Дороги и транспорт Москва кольцевая карточки Кружка Сталина, рекорд Гиннесса и потраченные миллиарды. Чем известны кольцевые железные дороги и линии метро Москвы

Кружка Сталина, рекорд Гиннесса и потраченные миллиарды. Чем известны кольцевые железные дороги и линии метро Москвы

Собрали интересные факты о транспортных узлах столицы и посчитали, сколько их на самом деле

В этом материале мы рассказываем, какими транспортными кольцами окружена Москва и чем они примечательны

Еще со школьной скамьи мы знаем, что Москва имеет выгодное торгово-экономическое расположение. Именно поэтому город нужно было окружить крепостями, которые могли бы обеспечить его защиту. Границы златоглавой отодвигали много раз, потому что она вбирала в себя всё больше территорий, становясь круглой.

Со временем необходимость защищать город отпала, но возникла другая — обеспечить жителей доступным и удобным транспортом. В этом материале MSK1.RU рассказывает, какими кольцами железных дорог окружена Москва и зачем они нужны.

Всего столицу окружают четыре железнодорожных кольца
  1. Маленькая да удаленькая
  2. Кольцо с царской историей
  3. Второе «сердце Москвы»
  4. Старейшее кольцо Москвы
  5. Что еще почитать?
1

Маленькая да удаленькая

Кольцевая линия — пятая по счету в московском метрополитене. Она частично повторяет контур Садового кольца и проходит через большинство других веток подземки, соединяя сразу семь из десяти столичных вокзалов. На линии расположено 12 станций, при этом все они пересадочные. Ежедневно по этому маршруту проезжает около 1,2 миллиона человек.

Изначально Кольцевая не входила в планы по строительству столичной подземки. Вместо нее власти предлагали сделать диаметральные линии с пересадками в центре города. Однако уже в 1938 году стало понятно, что эта идея нежизнеспособна — нагрузка на метро в таком случае была бы слишком велика. Первый участок кольца был открыт в 1950 году, а уже через четыре года строительство полностью завершилось. Итоговая длина маршрута составила 19,4 километра.

На Кольцевой нет ни одного наземного участка

На схеме эта ветка метро обозначена коричневым цветом. Бытует мнение, что художники смешали три цвета — красный, зеленый и синий, присвоенные первым линиям метро — Сокольнической, Замоскворецкой и Арбатско-Покровской, соответственно. Так и получился привычный горожанам «окрас» Кольцевой.

Но есть и другая версия. Согласно легенде, Иосиф Сталин пил кофе и поставил кружку на чертежи метро, принесенные для обсуждения. Тогда политику и пришла идея строительства кольцевой. Сталин пожелал, чтобы будущую постройку на картах отмечали коричневым цветом — прямо как отпечаток от кружки. Подтверждения этой истории нет. Многие считают, что миф был создан для возбуждения интереса к метро у общественности.

Еще одной особенностью Кольцевой считается оформление станций. Все они были созданы в духе сталинского ампира. Над украшением этой части столичной подземки трудились передовые архитекторы и скульпторы того времени. Они ставили перед собой задачу запечатлеть исторический путь русского человека, некоторые станции Кольцевой даже являются объектами культурного наследия.

Вестибюль «Павелецкой» украшен мозаикой Павла Корина. На ней изображены рабочий и крестьянка, взявшиеся за руки. Этот жест символизирует единство, неразрывность прошлого и будущего советского народа.
2

Кольцо с царской историей

Московское центральное кольцо (МЦК) — транспортный узел длиной в 54 километра. Это совместный проект двух организаций — Московского метрополитена и РЖД. Несмотря на то, что на картах подземки его принято указывать под номером 14, оно во многом отличается от метро в привычном понимании слова. Всё же, МЦК — это настоящая железная дорога, хоть и в пределах города.

Несмотря на свой современный внешний вид, это кольцо одно из старейших в Москве. Раньше МЦК называлось Московской окружной железной дорогой (МОЖД). Она была создана на рубеже XIX и XX веков. Тогда император Николай II пожелал сделать дорогу, которая бы обеспечила повышение грузооборота в столице и способствовала развитию промышленности. Строительство велось с 1903 по 1908 годы по плану архитектора Петра Рашевского. Черепицу для крыш станций специально закупали в Варшаве (Польша в те годы была провинцией Российской империи), а часы — в Швейцарии. На расходы не скупились, поскольку император пожелал, чтобы дорога имела «сообразный первопрестольный вид».

МЦК раньше называлось Московской окружной железной дорогой

До 1934 года по МОЖД возили как грузы, так и людей. Но с популяризацией автобусов и трамваев на улицах города пассажирское движение по кольцу закрыли. Свой вклад детище Николая II внесло и в Великую Отечественную войну. Осенью 1941 года по Московской окружной железной дороге эвакуировали важные предприятия и доставляли из тыла танки.

Попытки преобразовать кольцевую предпринимали не раз и во времена Хрущева, и в нулевые. В 2001 году создали проект по реконструкции МОЖД. Запланировали, что дорогу «реанимируют» в наземную линию метро и пустят по ней пассажирские электропоезда. Но случилось это лишь в 2016 году — МЦК открыла свои двери для горожан спустя 82 года. Сейчас на этом кольце — 31 станция в 26 районах Москвы. Ежедневно по этой дороге проезжают 600 тысяч человек. Как сообщил РБК, на реконструкцию МЦК потратили около 100 миллиардов рублей.

Так выглядит сейчас «царская» железная дорога
3

Второе «сердце Москвы»

Большая кольцевая линия — одиннадцатая по счету ветка в Московском метрополитене. Полностью открылась она только в 2023 году, но уже успела наделать много шума. На сегодняшний день это самая протяженная кольцевая линия метро в мире — ее длина составляет 70 километров. Ежедневно по БКЛ проезжает около 1,1 миллиона пассажиров.

БКЛ открылась совсем недавно, но уже попала в книгу рекордов Гиннесса и стала самой длинной кольцевой в мире

Идею создания второго кольца в столичной подземке вынашивали еще в советское время. Тогда для новой линии даже построили станции «Каховскую», «Варшавскую» и заложили «Проспект Вернадского». Но дело не двигалось с мертвой точки вплоть до 2010-х. Тогда же и началось проектирование.

Строительство и запуск не раз откладывали. Власти заявляли, что работа над БКЛ ведется в непростых условиях из-за особенностей грунта и подземных вод. Большинство станций второго «сердца Москвы» расположены на небольшой глубине — до 30 метров. Для наращивания темпов строительства использовали передовые технологии: огромными железными щитами диаметром 10 метров и длиной 60 метров прокладывали будущие тоннели. В сутки одна такая установка вырывала 3000 кубометров грунта. Одновременно над кольцом работали 23 машины с щитами — этот факт даже был занесен в книгу рекордов Гиннесса.

Первый участок запустили в 2018 году, второй — в непростом из-за ковида 2020 году, третий — в 2021 году. Окончательно замкнулась БКЛ лишь в 2023 году. Но не прошло и двух недель с момента открытия, как случилось первое ЧП. В тоннеле между станциями «Мичуринский проспект» и «Аминьевская» произошла протечка. Мэрия обвинила в случившемся компанию «Донстрой», которая решила построить многоэтажку без согласования с руководством столичной подземки. Бурильная машина проделала отверстие, и глина с песком хлынули прямиком в тоннель.

В день потопа пассажиры заметили, что на станции приезжают облитые грязью поезда

Чтобы успевать за темпами развития московской подземки, власти приняли решение сделать станции на БКЛ типовыми. Тем не менее многие москвичи их уже успели полюбить из-за нестандартного архитектурного облика.

Больше всего людей, кажется, поразил подводный антураж «Нагатинского затона». Эта станция находится в одноименном районе, который с севера омывается Москва-рекой. Там обитает 12 видов рыб, именно их изобразили на стенах вестибюля. Если подойти поближе к панно, то среди ярких плиточек можно найти неожиданные предметы — например, комсомольский значок или бутылку ликера.

1 из 2

По словам мэра Москвы Сергея Собянина, всего на строительство линий и станций метро, а также прилегающих инфраструктурных объектов потратили 778 миллиардов рублей. Предполагается, что частные инвесторы вложат в объекты вокруг новых станций больше 5,2 триллиона рублей, а БКЛ окупится уже в этом году.

4

Старейшее кольцо Москвы

Большая кольцевая Московская железная дорога или Большая окружная дорога (БК МЖД или БМО) соединяет все одиннадцать железнодорожных направлений, отходящих от столицы. Кольцо проходит через Новую Москву и сразу две области — Московскую и Владимирскую. Длина БК МЖД составляет 524,5 километра.

Также эта кольцевая считается старейшей. Ее строительство началось еще в середине XIX века на деньги купцов Алексея и Герасима Хлудовых. Им принадлежала местная мануфактурная фабрика, и чтобы вывозить оттуда продукцию, они решили проложить эту дорогу. Благодаря их стараниям, в 1870 году открылся первый участок — Воскресенск-Егорьевск. Полностью же замкнулось кольцо только в 1943–1944 годах.

Большое кольцо Московской железной дороги считается старейшим в регионе

Дорога имела важное стратегическое значение — в Первую мировую по ней возили сырье и топливо, а во время обороны Москвы в 1941 году — войска и военную технику. В дальнейшем «большое кольцо» использовали для разгрузки Московского железнодорожного узла от транзитных грузовых поездов.

На БК МЖД расположены 137 станций, однако не все из них пассажирские. Пригородным сообщением на кольце пользуются преимущественно сотрудники железной дороги. Но есть участки, где основные пассажиры — жители ближайших населенных пунктов. А весной и летом здесь много дачников. Ежемесячный пассажиропоток этого кольца — 26,5 тысячи человек.

По Большому кольцу Московской железной дороги ездят поезда ЭД4
5

Что еще почитать?

MSK1.RU уже рассказывал об автомобильных кольцах Москвы. Тринадцать часов пробок и триллион рублей на постройку — далеко не самые интересные факты о них. Подробнее — в отдельном материале.

Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем