В Москве в 2023 году сильно изменился общественный транспорт. В первую очередь — метро: открылось 14 новых станций, продлили уже действующие ветки, в том числе до аэропорта Внуково, и замкнулась Большая кольцевая линия. В 2024-м активное строительство метро продолжится.
Не меньше изменений произошло и с транспортом, который перевозит пассажиров по земле и воде.
Новые центральные диаметры
Новые Московские центральные диаметры появились на базе существующей инфраструктуры Московского железнодорожного узла. Они образуют единую транспортную систему с метрополитеном и Московским центральным кольцом (МЦК). Движение по первым двум диаметрам (МЦД-1 и МЦД-2) открыли 21 ноября 2019 года.
2023 год стал знаковым для МЦД — в августе добавился третий диаметр, а следом, в сентябре, власти торжественно открыли четвертый. На этих направлениях обновился и подвижной состав. Мы рассказывали, как прошло открытие МЦД-4: рабочие в спешке доделывали потолки, а люди далеко не сразу могли найти выход на платформу. После этого москвичи неоднократно жаловались на неудобства.
Однако пока транспортникам удалось связать диаметрами не все пригородные направления с Москвой. Об этом MSK1.RU рассказал глава Союза пассажиров России Кирилл Янков.
— Два направления пока не вошли в МЦД — это Ярославское и Павелецкое, там самый старый подвижной состав сконцентрирован, — объяснил эксперт. — Много чего еще не достроено в части диаметров. В частности, не открыты на МЦД-3 остановочные пункты «Рижская», «Митьково». На МЦД-4 не достроены «Беговая», «Станколит». Последнего, видимо, вообще в ближайшие годы не будет — сочли, что этот остановочный пункт не нужен. Определенное разочарование возникло по Балашихинской ветке. Видимо, просто денег пожалели, поскольку тарифы МЦД выгоднее обычных пригородных тарифов. Но это очень нелогично, что ветка Реутов — Балашиха не вошла в МЦД.
Кирилл Янков уточнил, что произошло и сокращение маршрутов на киевском направлении. Так, ветка Солнечное — Новопеределкино лишилась сообщения Новопеределкино — Москва.
— Там ходит только челнок Солнечное — Новопеределкино в связи с тем, что резко упал пассажиропоток. По тарифам там ветка тоже вошла в МЦД, а вот в сквозного движения там нет. Я считаю, на этапе проектирования об этом не подумали и сделали так, что действительно там довольно сложно теперь пустить прямые поезда из Новопеределкино по МЦД, — объяснил Кирилл Янков.
Реконструкция вокзалов
В 2023 году в Москве появились новые транспортно-пересадочные узлы и реконструировали старые. Эти работы идут в достаточно хорошем темпе, ТПУ стали станциями новых диаметров. Например, «Серп и Молот» и «Крюково». Последняя вызвала некоторое разочарование у специалистов, и вот почему.
— Всё-таки ТПУ должен отапливаться. На станции «Мытищи» уже 20 лет назад построили действительно отапливаемый вокзал над путями. А открыли в Крюково — и пассажиры выяснили, что он не отапливается. То есть это крытый пешеходный мост, и называть его вокзалом — это как-то совсем странно, — пояснил Кирилл Янков. — У пассажиров возникают вопросы к обустройству новых остановочных комплексов на МЦД. Но то, что их открывают и их строительство продолжается, — это позитивно. Даже такой неотапливаемый пешеходный мост, как в Крюково, более удобен, чем то, что было раньше, так как они оборудуются эскалаторами, лифтами.
Новый речной транспорт
В 2023 году столичный дептранс продолжил обновлять маршрутную сеть речного транспорта и включил в нее 10 основных экскурсионных прогулок и 1 переправу. 20 июня запустили первый регулярный речной маршрут Киевский — Сердце Столицы. Здесь появилось шесть причалов-остановок: Киевский, Трехгорный, Сити-Центральный, Сити-Багратион, Кутузовский и Сердце Столицы.
Второй регулярный речной маршрут, ЗИЛ — Печатники, начал работать 29 сентября. На нем также открыты шесть причалов-остановок: ЗИЛ, Автозаводский мост, Кленовый бульвар, Южный речной вокзал, Нагатинский затон и Печатники.
Многие москвичи считают, что в 2023 году случился грандиозный прорыв в речном транспорте — в Москве запустили круглогодичные электросуда, которые и летом, и зимой возят пассажиров. До этого в столице существовало несколько частных маршрутов. По новым направлениям есть вопросы у эксперта.
— Ходят ли они зимой? Насколько я знаю, когда были морозы, они не ходили. Поэтому, будут ли они ходить всю зиму, я сильно сомневаюсь. Плюс они мало кому нужны зимой. Потому что этот транспорт носит в основном прогулочный характер, но кто-то, может быть, совмещает прогулку с передвижением. И поэтому понятно, что зимой, когда -10… -15 градусов, мало есть экстремалов, которые хотят отдых на воде при такой погоде, — рассказал Кирилл Янков.
Провал проекта «Монорельс»
В 2023 году столичные власти решили оставить монорельс в экскурсионном режиме без изменений. Этот вид транспорта практически не пользуется популярностью у москвичей. Во-первых, долго — интервал 30 минут, во-вторых, низкая скорость движения поездов, в-третьих, некомфортно — платформы продуваются ветром, а вагоны старые. Многие эксперты полагают, что проект «Монорельс» с самого начала был неудачный. Хотя есть идеи дать ему второй шанс.
— Есть информация, что институт теплотехники готов модернизировать монорельс. Но 20 лет назад, когда монорельс появился, институт теплотехники баллистические ракеты умел делать и никогда до этого не делал транспортные средства. Вот и монорельс получился такой, какой получился — не очень удачный, с поломками, излишними затратами. Построили гигантские станции без удобных пересадок на метро. Гвоздь в транспортную функцию монорельса был вбит, когда появилась МЦК. Хотя, наверное, для тех, кому нужно в телецентр на улицу Академика Королева, именно монорельс мог бы быть удобным транспортом, но не тогда, когда он ходит раз в полчаса, — говорит Кирилл Янков.
Трамваи в отставке и маршрутки без нелегалов
В начале зимы в Москве попрощались с трамваями, произведенными в Польше. С 4 декабря все вагоны 71–414 Pesa Fokstrot отстранены от эксплуатации. Вместо них на линии столицы вышли трамваи отечественные — «Витязи» и «Львята», созданные в Твери и Екатеринбурге.
71–931 «Витязь» — сочлененный трехсекционный шестиосный трамвайный вагон с полностью низким уровнем пола, созданный ООО «ПК Транспортные системы» на мощностях Тверского вагоностроительного завода и Невского завода электрического транспорта.
71–911 City Star; в модификации 71–911ЕМ «Львенок» — российский пассажирский моторный четырехосный четырехдверный односторонний трамвайный вагон с полностью низким уровнем пола, созданный ООО «ПК Транспортные системы» на мощностях Тверского вагоностроительного завода.
— 11 лет назад была история, что объявили конкурс. Его выиграл Уралвагонзавод, но сам он трамвай сделать не смог. Закупил польский трамвай Pesa, налепил на них свой шильдик и поставил их Москве. Вот эти трамваи сейчас отставлены от эксплуатации, потому что из-за санкций к ним не получается запчасти покупать и не получается их финансировать, — вспомнил историю вагонов Кирилл Янков.
Маршрутное сообщение на автобусах малой вместимости тоже в прошлом году претерпели изменения — уменьшается число частных маршруток, в которых нельзя расплачиваться картой «Тройка». Глава Союза пассажиров называет таких перевозчиков нелегальными, которых не должно быть.
— Нелегалов меньше становится, это изменение в лучшую сторону. Какие-то просто пропадают, также прекращен прием наличных на областных маршрутах — правда, это далеко не везде и не всеми выполняется. А невозможность оплачивать «Тройкой» нивелируется тем, что люди всё больше и больше платят банковскими картами.
Не построили канатную дорогу
В 2023 власти Москвы хотели построить канатную дорогу над Химкинским водохранилищем. Планировалось, что этот проект создаст связь между двумя берегами водоема и соединит районы Левобережный, Северное и Южное Тушино. Это позволило бы снять нагрузку с наземного транспорта и ближайших станций метро — «Речной вокзал» и «Сходненская».
Сегодня дорога от одного берега на другой занимает у пассажиров около часа, а по канатной дороге они смогут перебраться за несколько минут. Мы подробно разбирались, почему этот проект повис в воздухе и что пошло не так.
В ближайшие 10 лет в Москве появятся еще 39 станций метро. В ближайшие годы в столице планируют построить еще три ветки: Рублево-Архангельскую, Троицкую и Бирюлевскую. Мы рассказывали, что в конце мая москвичам предложили выбрать цвета для них. По результатам голосования победила комбинация изумрудного, графитового и рубинового цветов. Посмотрите, как будет выглядеть столичная подземка к 2030 году.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из телеграм-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».