технологий и городской жизни. Внутри это светлое здание с очень необычной промышленной, но при этом утонченной архитектурой. На заднем дворе расположмлась березовая роща с террасами, а на набережной появилась необычная скульптура «Большая глина № 4» — творение швейцарского художника, вызвавшее критику среди некоторых москвичей.

В Доме культуры «ГЭС-2» сейчас проводят выставки, перформансы, резиденции для художников и мастер-классы для детей. На территории действует пекарня, мастерские, а попасть в ГЭС-2 можно совершенно бесплатно, по регистрации на сайте.



Ранее мы показывали интерьеры квартир в московских круглых домах. Кроме того, мы выясняли, сколько стоят квартиры в доме на Котельнической набережной и на Кудринской площади, а также в доме «Патриарх». Читайте и нашу серию статей об истории сталинских высоток.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».